Программа дополнительного образования «Азимут»

1
0
Материал опубликован 29 March 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»







Рассмотрено Согласовано Утверждено

на пед.совете школы с заместителем директора Директор школы

Протокол №__ по ВР Е.В. Исаковой /_______/ Л.А. Шепелина

от __.__.2016г. /_____________/ Приказ № ___ от __.__.2016г.









Программа дополнительного образования детей

«Азимут»

для 7 – 8 классов

на 2016-2017 учебный год.





Автор программы:

Педагог – организатор 1 категории

А.В. Обозная











г.Петухово, 2016 г.

Пояснительная записка

Туристскую деятельность можно отнести к традиционным методом воспитания, обучения и оздоровления школьников в педагогической практике нашей страны. Школьный туризм имеет комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. Программа направлена на всестороннее развитие личности, на активное участие школьников в туристской работе.

Программа дополнительного образования детей «Турист» для учащихся 7 - 8 классов рассчитана на 2015-2016 уч. год. Программа включает информацию по различным областям знаний, тематически стыкуется с базовыми учебными курсами по географии, биологии, математике, основам безопасности жизнедеятельности, физическому воспитанию.

В работе данного кружка используются следующие формы работы, такие как:

    беседы, викторины,

- конференции, выставки, праздники.

    спортивные соревнования

    туристические семинары, слеты

    встречи с интересными людьми;

    оформление фотовыставки, альбома, стенгазеты и т.д.



Основные цели:

- обучение умениям и навыкам по туристической деятельности;

Задачи:

- овладение основными навыками и умениями туристической деятельности;

- формирование основ здорового образа жизни

- развитие классного коллектива, лидерских способностей у детей.

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий, соревнований по спортивному ориентированию.

Занятия проводятся в помещении школы с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.).

Программа предусматривает одно занятие в неделю по 1 часу.



Обучающиеся должны знать:

    основные причины возникновения опасных ситуаций и правила безопасности в походе;

    требования, предъявляемые к личному и групповому снаряжению;

    понятие карты и условных знаков карт, масштаба карты;

    устройство и правила пользования компасом;

    основные приемы оказания первой медицинской помощи в полевых условиях;

    способы транспортировки пострадавшего;

    специфику физической подготовки к туристическим походам;

    основные охраняемые растения и животные родного края;

    основные правила поведения на природе.

Обучающиеся должны уметь:

    правильно планировать место бивака;

    быстро разводить костер;

    устанавливать и снимать палатку;

    составлять перечень личного и группового снаряжения для похода;

    укладывать рюкзак для однодневного похода;

    определять стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам;

    определять азимуты на заданные ориентиры;

    ориентировать карту при помощи компаса;

    определять расстояние по карте;

    оказывать первую доврачебную помощь в походных условиях.



Результатом изучения данного курса занятий будут подготовлены соревнования по спортивному ориентированию, которые дадут возможность каждому почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций.

















Учебно-тематический план

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Т Е М А

Кол - во часов

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

1

2

Основы туристской подготовки

2.1

История развития туризма.

1

2.2

Личное и групповое туристское снаряжение

1

2.3

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

1

1

2.4

Питание в туристическом походе.

1

1

2.5

Подведение итогов туристического путешествия.

1

1

2.6

Вязка узлов

1

2

3

Топография и ориентирование

3.1

Азбука топографа

Компас. Азимут.

1

3.2

Способы ориентирования

1

1

3.3

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

1

1

3.4

Соревнования по ориентированию.

2

4

Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

1

1

4.2

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

1

1

4.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

1

2

5

Общая и специальная физическая подготовка туриста

5.1

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений

1

1

5.2

Врачебный контроль , самоконтроль, предупреждение спортивных травм.

1

1

5.3

Общая физическая и специальная подготовка туриста

1

2

5.4

Соревнования по спортивному ориентированию

2

5.5

ИТОГО за период обучения

16

19

Всего

35

Содержание дополнительной образовательной программы

Вводное занятие.

Правила поведения юных туристов. Оздоровительная и познавательная роль туризма. Знакомство с планом кружка. Проведение инструктажей по охране труда(вводный инструктаж, по пожарной безопасности, инструктаж на рабочем месте)

Основы туристской подготовки.



История развития туризма.

Туризм – средство познания своего края. Организация туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Экскурсионный зарубежный туризм.

Личное и групповое туристское снаряжение.

Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков. Правила размещения предметов в рюкзаке, одежда и обувь для походов, личное и групповое снаряжение. Типы палаток, их назначение. Походная посуда для приготовления пищи, топоры, пилы, хозяйственный набор: рукавицы, ножи и другие.



Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

Выбор места для привала и ночлега, основные требования к нему. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря, определение мест для выбора воды , умывания, туалета, мусорной ямы, костра, палаток. Правила разведения костра, заготовка дров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Установка палаток, размещение вещей в них.

Питание в туристическом походе.

Значение правильного питания в походе, составление меню, списка продуктов, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.

Подведение итогов туристического путешествия.

Подведение итогов похода в группе. Отчет участников и руководителя. Составление фотоальбома. Ремонт и сдача инвентаря.

Вязка узлов.

Виды узлов. Характеристика , предназначение, технология выполнения.

Топография и ориентирование

Азбука топографа. Компас. Азимут. Типы компасов. Правила обращения с компасом. Визирование. Прямые и обратные засечки. Определение азимута. Обратный азимут. Способы измерений расстояний на местности. Средний шаг. Глазомер.

Способы ориентирования.

Ориентирование в походе с помощью топографической карты. Организация разведок в походе, опрос местных жителей. Особенности ориентирования в различных природных условиях. Определение сторон горизонта и азимутов при помощи солнца, луны, полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потере ориентировки. Движение вдоль ручья, реки, выход к жилью.

Соревнования по ориентированию.

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.





Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний.

Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, наркотики и их влияние на организм человека.

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений.

Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.

Общая и специальная физическая подготовка туриста.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений. Краткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм.

Значение врачебного контроля и самоконтроля. Медицинские справки, ведение дневника самоконтроля.

Общая физическая и специальная подготовка туриста.

Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам, Упражнения для развития различных групп мышц. Знакомство с нормативами по физической подготовке.

Соревнования по спортивному ориентированию.

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:

1.Предметы туристического быта (посуда, ящики для продуктов, лопата, топор, веревки для вязки узлов, карабин- 2шт.)

2.Туристическое индивидуальное снаряжение.

3.Палатки- 4шт., компас- 2шт, рюкзак, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки- 5шт.,

4.Карты, топографические планы местности, условные топографические знаки

5.Таблицы ориентирования на местности

Планируя занятия по темам или разделам целесообразно использовать следующие виды деятельности: работа с учебной, научно-популярной литературой; работа в группе; практические занятия.

Работа с туристическим снаряжением, ориентирование на местности, по горизонту и азимуту, работа с компасом, разведение костра и установка палатки в любых погодных условиях, вязка узлов, подготовка и проведение похода.

Оказание первой медицинской помощи и наложение перевязки при несложном ранении, приемы транспортировки пострадавшего, анализ экстремальных ситуаций в походе, действия в случае потери ориентировки, значение правильного питания в походе и приготовление пищи на костре.

Основные физические качества, необходимые туристу(сила, выносливость, быстрота). Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Упражнения на развитие силы, быстроты выносливости.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Для педагога:

    Болотникова Н.В. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие.-3-е изд.,перераб. И доп./ Авт.кол.;под общ. Ред В.А.Брылева.-М.;Глобус,2010г.

    Брылёв В.А. Экскурсии в родную природу. Научно-популярные очерки по Волгоградской области.- М.: Глобус,2009 г.

    Волович В.Г. Методические рекомендации по проведению туристических путешествий.- М.: ЦРИБ «Турист», 1997 г.



    Гомотчук А.И.Основы медицинских знаний.-Волгоград:Перемена,2009г.

    Шкенёв В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации, 8-9 классы. Волгоград: Учитель, 2009 г.

    Шарова О.Е. Основы безопасного поведения в черезвычайных ситуациях. Учебное пособие.- М.: Глобус 2009 г.

    Шершов Н.В.Методологические принципы организации туристско-краеведческой работы с ученической молодежью. - М:Глобус 2010 г.



Для обучающихся:

    Болотникова Н.В. География Волгоградской области. Практикум. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учереждений.-М.:Глобус,2007г.

    Основы туристской деятельности: Учеб. для учащихся турист. лицеев и колледжей. М., 1992.





9

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.