12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Булатова Вероника Валерьевна22

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

I.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экомир» органично вписывается в систему дополнительного образования детей и реализует естественнонаучную направленность МБУ ДО «Центр детского творчества» Гурьевского района.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомир» задаётся стремительным ростом числа экологических проблем взаимодействия человека и природы, негативного воздействия человеческого общества на окружающую среду.

Экологическая ситуация, сложившаяся за последние годы в нашей стране и в мире, в целом поставила перед человечеством задачу - достижение устойчивого развития общества, которое в свою очередь подразумевает не только разумную эксплуатацию природных ресурсов, но и формирование соответствующего мировоззрения по отношению к проблемам окружающей среды, воспитание личности, способной жить в гармонии с миром природы.

На сегодняшний день очень важен вопрос воспитания школьника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, тем самым преобразовывающего окружающий мир.

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомир» является то, что программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим является краеведческий принцип. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях. Предлагаемые формы освоения учебного материала в сочетании с различными видами деятельности детей позволяют педагогу полнее учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Адресат программы - учащиеся 7-10 лет. Данная программа разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

В период младшего школьного возраста в организме ребенка происходит физиологический сдвиг - резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов. Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.

Параллельно с учебной деятельностью ребенок младшего школьного возраста вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом.

Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.

Срок освоения программы – три года, содержание программы в соответствии с учебным планом по годам обучения рассчитано на 576 часов.

Содержание программы представлено следующим образом:

- первый год обучения - 144 часа, из них 36 часов теории и 108 часов практических занятий;

- второй год обучения - 216 часов: 38 часов теоретических занятий и 106 часа практической работы;

- третий год обучения - 216 часов: 38 часов теоретических занятий и 106 часа практической работы.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа в первый год обучения, 2 раза в неделю по 3 академических часа в последующие года обучения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экомир» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, апробирована в течение нескольких лет.

Как показала практика, все дети успешно овладевают теоретическими и практическими основами экологии, проявляют интерес к практической и творческой деятельности, к природе, заботятся о своем здоровье. Учащиеся осознают необходимость взаимодействия и гармоничного сосуществования с природой ближайшего окружения.

Дети организуются в учебную группу постоянного состава, согласно требованиям наполняемости групп.

Группа формируется из детей, имеющих различные базовые знания и умения, первичные представления о предметах и явлениях окружающей среды.

Ребенок может быть принят сразу на второй год обучения, при условии прохождения предварительного собеседования и выполнения некоторых теоретических и практических заданий по содержанию программы первого года обучения.

 

Программа «Экомир» предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

Программа создает оптимальные условия для расширения кругозора детей об окружающем мире, взаимосвязях предметов и явлений, о здоровом образе жизни. Она также способствует формированию творческих способностей детей, практических навыков (уход за животными и растениями), воспитанию эстетических чувств через выполнение собственных творческих проектов (аппликации, рисунки, поделки из природного материала) и т.д.

При реализации данной программы осуществляется межпредметная связь с общеобразовательными дисциплинами и предметами: история, география, ботаника, экология, общая биология, декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство.

Формы учебных занятий - групповые. Они подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей детей, в соответствии с целью и задачами образовательной программы и направлений деятельности:

- познавательное направление: экскурсия, фотовыставки, посещение музеев, конкурсы экологических плакатов и рисунков, беседы, викторины, познавательные экологические игры, КВН, театрализованные постановки;

- природоохранное направление: акции, субботники, экологические игры, изготовление экологических листовок;

- здоровьесберегающее направление: экологические игры на местности.

Используются следующие педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.

 

I.2. Цели и задачи программы

Цель программы - создание организационно-педагогических условий для творческой самореализации учащихся путем совершенствования знаний и умений в области экологии.

Реализации цели способствует решение следующих задач:

- расширять имеющиеся знания о природе, поддерживать познавательный интерес;

- способствовать развитию основных процессов мышления: анализ, синтез, сравнение;

- содействовать развитию творческих способностей, эстетического вкуса;

- развивать навыки бережного отношения к природе родного края, выполнения правил экологической этики;

- формировать сознательную потребность в выборе здорового и безопасного образа жизни.

 

I.3. Содержание программы

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомир» отражено в учебном плане, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации, учащихся по годам обучения (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5).

 

I.3.1. Учебный план первого года обучения

п/п

 

Наименование темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Лекции

Прак

тика

Раздел 1. Окружающий мир (39 часов)

1.1

Введение. «Давайте знакомиться, мы на планете Земля»

3

1

2

Анкета

1.2

Общие представления о явлениях природы

6

2

4

 

1.3

Погодные явления

6

2

4

Решение проблемных задач

1.4

Значение воды для жизни

6

2

4

 

1.5

Воздух вокруг нас

6

2

4

 

1.6

Почва. Полезные ископаемые. Горные породы

6

2

4

Итоговый тест

1.7

Пути реализации охрана окружающей среды

6

2

4

 

 

Итого

39

13

26

 

 

Раздел 2. Великие путешественники – растения (60 часов)

2.1

Многообразие растений

6

2

4

Проблемные задачи

2.2

Домашние цветы

6

2

4

 

2.3

Лекарственные растения

6

2

4

 

2.4

Культурные растения

6

2

4

Мини-сказки сочинения в рисунках

2.5

Растения, обитающие в пустыни

6

2

4

 

2.6

Растения, обитающие в субтропиках

6

2

4

 

2.7

Растения, обитающие в Арктике

6

2

4

 

2.8

Растения, обитающие в Австралии

6

2

4

 

2.9

Растения, обитающие в России

6

2

4

 

2.10

Болезни растений

3

1

2

Работа по карточкам

2.11

Охрана растений. Красная книга растений

3

1

2

Итоговое тестирование

 

Итого

60

20

40

 

Раздел 3. Удивительный мир животных (66 часов)

3.1

Многообразие животных

6

2

4

Проблемные задачи

3.2

Физиологические особенности животных

6

2

4

 

3.3

Питание животных

6

2

4

Экологические задачи

3.4

Домашние животные

6

2

4

Рисунок

3.5

Дикие животные

10

3

7

Рисунок

3.6

Болезни животных

3

1

2

Итоговое тестирование по разделу

3.7

Охрана животных. Красная книга

8

2

6

Итоговая контрольная работа

 

Итого

45

14

31

 

 

Всего

144

47

97

 

 

I.3.2. Содержание учебного плана первого года обучения

Раздел 1. Окружающий мир (39 часов)

Тема 1.1. Введение. «Давайте знакомиться, мы на планете Земля» (3 часа)

Теория. Экология: цели, задачи проблемы. Важность и значимость экологического движения в школе.

Практика. Обсуждение и планирование мероприятий программы. Работа с календарем экологических дат. Анкета.

Тема 1.2. Общие представления о явлениях природы (6 часа)

Теория. Систематизировать и обобщить представления о мире вокруг нас, ознакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами. Научные представления об явлениях природы, об образовании облаков, ветра, грозе, шаровой молнии, радуге, северном сиянии. Научить правильно себя вести во время грозы.

Практика. Проблемные задачи по экологии. Рисунки на тему «Мир вокруг нас». Определять направление ветра, используя флюгер, определять силу ветра.

Тема 1.3. Погодные явления (6 часов)

Теория. Элементарные научные представления о погоде и ее особенностях во всех климатических поясах, о погодных явлениях. Значение прогнозов погоды в жизни человека, познакомить с некоторыми народными приметами, повторить и обобщить полученные знания.

Практика. Выполнение теста по теме. Закрепленные знания через игру «Угадай пословицу».

Тема 1.4. Значение воды для жизни (6 часов)

Теория. Свойства воды, ее значение для жизни человека и правила определения воды пригодной к употреблению в пищу.

Практика. Создание листовок на тему «Берегите воду».

Тема 1.5. Воздух вокруг нас (6 часов)

Теория. Значение воздуха для человека, животных, растений. Основные принципы по охране и защите воздуха. Свойства и состав воздуха и значением его для жизни на Земле.

Практика. Практическая работа. Занимательные задания.

Тема 1.6. Почва. Полезные ископаемые. Горные породы (6 часов)

Теория. Почва - золотой фонд страны. 27 марта-День Земли. Хартия Земли. Виды и качества почв. Их роль в жизни человека и живых существ. Горные породы и их некоторые свойства, классификация, значение горных пород в жизни природы и человека. Полезные ископаемые, их значение для жизни людей, подвести к пониманию необходимости охраны недр.

Практика. Игра. Тестовые задания. Проблемные задачи. Рисунок на тему «Берегите Землю».

Тема 1.7. Пути реализации охрана окружающей среды (6 часов)

Теория. Характер взаимодействия человека и природы. Охрана и рациональное использования природных богатств. Экологические организации.

Практика. Организация и проведение в начальной школе конкурса «Уголок природы». Создание листовок на тему «Защитим родной край».

Раздел 2. Великие путешественники – растения (60 часов)

Тема 2.1. Многообразие растений (6 часов)

Теория. Многообразный мир растений, их значение для жизни природы и человека. Разнообразные растения и особенности мест их обитания. Условия обитания растений, светолюбивые, тенелюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые растениям.

Практика. Решение проблемных задач. Поле чудес.

Тема 2.2. Домашние цветы (6 часов)

Теория. Домашние цветы и особенности их произрастания, размножения, правила ухода за ними.

Практика. Панно из сухоцветов и природного материала. Викторина. Рисунки. Практическая работа по пересадке растений.

Тема 2.3. Лекарственные растения (6 часов)

Теория. Лекарственные растения, ядовитые растения, их значение для животных и человека.

Практика. Загадки. Доклады. Букеты из сухоцветов.

Тема 2.4. Культурные растения (6 часов)

Теория. Разнообразие культурных растений, характеристика основных представителей.

Практика. Загадки. Доклады. Мини-сказки сочинения в рисунках.

Тема 2.5. Растения, обитающие в пустыни (6 часа)

Теория. Природные условия пустынь, их растительный мир, приспособленность организмов к условиям жизни в пустыни.

Практика. Тестовые задания. Практическая работа с растениями кактусами.

Тема 2.6. Растения, обитающие в субтропиках (6 часов)

Теория. Природные условия жизни в субтропических лесах, особенности растений и их значение для планеты, и необходимость их охраны.

Практика. Написать сочинение «Напиши письмо Мартышке».

Тема 2.7. Растения, обитающие в Арктике (6 часа)

Теория. Природная зона арктических пустынь, особенности произрастания растительного мира, взаимосвязи в природе.

Практика. Тестовые задания.

Тема 2.8. Растения, обитающие в Австралии (6 часа)

Теория. Удивительный и непохожий ни на кого мир Австралии, растительность и условия произрастания на материке Австралия.

Практика. Рисунок. Групповые игры.

Тема 2.9. Растения, обитающие в России (6 часов)

Теория. Растения, обитающих в России, роль растений в жизни человека и природы.

Практика. Панно из листьев. Игра «Загадки-сказки».

Тема 2.10. Болезни растений (3 часа)

Теория. Болезни растений и способы защиты растений от болезней.

Практика. Работа по карточкам.

Тема 2.11. Охрана растений. Красная книга растений (3 часа)

Теория. Значение растений в жизни человека, влияние хозяйственной деятельности человека на мир растений и способы защиты и охраны растений. Закон России по охране растительного мира, история возникновения Красной книги растений, растения которые занесены в Красную книгу растений.

Практика. Рисунок «Сбережем травинку».

Раздел 3. Удивительный мир животных (45 часов)

Тема 3.1. Многообразие животных (6 часов)

Теория. Многообразие животного мира: птицы, рыбы, звери. Взаимодействие животных друг с другом и с растениями.

Практика. Викторина. Игра «Угадай животное»

Тема 3.2. Физиологические особенности животных (6 часов)

Теория. Физиологические особенности животных, сформированных в результате эволюции, а также условия обитания.

Практика. Игра «Цепочка». Викторина.

Тема 3.3. Питание животных (6 часов)

Теория. Особенности питания и существования животных. Травоядные и плотоядные животные.

Практика. Игра «Поле чудес». Доклады детей.

Тема 3.4. Домашние животные (6 часов)

Теория. История одомашнивания диких животных, разнообразие домашних питомцев.

Практика. Панно на тему «Мой питомец». Лепка из пластилина. Викторина. Игра «Угадай Кто?».

Тема 3.5. Дикие животные (10 часов)

Теория. Многообразие животного мира. Жители лесов, луга, болота, океана, рек, озер.

Практика. Мини-сочинение сказка «Встреча в лесу». Доклады.

Тема 3.6. Болезни животных (3 часа)

Теория. Болезни животных, диких животных, домашних животных, меры профилактики и лечения. Классификация болезни по степени их опасности и признакам.

Практика. Тестовые задания. Игра.

Тема 3.7. Охрана животных. Красная книга (8 часов)

Теория. Экологические проблемы леса, животных, возникшие по вине человека. Охранная деятельность людей в зоне лесов. Закон России по охране животных, исторические причины возникновения Красной книги животных. Животные, которые занесены в Красную книгу.

Практика. Экологические задачи. Рисунки на тему «Берегите животных». Оформление стенгазеты.

 

I.3.3. Учебный план второго года обучения

Наименование темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Прак

Тика

Раздел 1. Жизнь лесных дебрей (51 час)

1.1

Введение. Организационное занятие

3

1

2

 

Работа по карточкам.

1.2

Жизнь лесных дебрей

3

1

2

 

1.3

Лес - зеленое море

6

2

4

 

1.4

Лес и его обитатели

9

2

7

 

1.5

Влияние температуры на живые организмы

6

2

4

Исследовательская работа

1.6

По страницам лесного журнала мод

12

3

9

Практическая работа

1.7

Средства передвижения у животных

6

1

5

 

1.8

Доступ к информации

6

1

5

Итоговое тестирование по разделу

 

Итого

51

13

38

 

Раздел 2. Растения - гениальные инженеры природы (69 часов)

2.1

Растения-потребители отходов

6

2

4

Проблемные задачи

2.2

Растения-химики

6

2

4

Исследовательская работа

2.3

Растения- архитекторы, строители, механики

6

2

4

Практическая работа

2.4

Растения-математики

6

2

4

Мини-сказки сочинения в рисунках

2.5

Растения-путешественники

6

2

4

 

2.6

Растения-мастера гидравлики

6

2

4

 

2.7

Растения-физики

6

2

4

 

2.8

Как растение передают информацию

6

2

4

 

2.9

Растения-биологические часы

6

2

4

 

2.10

Совершенство приспособления у растений

9

2

7

 

2.11

На что еще способны растения

6

2

4

Итоговое тестирование по разделу

 

Итого

69

22

47

 

Раздел 3. Бомбы замедленного действия (66 часов)

3.1

"Бомбы замедленного действия" на нашей планете

9

2

7

Тестовые задания

3.2

"Бомба замедленного действия" - вода

9

2

7

Практическая работа

3.3

"Бомба замедленного действия" - мусор

9

2

7

Практическая работа

3.4

"Бомба замедленного действия" - воздух

9

2

7

Рисунок

3.5

Бомба замедленного действия" - шум

9

2

7

 

3.6

"Бомба замедленного действия" - химикаты

9

2

7

 

3.7

Пугающий призрак АЭС

6

1

5

Экологические задачи

3.8

Практические мероприятия по данным проблемам

6

1

5

Итоговое тестирование по разделу

 

Итого

66

14

52

 

Раздел 4. Дурные пристрастия (30 часов)

4.1

Дурные пристрастия

3

1

2

Тестовая работа

4.2

Животные - наркотики - человек.

Растения-убийцы

9

2

7

Рисунок

4.3

Передай в наследство трезвость

6

2

4

Практическая работа

4.4

"Владыка мира" - никотин

6

2

4

Решение кроссворда

4.5

Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона

3

1

2

 

4.6

Мы говорим на уровне крокодилов

3

1

2

Итоговая контрольная работа

 

Итого

30

9

21

 

 

Всего

216

58

158

 

 

I.3.4. Содержание учебного плана второго года обучения

Раздел 1. Жизнь лесных дебрей (51 час)

Тема 1.1. Введение. Организационное занятие (3 часа)

Теория. Организационное занятие. Техника безопасности.

Практика. Ваши собственные экологические достижения. Что было сделано за летний период.

Тема 1.2. Жизнь лесных дебрей (3 часа)

Практика. Стенгазета. Праздник «Жизнь лесных дебрей».

Тема 1.3. Лес - зеленое море (6 часов)

Теория. Лес - зеленое море. Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа -листопад. Зеленое море тайги. Сезонники.

Практика. О Всероссийском конкурсе "Подрост". Работа по карточкам.

Тема 1.4. Лес и его обитатели (9 часов)

Теория. Раздолье для вегетарианцев. Сластены. Подготовительный цех. Заглянем в закрома животных.

Практика. Подготовка к проведению акции «Покорми птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц. Уроки феи Экологии. Работа по теме.

Тема 1.5. Влияние температуры на живые организмы (6 часов)

Теория. Влияние температуры на живые организмы. Шубы, полушубки, малахаи у животных. Есть ли обувь у животных? Голь на выдумки хитра или переодевания животных. Погреться у чужой печки. Холодильные установки. Кратковременная и длительная консервация организмов.

Практика. Урок феи Экологии. Работа с рисунками

Тема 1.6. По страницам лесного журнала мод (12 часов)

Теория. Мир красок у природы. Маскировочные халаты. Камуфляж. Сонное царство. Яркая окраска или лучше - не приставай. Костюмерная природы.

Практика. Урок феи Экологии. Работа по теме. Изготовление костюма.

Тема 1.7. Средства передвижения у животных (6 часов)

Теория. Средства передвижения животных. Возможности и ограничения. Альпинисты. Акробаты. Планеристы. Зачем нужны хвосты?

Практика. Урок феи Экологии. Работа с рисунками.

Тема 1.8. Доступ к информации (6 часов)

Теория. Голоса леса. Зачем им усы? Мир ароматов.

Практика. Урок феи Экологии. Работа по теме.

Раздел 2. Растения - гениальные инженеры природы (69 часа)

Тема 2.1. Растения-потребители отходов (6 часов)

Теория. Растения - потребители отходов. Устранение отходов - проблема №1. Водные растения-санитары.

Практика. Исследовательская работа. Поделки из бросового материала.

Тема 2.2. Растения-химики (6 часов)

Теория. Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.

Практика. Исследовательская работа. Викторина.

Тема 2.3. Растения - архитекторы, строители, механики (6 часов)

Теория. Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.

Практика. Практическая работа. Работа с картоном.

Тема 2.4. Растения-математики (6 часов)

Теория. С точностью до одной тысячной. Золотое сечение, математически точно, геометрически правильно.

Практика. Практическая работа. Работа с цветной бумагой.

Тема 2.5. Растения-путешественники (6 часов)

Теория. Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.

Практика. Творческая работа. Сочинение-сказка «Перекати поле».

Тема 2.6. Растения-мастера гидравлики (6 часов)

Теория. Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки, вакуумные насосы и электростатика. Растительный организм и морские глубины

Практика. Исследовательская работа и участие в опыте. Викторина.

Тема 2.7. Растения-физики (6 часов)

Теория. Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.

Практика. Участие в опыте. Занимательные задания. Активные игры.

Тема 2.8. Как растение передают информацию (6 часов)

Теория. Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.

Практика. Игра «Волшебные растения». Игра «Цепочка». Викторина.

Тема 2.9. Растения-биологические часы (6 часов)

Теория. Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.

Практика. Рисунки. Загадки.

Тема 2.10. Совершенство приспособления у растений (9 часов)

Теория. Объединение интересов - симбиоз. Маскировка - основа процветание. Горящие кактусы. Пионеры безжизненных пространств.

Практика. Поделки из овощей. Лепка из пластилина. Поле чудес.

Тема 2.11. На что еще способны растения (6 часов)

Теория. Слышно и видно, как растет трава. Растения гиганты. Мнимая смерть, длящаяся 250 лет. Растения, переваривающие кости и сыр. Свет в полном мраке.

Практика. Практическая работа и участие в опытах. Доклады.

Раздел 3. Бомбы замедленного действия (66 часов)

Тема 3.1. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете (9 часов)

Теория. Экологические проблемы: глобальное изменение климата; изменение качества почв: заболачивание, солончаки, разработки полезных ископаемых; проблема численности населения планеты; проблема загрязнения атмосферы; потеря численности и разнообразия видов (животных и растений); вырубка леса. Опыт восстановления численности зарубежных стран. Восстановительные программы в России; проблема мусора.

Практика. Выставка рисунков и выпуск стенгазеты. Тестовые задания.

Тема 3.2. "Бомба замедленного действия" – вода (9 часов)

Теория. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель.

Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода -самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?

Практика. Практическое занятие «Как очищают грязную воду?». Сочинение в картинках мини-сказка.

Тема 3.3. "Бомба замедленного действия" – мусор (9 часов)

Теория. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов.

Практика. Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Ромашковая поляна".

Тема 3.4. "Бомба замедленного действия" – воздух (9 часов)

Теория. "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе.

Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.

Практика. Участие в практических опытах. Тестовые задания. Рисунки.

Тема 3.5. Бомба замедленного действия" – шум (9 часов)

Теория. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.

Практика. Викторина. Игра «Глухой телефон».

Тема 3.6. "Бомба замедленного действия" – химикаты (9 часов)

Теория. "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации".

Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.

Практика. Викторина. Игра.

Тема 3.7. Пугающий призрак АЭС (6 часов)

Теория. Пугающий призрак АЭС. Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдаленные последствия у участников испытаний атомных бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что же дальше?

Практика. Просмотр видеофильма. Игра.

Тема 3.8. Практические мероприятия по данным проблемам (6 часов)

Теория. Что охранять и как использовать? Привычная расточительность или нетрадиционная бережливость

Практика. Конкурсная программа. Доклад.

Раздел 4. Дурные пристрастия (30 часов)

Тема 4.1. Дурные пристрастия (3 часа)

Теория. Дурные пристрастия и плохие привычки.

Практика. Тест.

Тема 4.2. Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы (9 часов)

Теория. Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля - гашиш. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков.

Практика. Игра. Практический опыт.

Тема 4.3. Передай в наследство трезвость (6 часов)

Теория. Медведи любят выпить. Пиво в жизни воробьев. Развязность захмелевших пескарей. Болезнь за свои же денежки. Вино родит вину. Зияющие перспективы. Наркоман в обнимку с пьяницей. Трезвому совестно - пьяному нет.

Практика. Рисунок. Викторина.

Тема 4.4. Владыка мира – никотин (6 часов)

Теория. Курильщиками не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик - сам себе могильщик. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве никотина. Как воспитать волю.

Практика. Просмотр видеофильма. Решение кроссворда. Доклады.

Тема 4.5. Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона (3 часа)

Теория. Как становятся "нюхачами". Давайте посмотрим как действуют токсические вещества на живой организм.

Практика. Урок феи Экологии. Проведение опыта: "Влияние паров ацетона на герань обыкновенную". Записи в дневник наблюдений. Выводы.

Тема 4.6. Мы говорим на уровне крокодилов (3 часа)

Теория. Чем человек отличается от животных? Поговорим о сквернословии. На кого мы становимся похожи?

Практика. Групповые игры. Викторина.

 

I.3.5. Учебный план третьего года обучения

Наименование темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Прак

тика

Раздел 1. Город и человек (48часов)

1.1

Введение. Организационное занятие

3

1

2

 

 

1.2

Основы экологического образования

6

2

4

Решение проблемных задач

1.3

Город и человек: загрязнение окружающей среды, влияние городской среды на здоровее человека

9

3

6

Анкетирование

1.4

Жизнь растений в городе

12

2

10

Рисунок

1.5

Жизнь животных в городе

12

2

10

Участие в театрализованном представлении

1.6

Пути реализации охраны животных и растений в городе

6

1

5

Итоговое тестирование по разделу

 

Итого

48

11

37

 

Раздел 2. Моя малая Родина (72 час)

2.1

Историческое краеведение. Наследие родной земли

6

2

4

 

2.2

Уникальные природные объекты района и области

6

2

4

Доклад

2.3

Экологическая обстановка кемеровской области

12

3

9

Рисунок

2.4

Экологическая обстановка Гурьевского района

6

1

5

Участие в конференции

2.5

Экологическая обстановка в школе и пришкольной территории

12

2

10

Исследовательская работа

2.6

Экологическая деятельность летом

9

2

7

Участие в театрализации

2.7

Красная книга нашей области, района, села

12

2

10

 

2.8

Учимся передавать свои знания другим

Ребятам

9

1

8

Итоговое тестирование

 

Итого

72

15

57

 

Раздел 3. Все о национальных парках (36 часов)

3.1

Национальные парки

12

4

8

Рисунок

3.2

Обустройство парков

9

2

7

Доклад

3.3

Ландшафтная архитектура

9

2

4

Участие в групповом проекте

3.4

Заботы о досуге

6

2

4

Итоговое тестирование по разделу

 

Итого

36

10

26

 

Раздел 4. Экологический марафон (60 часов)

4.1

Человек в созданной им среде

9

1

8

Тестовая работа

4.2

Изучаем способы охраны природы

9

2

7

Рисунок

4.3

Обсуждаем экологические катастрофы

9

2

7

Практическая работа

4.4

Экологические взаимоотношения организмов

9

2

7

Исследовательская работа

4.5

Подготовка и проведение праздников

9

-

9

Участие в проведении праздников

4.6

Вопросы задает природа

9

-

9

 

4.7

Экологическая неделя

6

-

6

Участие в экологической неделе Итоговая контрольная работа

 

Итого

60

7

53

 

 

Всего:

216

43

173

 

 

I.3.6. Содержание учебного плана третьего года обучения

Раздел 1. Город и человек (48часов)

Тема 1.1. Введение. Организационное занятие (3 часа)

Теория. Задачи объединения. Техника безопасности. Знакомство с программой на учебный год.

Практика. Анкетирование, техника безопасности. Экскурсия по кабинету, школе, пришкольному участку.

Тема 1.2. Основы экологического образования (6 часов)

Теория. Основы экологического образования и воспитания. Взаимодействие человека и природы. Охрана и рациональное использования ее богатств.

Практика. Работа в группах. Решение проблемных задач.

Тема 1.3. Город и человек: загрязнение окружающей среды, влияние городской среды на здоровее человека (9 часов)

Теория. Транспорт, его влияние на окружающую среду. Город и здоровье человека. Город и здоровье человека

Практика. Конференция. Подготовка и выпуск стенгазеты «Человек и город». Анкетирование учащихся школы «Здоровье человека в городе»

Тема 1.4. Жизнь растений в городе (12 часов)

Теория. Роль растений в жизни города. Изучение состояния растительности города. Растения Красной книги.

Практика. Выпуск газеты «Растения в городе». Рисунки. Листовки.

Тема 1.5. Жизнь животных в городе (12 часов)

Теория. Многообразие животных города. Изучение видового разнообразия животного мира города. Домашние животные и их роль в жизни и влияние на здоровье людей. Охрана животных города.

Практика. Выпуск газеты «Животные в городе». Рисунки. Листовки.

Тема 1.6. Пути реализации охраны животных и растений в городе (6 часов)

Практика. Агитбригада. Театрализованное представление.

Раздел 2. Моя малая Родина (72 часа)

Тема 2.1. Историческое краеведение. Наследие родной земли (6 часов)

Теория. Историческое возникновение нашей области. Основные достопримечательности и природные памятники. Экологические тропы.

Практика. Конкурсная программа. Доклады.

Тема 2.2. Уникальные природные объекты района и области (6 часов)

Теория. Уникальные природные объекты района и области. Пути охраны и восстановления.

Практика. Рисунки. Стенгазета.

Тема 2.3. Экологическая обстановка кемеровской области (12 часов)

Теория. Экология и заболевания людей в Кемеровской области.

Практика. Составление экологической карты. Подготовка и выпуск газеты «Экология нашей области». Конференция «Экология нашей области». Создание компьютерной презентации «экология нашей области»

Тема 2.4. Экологическая обстановка Гурьевского района (6 часов)

Теория. Экологическая обстановка Гурьевского района. Мониторинг состояния воздуха, воды, почвы нашего района

Практика. Определение степени повреждения растений города

Конференция «Экология района» Выпуск газеты по итогам конференции.

Тема 2.5. Экологическая обстановка в школе и пришкольной территории (12 часов)

Теория. Экологическая обстановка пришкольной территории. Экология школьного здания. Экологический паспорт школы. Чистота помещений и их влияние на здоровье людей. Проветривание помещений. Влияние чистого воздуха на здоровье человека.Комнатные растения и их роль в очистке воздуха в помещении. Фитонциды и их влияние на здоровье человека.

Практика. Исследование растительности пришкольной территории. Лабораторный практикум: Определение степени загрязнения растительности пришкольной территории. Составление энциклопедии растительности пришкольной территории. Проект по озеленению пришкольной территории «Зеленая школа». Анкетирование учащихся. Составление энциклопедии комнатных растений, растущих в школе. Конференция «Комнатные растения».

Тема 2.6. Экологическая деятельность летом (9 часов)

Теория. Планирование экологической деятельности в летний период. Составление проекта. Презентация проектов «Мы готовы!».

Практика. Обсуждение результатов выполнения заданий на лето.

Тема 2.7. Красная книга нашей области, района, села (12 часов)

Теория. Закон о защите животных и растений Кемеровской области. Животные и растения, занесенные в Красную книгу Гурьвского района.

Практика. Рисунки. Театрализованное представление.

Тема 2.8. Учимся передавать свои знания другим ребятам (9 часов)

Теория. Учимся передавать свои знания другим ребятам.

Практика. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.

Раздел 3. Все о национальных парках (36 часов)

Тема 3.1. Национальные парки (12 часов)

Теория. Все о национальных парках. Первые национальные парки России. Статус национальных парков. Парки отдыха. Достопримечательные памятники природа. Заповедники. Заказники. Отдых на любой вкус. По водным дорогам. Следопыты природы.

Практика. Панно и рисунки.

Тема 3.1. Обустройство парков (9 часов)

Теория. Обустройство парков. Доктор - лес. Сервис парка. Лесные постройки. Площадки для отдыха детей. Зоны развлечений для взрослых. Лесная мебель. Житейские удобства

Практика. Рисунки. Составление группового проекта озеленения.

Тема 3.1. Ландшафтная архитектура (9 часов)

Теория. Ландшафтная архитектура. Ландшафт. Хозяйственна пригодность. Зеленое строительство. Критерии красоты. Охрана парков. Какой парк лучше. Лесоохранные рубки. Искусство строить лес.

Практика. Рисунки. Составление группового проекта озеленения. Презентация и защита проекта озеленения.

Тема 3.1. Заботы о досуге (6 часов)

Теория. Забота о досуге. Управление национальными парками. Быт - дело серьезное. Лесные приюты. Дороги отдыха. Промысловые хозяйства парков.

Практика. Доклады. Викторина.

Раздел 4. Экологический марафон (60 часов)

Тема 4.1. Человек в созданной им среде (9 часов)

Теория. Окружающая среда и здоровье человека. Сумасшедшие шляпники и отравленные короли (ответ биосферы - бумеранг воздействий). Мода и интерьер (экология жилища). "Ты лучше голодай, чем что попало есть" (экология и образ жизни). Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Практика. Урок феи Экологии. "Лесная столовая", "Восточный лекарь", "Что может есть Робинзон", "Я - доктор".

Тема 4.2. Изучаем способы охраны природы (9 часов)

Теория. Изучаем способы охраны природы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады, и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

Практика. Исследовательская работа «Что мы должны охранять в нашем родном городе».

Тема 4.3. Обсуждаем экологические катастрофы (9 часов)

Теория. Обсуждаем примеры экологических катастроф. Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

Практика. Игра. Тестовые задания. Рисунки.

Тема 4.4. Экологические взаимоотношения организмов (9 часов)

Теория. Экологические взаимоотношения организмов. Организмы и среда их обитания. Условия и ресурсы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Экологическая ниша. Типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Хищничество. Паразитизм и болезни.

Практика. Урок феи Экологии. "Осторожно! Они ядовиты". Ядовитые растения местности: вороний глаз, борщевик, волчье лыко, болиголов, вех, дурман.

Тема 4.5. Подготовка и проведение праздников (9 часов)

Практика. Подготовка и проведение ребятами бесед, конкурсов, КВНов экологического содержания, адресованных учащимся других групп объединения.

Тема 4.6. Вопросы задает природа (9 часов)

Практика. Деловые игры. Проблемные экологические ситуации предлагает педагог, а ребята стараются найти оптимальный выход из нее.

Тема 4.7. Экологическая неделя (6 часов)

Практика. Загадки на маршруте. Вопросы и ответы

I.4. Планируемые результаты

В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомир» учащиеся

знают:

- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в красную книгу;

- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;

- разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

- технологию изготовления поделок из природного материала;

- правила техники безопасности;

умеют:

- общаться с природой;

- видеть и понимать красоту живой природы;

- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

- проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;

- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины;

- оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах;

- принимать правильные решения в экстремальных ситуациях.

В результате освоения программы «Экомир» у учащихся будут сформированы следующие личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД):

личностные результаты:

- проявляют личностные качества (чувство коллективизма и взаимопомощи, контактность, эмпатию, толерантность, экологически ответственное поведение);

- имеют потребность к самоорганизации (аккуратность, бережливость, трудолюбия, умение доводить начатое до конца, основы самоконтроля) и выражению адекватной самооценки;

- ощущают потребность в здоровом образе жизни (умение видеть прекрасное, гигиенические знания и умения);

регулятивные УУД:

- организуют совместный творческий поиск ответов на поставленные вопросы;

- осуществляют сверку своих действий с поставленной целью и исправление ошибок с помощь педагога;

- умеют преодолевать затруднения, определять степень успешности выполненной работы;

познавательные УУД:

- способны добывать и перерабатывать новую информацию из различных источников (книги, журналы, энциклопедии, справочники, схемы, вопросы, видеофильмы);

- умеют наблюдать за объектами природы и выполнять логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, выстраивание логических цепей;

- преобразовывают информацию в наиболее удобную форму: схемы, план текста, передавать информацию в сжатом или развернутом виде;

коммуникативные УУД:

- правильно формулируют свои мысли и доносят свою позицию до других, аргументируя фактами;

- способны слушать и учитывать другие позиции собеседников, вести диалог;

- умеют договариваться с учащимися, организовывать учебное взаимодействие в группе;

- осуществляют совместный творческий поиск проблем и их решение.

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

 

II.1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

288 дней

Даты начала и окончания учебных периодов:

первый год обучения

второй год обучения

третий год обучения

 

 

01.09.2017г. по 31.05.2018г.

01.09.2018г. по 31.05.2019г.

01.09.2018г. по 31.05.2019г.

Количество учебных недель, дней:

первый год обучения

второй год обучения

третий год обучения

 

36 недель, 72 дня

36 недель, 72 дня

36 недель, 72 дня

Режим работы:

первый год обучения

второй год обучения

третий год обучения

 

2 раза в неделю по 2 часа

2 раза в неделю по 3 часа

2 раза в неделю по 3 часа

Выходные дни

воскресенье;

праздничные дни, установленные законодательством РФ

Продолжительность зимних каникул

(даты начала и окончания каникулярного периода):

первый год обучения

второй год обучения

третий год обучения

8 дней

 

 

01.01.2018г. – 08.01.2018г.

31.12.2018г. – 08.01.2019г.

29.12.2019г. – 08.01.2020г.

Продолжительность летних каникул

(даты начала и окончания каникулярного периода):

первый год обучения

второй год обучения

третий год обучения

92 дня

 

 

01.06.2018г. – 31.08.2018г.

01.06.2019г. – 31.08.2019г.

01.06.2019г. – 31.08.2019г.

 

II.2. Условия реализации программы

Успешной реализации программы способствует наличие постоянного рабочего помещения (кабинета) со всеми необходимыми материалами и оборудованием. Помещение должно быть светлым, просторным, хорошо проветриваемым.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер;

- проектор;

- СD диски с фильмами о природе;

- фотоаппарат;

- канцелярские принадлежности (картон, цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски и т. д.);

- инструменты для проведения опытов и экспериментов (лупа, воронки, горшочки, лейки, декоративные грабельки, палочки, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, шприцы, банки и т.д.);

- природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.)

Методическое обеспечение:

- методические материалы для проведения теоретических занятий;

- методические разработки занятий;

- дидактический материал (карты, схемы, таблицы, инструктивные карточки и т.д.);

- раздаточный материал (тесты, карточки-задания, листы рабочих тетрадей и т.д.);

- упражнения, инструктивные карточки;

- наглядные пособия (плакаты, иллюстрации, репродукции, образцы природных материалов, гербарии т.д.);

- копилка творческих достижений, учащихся;

- инструкции по охране труда и технике безопасности;

- информационный стенд для учащихся и родителей;

- стенд «Техника безопасности».

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование, высшую или первую квалификационную категорию.

 

II.3. Формы аттестации и контроля

Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком разработаны формы аттестации, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению дополнительной образовательной программы «Экомир»: экологические игры, викторины, упражнения, тесты, мини-выставки, экологические акции и природоохранные мероприятия, опыты и исследовательская деятельность,

 

практическая и творческая работа, направленная на развитие необходимых навыков.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экомир»: готовая работа, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, портфолио.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной образовательной программе «Экомир»: аналитический материал по итогам проведения стартовой и итоговой диагностики, аналитическая справка, диагностические карты, результаты участия в конкурсных событиях различного уровня, портфолио.

Метапредметные результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) отслеживаются на протяжении всего обучения через наблюдение за детьми в разных моментах жизнедеятельности: экскурсии, игры, общение, практическая работа, творческие задания и т.д.

 

 

II.4. Оценочные материалы

Для оценки эффективности освоения учащимися программного материала разработан мониторинг сформированности ключевых образовательных компетенций по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экомир» (Приложение 1).

Мониторинг осуществляется по ключевым образовательным компетенциям: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-гражданские, компетенции личностного роста и самосовершенствования.

Оцениваемые компетенции представлены несколькими критериями оценки и уровнями их сформированности. Для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся используется определенная формула.

Уровни определяются педагогом на основе данных, полученных путем педагогического наблюдения, тестирования, контрольных опросов, собеседований, анализа выполненных работ и т.п.

Результаты освоения учащимися учебного материала по разделам программы вносятся в индивидуальные карты оценки учебно-познавательных компетенций учащихся, разработанные по годам обучения (Приложение 2).

 

Для оценки эффективности освоения учащимися программного материала разработан мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экомир» (Приложение 3).

Мониторинг осуществляется по следующим параметрам: теоретическая подготовка, практическая подготовка, общеучебные умения и навыки учащихся. Оцениваемые параметры представлены несколькими критериями. Степень выраженности критериев оценивается по уровням проявления. Оценка вносится в индивидуальную карту учета динамики результатов обучения (Приложение 4).

Отслеживание и фиксирование результатов личностного развития учащихся осуществляется через проведение мониторинга развития личности учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомир» (Приложение 5)

Метапредметные результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) отслеживаются на протяжении всего обучения по данной программе через наблюдение за детьми в разных моментах жизнедеятельности: экскурсии, игры, общение, практическая работа, творческие задания и т.д.

Для выявления динамики развития, учащихся предусматривается проведение стартового, промежуточного и итогового мониторингового исследования.

 

 

II.5. Методические материалы

Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экомир» осуществляется в очной форме.

Используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой, проектный.

Для повышения мотивации к занятиям применяются методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование.

Выбор формы организации образовательного процесса зависит от содержания и реализации системно-деятельностного подхода: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Формы проведения учебных занятий: демонстрация-объяснение, мультимедийная презентация, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, представление, презентация, защита проектов, фестиваль, конкурс.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм учебного занятия (наиболее часто используемый)

Инициация (приветствие)

Создание эмоционального настроя

Вхождение или погружение в тему (целеполагание)

Формулирование цели и содержание деятельности занятия

Формирование ожиданий учащихся

Выяснение ожиданий и опасений предстоящей деятельности

Теоретическая часть

Объяснение нового материала, лекция, интерактивная лекция, мультимедийная презентация и т.п.

Динамическая пауза

Снятие напряжения, усталости

Практическая часть

Игра, работа над творческим проектом, конкурс и т.п.

Подведение итогов

Рефлексия, анализ и оценка занятия.

Дидактические материалы для реализации программы:

Тестовые материалы для проверки уровня освоения программного материала;

Методики диагностик;

Практические задания.

 

II.6. Список литературы

 

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р): [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». М., 1997—2016 URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_168200 / (Дата обращения: 11.03.2016).

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761: [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». М., 1997—2016 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516 / (Дата обращения: 11.03.2016).

Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения: [Электронный ресурс] // Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. / Московский институт открытого образования. М., 2011-2016. URL:http://www.mos-cons.ru/file.php/1/2009/dop obrazov/ builova_stand_dop.htm #_ftnref2#_ftnref2 (Дата обращения: 15.02.2016).

Попова, И.Н. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / И.Н. Попова, С.С. Славин. – М.: Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», 2015. – 27с.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». М., 1997—2016 URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/37192.html/?utm_campaign=hotdocs_day9&utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=552612214&yclid=6429041264731101714 (Дата обращения: 11.03.2016).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». М., 1997—2016 URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155088/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (Дата обращения: 18.09.2016).

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». М., 1997—2016 URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 18.09.2016).

 

Приложения

Приложение 1

Мониторинг уровня сформированности ключевых образовательных компетенций

 

Ключевые образовательные компетенции

 

Критерии оценки

 

Уровни сформированности компетенций

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

К1

Общекультурные
 

Понимание окружающего мира способность в нем ориентироваться

 

Нет способности

 

 

Средние способности

Хорошо ориентируется и понимает окружающий мир

Ориентация на общекультурные духовно нравственные ценности, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, их влияние на мир

Отсутствуют общекультурные, духовно-нравственные ценности, владение эффективными способами организации свободного времени

Средне развиты общекультурные, духовные и нравственные ориентиры, владение эффективными способами организации свободного времени

Ориентирован на общекультурные, духовно-нравственные ценности, владение эффективными способами организации свободного времени

К2

Учебно-познавательные

Обладание учащимися знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа, рефлексии

Слабо выражены умения целеполагания, анализа, планирования учебно-познавательной деятельности

Средне выражены умения целеполагания, планирования учебно-познавательной деятельности

Обладает хорошо выраженными навыками целеполагания, планирования и анализа учебно-познавательной деятельности

Самооценка учебно-познавательной деятельности

Не способен к адекватной самооценке, рефлексии

Средние способности к адекватной самооценке и рефлексии

Обладает способностью к адекватной самооценке и рефлексии

Способность выявлять и решать поставленные проблемы

Не владеет приёмами действий в нестандартных ситуациях, не способен выявлять и решать поставленные проблемы

Выявлять и решать поставленные проблемы способен при помощи учителя или сверстников при групповой и коллективной работе

Проявляет способность самостоятельно выявлять и решать поставленные проблемы

К3

Информационные
 

Умение работать с информацией, содержащейся в различных учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире 

Слабо развиты умения работать с различными источниками информции, навыки анализа, преобразования информции, формулировки и аргументации выводов

Хорошо развиты навыки работы с различными источниками информции, проявляет указанные навыки при поддержке педагога и других учащихся

Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию

К4

Коммуникативные
 

Овладение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, обладание навыками общения, сотрудничества в различных областях, умения отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других, контактность в различных социальных группах.

Слабое владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми неразвитость коммуникативных качеств.

Хорошее владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, удовлетворительное развитие коммуникативных качеств.

Высокий уровень сформированности навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми; обладание навыками общения, сотрудничества в различных областях и социальных группах; выступает в качестве лидера при командной работе

К5

Социально-гражданские

 

Обладание знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей

Обладает частичными знаниями и опытом в общественной и социальной сферах

Обладает хорошими знаниями и опытом в общественной и социальной сферах

Обладает способностью применить знания и опыт в гражданско- общественной и социальной сферах

К6

 Компетенции личностного роста и самосовершенствования
 

Умение выбирать целевые и смысловые установки для оценки действий и поступков, принимать решения.

Отсутствие целевых и смысловых установок для оценки действий и поступков, неспособность принимать собственные решения

Выбор смысловых установок и оценку собственных действий и поступков производит при помощи учителя и сверстников

Владеет целевыми и смысловыми установками для оценки действий и поступков, способен принимать собственные решения

 

 

Владение навыками физического, духовного и интеллектуального саморазвития, способами деятельности в собственных интересах, забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с безопасностью жизнедеятельности
 

Слабо выражена способность к физическому, интеллектуальному и духовному развитию, , не придает внимания заботе о собственном здоровье, формированию качеств, связанных с безопасностью жизнедеятельности

Физическое, интеллектуальное, духовное развитие осуществляется под воздействием взрослых; проявляет заботу о здоровье под влиянием педагогов и сверстников

Обладает навыками физического, интеллектуального и духовного самосовершенствования, способами деятельности, направленными на сохранение собственного здоровья и комплекса качеств, связанных с безопасностью жизнедеятельности

Оценка уровней сформированности компетенций:

низкий уровень – 1 балл;

средний уровень – 2 балла;

высокий уровень – 3 балла;

Формула расчета: УК= К1 + К2 + К3 + К4 + К5 + К6,

где УК – уровень сформированности компетенций;

К1 – общекультурные;

К2 – учебно-познавательные;

К3 – информационные;

К4 – коммуникативные;

К5 – социально-гражданские;

К6 – личностного роста и самосовершенствования.

Таким образом, уровень сформированности ключевых образовательных компетенций определяется по общему количеству набранных баллов:

от 5 до 9 баллов – низкий уровень;

от 10 до 14баллов – средний уровень;

от 14 до 18 баллов – высокий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Индивидуальные карты оценки учебно-познавательных компетенций учащихся

 

Индивидуальная карта оценки учебно-познавательных компетенций учащихся первого года обучения

Фамилия, имя ребенка_______________________________________

Возраст___________________________________________________

Название детского объединения_______________________________

Дата начала наблюдения_____________________________________

 

Наименование раздела

Форма контроля

Уровень знаний

 

Баллы

низкий

средний

высокий

1

Контроль знаний по разделу «Окружающий мир»

Проблемные задачи «Погодные явления»

 

 

 

 

Итоговое тестирование по темам «Вода, воздух, почва»

 

 

 

 

 

2

Контроль знаний по разделу «Великие путешественники – растения»

Проблемные задачи

 

 

 

 

Мини-сказки сочинения в рисунках

 

 

 

 

Итоговое тестирование

 

 

 

 

Работа по карточкам

 

 

 

 

 

3

Контроль знаний по разделу «Удивительный мир животных»

Проблемные задачи

 

 

 

 

Рисунок

 

 

 

 

Экологические задачи

 

 

 

 

Итоговое тестирование по разделу

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

В течении учебного года оцениваются практические работы учащихся. При обработке результатов выставляются баллы от 1 до 5. Уровень прохождения программы определяется по сумме баллов: от 7 до 20 – низкий уровень; от 21 до 34 – средний уровень;

от 35 до 50 – высокий уровень.

 

Индивидуальная карта оценки учебно-познавательных компетенций учащихся второго года обучения

Фамилия, имя ребенка_______________________________________

Возраст___________________________________________________

Название детского объединения_______________________________

Дата начала наблюдения_____________________________________

Наименование раздела

Форма контроля

Уровень знаний

Баллы

низкий

средний

высокий

1

Контроль знаний по разделу «Жизнь лесных дебрей»

Работа по карточкам

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

 

Итоговое тестирование по темам

 

 

 

 

2

Контроль знаний по разделу «Растения - гениальные инженеры природы»

Проблемные задачи

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

Мини-сказки сочинения в рисунках

 

 

 

 

Итоговое тестирование

 

 

 

 

3

Контроль знаний по разделу «Бомбы замедленного действия»

Тестовые задания

 

 

 

 

Рисунок

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

Экологические задачи

 

 

 

 

Итоговое тестирование по разделу

 

 

 

 

4

Контроль знаний по разделу «Дурные пристрастия»

Тестовая работа

 

 

 

 

Рисунок

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

Решение кроссворда

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

В течении учебного года оцениваются практические работы учащихся. При обработке результатов выставляется балл от 1 до 5. Уровень прохождения программы определяется по сумме баллов: от 7 до 29 – низкий уровень; от 30 до 74 – средний уровень;

от 75 до 95 – высокий уровень.

 

Индивидуальная карта оценки учебно-познавательных компетенций учащихся третьего года обучения

Фамилия, имя ребенка_______________________________________

Возраст___________________________________________________

Название детского объединения_______________________________

Дата начала наблюдения_____________________________________

Наименование раздела

Форма контроля

Уровень знаний

Баллы

низкий

средний

высокий

 

1

Контроль знаний по разделу «Город и человек»

Решение проблемных задач

 

 

 

 

Анкетирование

 

 

 

 

Рисунок

 

 

 

 

Участие в театрализованном представлении

 

 

 

 

Итоговое тестирование по разделу

 

 

 

 

 

2

Контроль знаний по разделу «Моя малая Родина»

Доклад

 

 

 

 

Рисунок

 

 

 

 

Участие в конференции

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

 

Участие в театрализации

 

 

 

 

Итоговое тестирование

 

 

 

 

 

3

Контроль знаний по разделу «Все о национальных парках»

Рисунок

 

 

 

 

Доклад

 

 

 

 

Участие в групповом проекте

 

 

 

 

Итоговое тестирование по разделу

 

 

 

 

4

Контроль знаний по разделу «Экологический марафон»

Тестовая работа

 

 

 

 

Рисунок

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

 

Участие в экологической неделе

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

В течении учебного года оцениваются практические работы учащихся. При обработке результатов выставляется балл от 1 до 5. Уровень прохождения программы определяется по сумме баллов: от 7 до 39 – низкий уровень; от 40 до 74 – средний уровень;

от 75 до 120 – высокий уровень.

Приложение 3

Мониторинг результатов обучения

Показатели

Критерии

Степень выраженности

Методы диагностик

Минимальный уровень

(1 балл)

Средний уровень

(5 баллов)

Максимальный уровень

(10 баллов)

I. Теоретическая подготовка

1. Теоретические знания по разделам учебного плана программы

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

 

Ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний

Объем усвоенных знаний составляет более 1/2

Учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой

Наблюдение, тестирование, контрольные задания

 

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Ребенокизбегает употреблять специальные термины

Ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой

Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

Контрольный опрос, собеседование, наблюдение

II. Практическая под готовка

1.Практическиеумения и навыки, предусмотренные программой 

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Ребенок овладел менее 1/2 предусмотренных умений и навыков

Объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2

Ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой

Контрольные задания, наблюдение

 

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием

Учащийся работает с оборудованием с помощью педагога

Учащийся работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

Контрольные задания, наблюдение

 

3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Ребенок выполняет лишь простейшие практические задания педагога

Ребенок выполняет в основном задания на основе образца

Ребенок выполняет практические задания с элементами творчества

Творческие задания, наблюдение

 

III. Общеучебные умения и навыки 

1. Учебно-интеллектуальные умения

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Ребенок работает с литературой с помощью педагога или родителей

Учащийся работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей

Контрольные задания, наблюдение

 

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Ребенокиспытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации

Ребенок работает компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей

Ребенок работает компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей

Контрольные задания, наблюдение

Самостоятельность в учебно-исследовотельской работе

Учащийся испытывает серьезные затруднения при работе над исследованием, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Учащийся работает над исследованием с помощью педагога или родителей

Ребенок работает над исследованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

Анализ исследовательской работы, наблюдение

 

2. Учебно-коммуникативные умения

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Учащийся воспринимает информацию после неоднакратного повторения, испытывает затруднения в соотнесении полученных знаний с уже имеющимися

Ребенок воспринимает информацию после повторного изложения некоторых фактов

Ребенок адекватно воспринимает новую информацию, соотносит новые знания с уже имеющимися

Наблюдение, тестирование, контрольные задания

 

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

Учащийся излагает информацию по готовому плану, пользуясь подсказками педагога

Ребенок излагает информацию с помощью наводящих вопросов педагога

Ребенок свободно излагает информацию, добавляет собственные впечатления и опыт

Наблюдение, контрольные задания

 

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Учащийся испытывает затруднения в ведении дискуссии, предпочитает соглашаться с оппонентами

Учащийся вступает в дискуссию, но испытывает затруднения при отстаивании собственной позиции

Учащийся логично простраивает выступление, предъявляет доказательства собственной позиции

Наблюдение, собеседование, анализ исследовательской работы

 

3. Учебно-организационные умения и навыки

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Ребенок готовит рабочее место только под контролем педагога

Ребенок готовит рабочее место, обращаясь к педагогу с уточнениями

Учащийся самостоятельно готовит рабочее место в зависимости от содержания предстоящей деятельности

Наблюдение

 

 

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Ребенок овладел менее 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой

Объем усвоенных навыков составляет более 1/2

Ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой

Наблюдение, тестирование, контрольные задания

 

 

Аккуратность и ответственность в работе

Ребенок работает под контролем педагога или других учащихся

Ребенку требуется контроль при переходе от одного вида деятельности к другому

Ребенок самостоятельно контролирует выполнение работы, предлагает помощь отстающим учащимся

Наблюдение, контрольные задания

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Индивидуальная карта учета динамики результатов обучения

Фамилия, имя ребенка_______________________________________

Возраст___________________________________________________

Название детского объединения_______________________________

Дата начала наблюдения_____________________________________

Сроки диагностики

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Показатели

Начало уч.года

Конец уч.года

Начало уч.года

Конец уч.года

Начало уч.года

Конец уч.года

Теоретическая подготовка:

Теоретические знания;

Владение специальной терминологией;

 

 

 

 

 

 

Практическая подготовка:

Практические умения и навыки предусмотренные программой;

Владение специальным оборудованием и оснащением;

Творческие навыки;

 

 

 

 

 

 

Общеучебные умения и навыки

Учебно-интеллектуальные умения:

Умения подбирать и анализировать;

специальную литературу;

Умение выступать перед аудиторией;

Умение вести дискуссию;

Учебно-организационные умения и навыки:

Умение организовывать свое рабочее место;

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;

Умение аккуратно выполнять работу.

 

 

 

 

 

 

Предметные достижения воспитанников:

На уровне детского объединения;

На уровне центра детского творчества;

На уровне города, района;

На уровне области;

На уровне страны, международном уровне.

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

Исследование проводится в начале и конце каждого года обучения, затем сравнивается и анализируется.

Оценка степени выраженности качества образования:

низкий уровень – 1 балл;

средний уровень – 2 балла;

высокий уровень – 3 балла;

Таким образом, уровень качество образования по программе определяется по общему количеству набранных баллов:

7 - 25 баллов – низкий;

25 - 40 средний;

51-40 – высокий уровень.

 

 

Приложение 5

Мониторинг развития личности учащихся

Показатели

Критерии

Степень выраженности

Методы диагностик

Минимальный уровень

Средний уровень

Максимальный уровень

I. Организационно-волевые качества

1 Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

Терпения хватает меньше, чем на 1/2 занятия

Терпения хватает больше, чем на 1/2 занятия

Терпения хватает на все занятие

Тестирование, наблюдение

2.Воля

Способность активно

побуждать себя к

практическим действиям

Волевые усилия ребенка побуждаются извне

 

Волевые усилия ребенка побуждаются иногда самим ребенком

Волевые усилия ребенка побуждаются всегда самим ребенком

Тестирование, наблюдение

3. Само-

контроль

Умение контролиро-

вать свои поступки

(приводить к должному результату

свои действия)

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне

Ребенок периодически контролирует себя сам

 

Учащийся постоянно контролирует себя сам

Наблюдение

II. Ориентационные качества

1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Самооценка завышенная или заниженная

Самооценка несколько заниженная или завышенная

Самооценка адекватная

Тестирование, наблюдение

2. Интерес к занятиям

Осознанное участие ребенка в освоении программы

Интерес к занятиям продиктован ребенку извне

 

Интерес периодически поддерживается самим ребенком

Интерес постоянно

поддерживается ребенком самостоятельно

Наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.