Программа дополнительного образования «Азимут»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на пед.совете школы с заместителем директора Директор школы
Протокол №__ по ВР Е.В. Исаковой /_______/ Л.А. Шепелина
от __.__.2016г. /_____________/ Приказ № ___ от __.__.2016г.
Программа дополнительного образования детей
«Азимут»
для 7 – 8 классов
на 2016-2017 учебный год.
Автор программы:
Педагог – организатор 1 категории
А.В. Обозная
г.Петухово, 2016 г.
Пояснительная записка
Туристскую деятельность можно отнести к традиционным методом воспитания, обучения и оздоровления школьников в педагогической практике нашей страны. Школьный туризм имеет комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. Программа направлена на всестороннее развитие личности, на активное участие школьников в туристской работе.
Программа дополнительного образования детей «Турист» для учащихся 7 - 8 классов рассчитана на 2015-2016 уч. год. Программа включает информацию по различным областям знаний, тематически стыкуется с базовыми учебными курсами по географии, биологии, математике, основам безопасности жизнедеятельности, физическому воспитанию.
В работе данного кружка используются следующие формы работы, такие как:
беседы, викторины,
- конференции, выставки, праздники.
спортивные соревнования
туристические семинары, слеты
встречи с интересными людьми;
оформление фотовыставки, альбома, стенгазеты и т.д.
Основные цели:
- обучение умениям и навыкам по туристической деятельности;
Задачи:
- овладение основными навыками и умениями туристической деятельности;
- формирование основ здорового образа жизни
- развитие классного коллектива, лидерских способностей у детей.
Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий, соревнований по спортивному ориентированию.
Занятия проводятся в помещении школы с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.).
Программа предусматривает одно занятие в неделю по 1 часу.
Обучающиеся должны знать:
основные причины возникновения опасных ситуаций и правила безопасности в походе;
требования, предъявляемые к личному и групповому снаряжению;
понятие карты и условных знаков карт, масштаба карты;
устройство и правила пользования компасом;
основные приемы оказания первой медицинской помощи в полевых условиях;
способы транспортировки пострадавшего;
специфику физической подготовки к туристическим походам;
основные охраняемые растения и животные родного края;
основные правила поведения на природе.
Обучающиеся должны уметь:
правильно планировать место бивака;
быстро разводить костер;
устанавливать и снимать палатку;
составлять перечень личного и группового снаряжения для похода;
укладывать рюкзак для однодневного похода;
определять стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам;
определять азимуты на заданные ориентиры;
ориентировать карту при помощи компаса;
определять расстояние по карте;
оказывать первую доврачебную помощь в походных условиях.
Результатом изучения данного курса занятий будут подготовлены соревнования по спортивному ориентированию, которые дадут возможность каждому почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций.
Учебно-тематический план
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Т Е М А | Кол - во часов | |
Теор. | Практ. | |||
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Основы туристской подготовки | |||
2.1 | История развития туризма. | 1 | ||
2.2 | Личное и групповое туристское снаряжение | 1 | ||
2.3 | Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. | 1 | 1 | |
2.4 | Питание в туристическом походе. | 1 | 1 | |
2.5 | Подведение итогов туристического путешествия. | 1 | 1 | |
2.6 | Вязка узлов | 1 | 2 | |
3 | Топография и ориентирование | |||
3.1 | Азбука топографа Компас. Азимут. | 1 | ||
3.2 | Способы ориентирования | 1 | 1 | |
3.3 | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. | 1 | 1 | |
3.4 | Соревнования по ориентированию. | 2 | ||
4 | Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь | |||
4.1 | Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний | 1 | 1 | |
4.2 | Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений | 1 | 1 | |
4.3 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 1 | 2 | |
5 | Общая и специальная физическая подготовка туриста | |||
5.1 | Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений | 1 | 1 | |
5.2 | Врачебный контроль , самоконтроль, предупреждение спортивных травм. | 1 | 1 | |
5.3 | Общая физическая и специальная подготовка туриста | 1 | 2 | |
5.4 | Соревнования по спортивному ориентированию | 2 | ||
5.5 | ИТОГО за период обучения | 16 | 19 | |
Всего | 35 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Вводное занятие.
Правила поведения юных туристов. Оздоровительная и познавательная роль туризма. Знакомство с планом кружка. Проведение инструктажей по охране труда(вводный инструктаж, по пожарной безопасности, инструктаж на рабочем месте)
Основы туристской подготовки.
История развития туризма.
Туризм – средство познания своего края. Организация туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Экскурсионный зарубежный туризм.
Личное и групповое туристское снаряжение.
Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков. Правила размещения предметов в рюкзаке, одежда и обувь для походов, личное и групповое снаряжение. Типы палаток, их назначение. Походная посуда для приготовления пищи, топоры, пилы, хозяйственный набор: рукавицы, ножи и другие.
Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.
Выбор места для привала и ночлега, основные требования к нему. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря, определение мест для выбора воды , умывания, туалета, мусорной ямы, костра, палаток. Правила разведения костра, заготовка дров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Установка палаток, размещение вещей в них.
Питание в туристическом походе.
Значение правильного питания в походе, составление меню, списка продуктов, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.
Подведение итогов туристического путешествия.
Подведение итогов похода в группе. Отчет участников и руководителя. Составление фотоальбома. Ремонт и сдача инвентаря.
Вязка узлов.
Виды узлов. Характеристика , предназначение, технология выполнения.
Топография и ориентирование
Азбука топографа. Компас. Азимут. Типы компасов. Правила обращения с компасом. Визирование. Прямые и обратные засечки. Определение азимута. Обратный азимут. Способы измерений расстояний на местности. Средний шаг. Глазомер.
Способы ориентирования.
Ориентирование в походе с помощью топографической карты. Организация разведок в походе, опрос местных жителей. Особенности ориентирования в различных природных условиях. Определение сторон горизонта и азимутов при помощи солнца, луны, полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потере ориентировки. Движение вдоль ручья, реки, выход к жилью.
Соревнования по ориентированию.
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний.
Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, наркотики и их влияние на организм человека.
Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений.
Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях.
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.
Общая и специальная физическая подготовка туриста.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений. Краткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма.
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм.
Значение врачебного контроля и самоконтроля. Медицинские справки, ведение дневника самоконтроля.
Общая физическая и специальная подготовка туриста.
Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам, Упражнения для развития различных групп мышц. Знакомство с нормативами по физической подготовке.
Соревнования по спортивному ориентированию.
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:
1.Предметы туристического быта (посуда, ящики для продуктов, лопата, топор, веревки для вязки узлов, карабин- 2шт.)
2.Туристическое индивидуальное снаряжение.
3.Палатки- 4шт., компас- 2шт, рюкзак, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки- 5шт.,
4.Карты, топографические планы местности, условные топографические знаки
5.Таблицы ориентирования на местности
Планируя занятия по темам или разделам целесообразно использовать следующие виды деятельности: работа с учебной, научно-популярной литературой; работа в группе; практические занятия.
Работа с туристическим снаряжением, ориентирование на местности, по горизонту и азимуту, работа с компасом, разведение костра и установка палатки в любых погодных условиях, вязка узлов, подготовка и проведение похода.
Оказание первой медицинской помощи и наложение перевязки при несложном ранении, приемы транспортировки пострадавшего, анализ экстремальных ситуаций в походе, действия в случае потери ориентировки, значение правильного питания в походе и приготовление пищи на костре.
Основные физические качества, необходимые туристу(сила, выносливость, быстрота). Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Упражнения на развитие силы, быстроты выносливости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Для педагога:
Болотникова Н.В. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие.-3-е изд.,перераб. И доп./ Авт.кол.;под общ. Ред В.А.Брылева.-М.;Глобус,2010г.
Брылёв В.А. Экскурсии в родную природу. Научно-популярные очерки по Волгоградской области.- М.: Глобус,2009 г.
Волович В.Г. Методические рекомендации по проведению туристических путешествий.- М.: ЦРИБ «Турист», 1997 г.
Гомотчук А.И.Основы медицинских знаний.-Волгоград:Перемена,2009г.
Шкенёв В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации, 8-9 классы. Волгоград: Учитель, 2009 г.
Шарова О.Е. Основы безопасного поведения в черезвычайных ситуациях. Учебное пособие.- М.: Глобус 2009 г.
Шершов Н.В.Методологические принципы организации туристско-краеведческой работы с ученической молодежью. - М:Глобус 2010 г.
Для обучающихся:
Болотникова Н.В. География Волгоградской области. Практикум. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учереждений.-М.:Глобус,2007г.
Основы туристской деятельности: Учеб. для учащихся турист. лицеев и колледжей. М., 1992.
9