Модифицированная программа дополнительного образования детей «Скоро в школу»

2
0
Материал опубликован 22 May 2021

Новикова Наталья Филипповна

Модифицированная программа

дополнительного образования детей «Скоро в школу»

Возраст обучающихся -5-7 лет Срок реализации-1 год

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Скоро в школу» программа имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве» . Обучение дошкольников элементам грамоты» . Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.

В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы.

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Новизна программы.

Данная программа апробирована и скорректирована. Введены новые педагогические технологии в проведении занятий, а именно:

Комплекс игровых упражнений по технологии Буракова Н.Б. " Поля слов, аннограмы ". Цель технологии способствовать развитию у ребёнка навыка узнавания, а затем чтению целым словом, фразой, научить понимать смысл и интонировать. А главное - вырастить интерес к чтению.

ФГОС дошкольного образования (Приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва);

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства Р.Ф. от 12 сентября 2008 г. N 666)

Цель программы:

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.

Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.

Задачи программы:

Образовательные:

- Формирование и развитие фонематического слуха

Развитие произносительных умений

Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

Знакомство со слоговой структурой слова

Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

Расширение словарного запаса детей

Знакомить с графическим изображением буквы;

Учить соотносить звук и букву;

Формирование и развитие звуко - буквенного анализа

Подготовка руки ребёнка к письму

Упражнять в аналитико-синтетической деятельности ;

Формировать элементарные графические умения;

Познакомить с изображением буквы;

Упражнять печатать буквы, слоги ( по образцу);

Развивающие:

- Развитие слухового восприятия;

Развитие графических навыков;

Развитие мелкой моторики;

Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;

Развивать глазомер, четкой координации руки;

Воспитательные:

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий;

Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;

Прививать элементарные гигиенические правила письма;

Воспитывать усидчивость;

Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

 

Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления развития мелкой моторики.

Развивать руку.

Сформировать правильный захват орудия письма.

Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.

Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает:

напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.

Развивать мелкую моторику рук.

Начать подготовку к технике письма.

Развивать пространственную ориентировку.

В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.

Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок).

Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.

Письмо подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребёнок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.Формировать элементарные графические умения.

Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.).

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка» ( Д.Б. Эльконин) .

Также при построении программы учитывалось положение Л.С.Выготского "о ведущей роли обучения", которое является движущей силой психического развития. Поскольку обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка, то метод практических заданий является в данной программе ведущим.

 

Способы и формы работы с детьми.

1. Артикуляционная / речевая гимнастика;

2.Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков;

3.Буква, её образ и графическое написание; 4.Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение;

5.Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения 6.Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.

7.Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.

Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц, вырывание и т.д.

Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.

 

Режим занятий.

Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста.

Срок реализации программы- 1 год

Занятия будут проводятся 4 раза в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики , физкультминутки .

Длительность каждого занятия для детей данного возраста: 30 мин.

 

Время проведения занятий определено графиком, который будет представлен так:

День недели

Вид занятий

Время проведения

понедельник

«Скоро в школу»

16.05-16.35

вторник

«Скоро в школу»

16.05-16.35

четверг

«Скоро в школу»

16.05-16.35

пятница

«Скоро в школу»

16.05-16.35

 

 

Основные применяемые технологии:

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова ;

Здоровьесберегающие технологии

Личностно -ориентированное обучение

Технология проектного обучения

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу учебного года ребёнок должен:

знать буквы русского алфавита;

писать буквы русского алфавита в клетке;

определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные –зелёный квадрат;

уметь записывать слово условными обозначениями, буквам;

соотносить звук и букву:

писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

проводить звуковой анализ слов;

читать слова, слоги, предложения;

правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово»,

«предложение»;

составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.

расширять знания и представления детей об окружающем мире;

учить проводить фонетический разбор слова;

закреплять умение соотносить звук и букву;

учить читать слова, стихотворения ;

учить разгадывать ребусы, кроссворды;

учить писать слова, предложения печатными буквами;

познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребёнка к письму;

способствовать развитию логического мышления;

развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;

учить соблюдать логику развития сюжета;

 совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;

учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;

учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную выразительность речи.

- формировать умение понимать прочитаное;

развивать интерес и способность к чтению;

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;

формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Каждое полугодие обучения планируется проведение открытого занятия для родителей.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: начальный контроль (сентябрь), текущий контроль (через полгода), итоговый контроль(конец обучения)

Формы подведения итогов: Дидактические игры, конкурсы, открытое занятие.

 

Учебно-тематический план кружка «Скоро в школу»

 

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие. «Сказка о весёлом Язычке»

1

1

-

Подготовительный

2

1

1

Слово. Предложение.

6

1

5

Гласные звуки и буквы.

32

8

24

Согласные звуки и буквы

62

14

48

Связная речь

36

16

20

Интегрированное занятие «Ребусы. Шарады .Загадки

Комплексное занятие «Последние игры Деда Буквоеда»

«Путешествие по АЛФАВИТУ» Игровая программа Вопрос на засыпку»

Приключения Буратино

5

-

5

Всего:

144час.

41

103

 

 

Содержание программы

 

Наименование разделов и тем

Содержание разделов

1.

Вводное занятие.

Теория: 1час

Практика: -

-Знакомство с детьми. Обследование состояние звукопроизношения, фонематического слуха, общей и мелкой моторики рук детей. Пальчиковая гимнастика (несколько упражнений). Артикуляционная гимнастика: знакомство с органами артикуляционного аппарата, «Сказка о Весёлом Язычке». Дидактические игры. Правила поведения в школе и на занятиях, инструкция по технике безопасности.

 

2

 

Подготовительный

Теория: 1час

Практика: 1час

 

- Правильная посадка за партой.

-Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки интонационное выделение заданного звука в слове.

-Графическое обозначение слов – прямоугольник (схема).

-Деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.

 

 

3.

Слово. Предложение.

Теория: 1час

Практика: 5час

- Познакомить с понятием слово.

- Ознакомление с понятием «предложение»; анализ предложения; отличие предложения от набора слов;

-Составление предложений из данных слов; усвоение связи слов в предложении; знакомство со структурой предложения; выделение предложений из текста.

- Предложение состоит из слов; слова состоят из слогов; деление слов на слоги; звуковой анализ слов.

- Понятие «предложение» и его графическое изображение (схема).

- Знакомство с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.

4

 

 

 

 

5

Гласные, звуки и буквы.

Теория: 8час

Практика: 24час

 

Согласные звуки и буквы

Теория: 14час

Практика: 48час

 

- Понятие звука и буквы. Знакомство с гласными звуками и буквами.

Знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий).

-Понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат

-Определение места звука / буквы в слове

гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении

-Гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении.

-Графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат

-Графическое изображение твёрдых согласных – синий квадратю

Образование звука, его артикуляция, выделение звука из слова; отличие гласного звука от гласной буквы, ориентирование при чтении на гласный звук.

- Приёмы чтения слогов из двух гласных букв, определение количества звуков в заданных словах.

- Графическое написание гласных букв. Обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).

- Понятие согласного звука. Выделение согласного из слова, нахождение общего звука в заданных словах, определение места каждого звука в данном сочетании, определение звука по артикуляции, обозначение его соответствующей буквой.

-Графическое изображение мягких согласных звуков – зелѐный квадрат.

- Твёрдые и мягкие согласные звуки, их отличия, способы их обозначения при чтении.

- Звонкие и глухие согласные, приёмы отличия.

-Графическое написание согласных букв, запись под диктовку.

-Развитие зрительного восприятия (дописывание части буквы до целого). Доскажи слово (лу – лук).

- Понятие слога. Чтение прямых и обратных слогов. Запись слогов под диктовку.

- Понятия «согласный звук», «слог» и «слияние» звуковой (фонетический) анализ слова.

- Приёмы выделения звука в начале слова, в середине, в конце.

-Работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов.

-Приёмы постановки ударения, деление слов на слоги, выделение ударного слога.

-Приёмы чтения слов, состоящих из одного слога, из двух слогов.

Й – краткий согласный.

- Двойная функция Ь знака, разделительная функция Ъ знака.

- Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова, между двумя согласными.

- Чтение слогов с изученными звуками и буквами.

-Составление и чтение слов из знакомых букв

- Закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

 

Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.

Основной материал изучения – слова и предложения, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями.

В каждое занятие включены задания на:

развитие фонематического слуха;

обогащение словарного запаса дошкольников;

развитие врожденной грамотности;

умение обобщать, анализировать, мыслить, рассуждать;

развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

Критерии развития интереса и способностей к чтению

Ребёнок к концу года должен:

проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;

ориентироваться в звуко -буквенной системе языка;

понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;

записывать слова, предложения печатными буквами;

разгадывать ребусы, кроссворды;

читать слова, предложения, небольшие стихотворения.

 

 

Список литературы.

1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, М

2.Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5=6 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г

3.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.

 

4.Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.

 

5."Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина;

"Изучаем грамоту" тетрадь с заданиями для развития детей часть 1,2 Бурдина С.В.

 

Тематический план модифицированной кружка

«Скоро в школу»

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие. «Сказка о весёлом Язычке»

1

1

-

Подготовительный

2

1

1

Слово. Предложение.

6

1

5

Гласные звуки и буквы.

32

8

24

Согласные звуки и буквы

62

14

48

Связная речь

36

16

20

Интегрированное занятие «Ребусы. Шарады .Загадки

Комплексное занятие «Последние игры Деда Буквоеда»

«Путешествие по АЛФАВИТУ» Игровая программа Вопрос на засыпку»

Приключения Буратино

5

-

5

Всего:

144час.

41

103

 

Календарно-тематическое планирование

кружка «Скоро в школу»

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

Примечания

1

Вводное занятие. «Сказка о Весёлом Язычке». Знакомство с пальчиковой гимнастикой (несколько упражнений), с артикуляционной гимнастикой: знакомство с органами артикуляционного аппарата, дидактические игры. Правила поведения в школе и на занятиях, инструкция по технике безопасности

Правильная посадка за партой.

1

01.09

 

2

Ознакомление с понятием «слово». Ознакомление со словами, обозначающими предмет.

1

03.09

 

3

Ознакомление со словами, обозначающими действие.

1

04.09

 

4

Подготовишки (беседа) «Скоро в школу»

1

07.09

 

5

Ознакомление со словами, обозначающими признаки предметов.

1

08.09

 

6

Ознакомление с понятием «предложение» Предложение: анализ предложения; связь слов в предложении.

1

10.09

 

7

Деление слов на слоги. Анализ односложных, двухсложных слов.

1

11.09

 

8

Летние истории (составление рассказов).

1

14.09

 

9

Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат).

1

15.09

 

10

Слог как часть слова, графическое изображение слова.

1

17.09

 

11

Гласный звук А , буква А, а. Определение места звука в словах аист, астра, луна, мак. Деление слов на слоги. Игровая ситуация «Покажи букву».

1

18.09

 

12

Работа с сюжетной картиной «Осень».

1

21.09

 

13

Буква А. Задания на обобщение, Словарные слова. Графические навыки: узор, буква.

1

22.09

 

14

Гласный звук У , букв У , у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру. Определение количества слогов в словах. Дидактическая игра «Телеграф».

1

24.09

 

15

Буква У. Задания на обобщение, словарные слова, графические навыки: узор, буква.

1

25.09

 

16

Рассказ о А. С. Пушкине.

1

28.09

 

17

Закрепление звуков А , У; букв и слогов. Дать понятие, что гласный, когда он один, образует слог, чтение слогов.

 

29.09

 

18

Гласный звук О , буква О, о. Определение на слух места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы. Игра «Кто внимательнее?»

1

01.10

 

19

Буква О: задания на обобщение, словарные слова, графические навыки: узор, буква.

1

02.10

 

20

Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали».

1

05.10

 

21

Согласный звук М (М*), буква М, м. Определение места звука в словах мак, сумка, альбом. Слог – слияние согласной и гласной букв. Анализ и чтение слогов и слов : ам, ма, ум, му, мама. Игра «Мамина сумка».

1

06.10

 

22

Буква М: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слогов, слов, печатание буквы и слогов.

1

08.10

 

23

Закрепление звуков А , О, У, М. Чтение и составление слогов. Написание первого слога под предметными картинками – муха и т.д. Игра «Кто что услышит?»

1

09.10

 

24

Русские народные сказки.

1

12.10

 

25

Согласный звук С (С*), буква С, с. Определение места звука в трёх позициях. Сравнение на слух слов сама и сам. Практическое знакомство с ударным гласным звуком. Игра «Назови слова».

1

13.10

 

26

Звуки "С", "Сь", буква "С". Место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги. Чтение слогов.

1

15.10

 

27

Звук Х (Х*), буква Х, х. Определение слоговой структуры слов мох, муха. Составление одного-двух предложений со словами сухо, сыро.

1

16.10

 

28

Вот такая история (составление рассказа)

1

19.10

 

29

Звуки "Х", "Хь", буква "Х". Место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги. Чтение слогов.

1

20.10

 

30

Закрепление звуков и букв А , У, О, М, С, Х. Называние слов с заданным звуком. Прямые, обратные слоги. Составление трёхбуквенных слов.

1

22.10

 

31

Звук Ш , буква Ш, ш. Составление слов из букв: шум, сом, сам; из слогов – МАША, МАМА.

1

23.10

 

32

Чтение сказки А .Ремизова «Хлебный колос». Игра «Я вам -вы мне»

1

26.10

 

33

Анализ слогов ША , ШО, ШУ; СА, СО, СУ. Звуковой анализ слова САША. Игра «Добавь слог».

1

27.10

 

34

Сопоставление звуков С и Ш. Игра «Кто, кто в теремочке живёт?»

1

29.10

 

35

Согласный звук Л (Л*), буква Л, л. Определение на слух места звука в трёх позициях: в начале слова, в середине слова, в конце слова. Чтение слоговой таблицы.

1

30.10

 

36

На лесной поляне (активизировать речь детей).

1

02.11

 

37

Буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание буквы и слогов.

1

03.11

 

38

Обобщение изученного. Гласные: А, У, О; согласные: С, М, Х, Ш , Л. Чтение слогов с договариванием до целого слова. Чтение повествовательных предложений из двух, трёх слов. Точка в конце предложения. Написание большой буквы в начале предложения. Составление схемы предложения.

1

05.11

 

39

Гласный звук Ы , буква Ы, ы. Места звука в двух позициях – в середине слова и в конце.

1

06.11

 

40

Сегодня так светло кругом! ( приобщение к поэтической речи).

1

09.11

 

41

Буква Ы.Задания на обобщение, Чтение слогов, словарные слова ,графические навыки: узор, буква.

1

10.11

 

42

Согласный звук Н (Н*), буква Н, н. Места звука в трёх позициях. Слог - слияние .Чтение слогов с договариванием до целого слова. Ударение.

1

12.11

 

43

Закрепление звука Н (Н*), буквы Н. Восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения. Графические навыки: узор,буква.

1

13.11

 

44

Осенние мотивы (рассматривание и обсуждение иллюстраций)

1

16.11

 

45

Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красный и синий квадрат) и буквами, чтение слов, написание слов условными обозначениями.

1

17.11

 

46

«Кто что услышит» (Итоговое)

1

19.11

 

47

Звук Р (Р*), буква Р, р. Знакомство, звуковой анализ слова, чтение слогов с договариванием до целого слова. Написание большой буквы в именах людей.

1

20.11

 

48

Пересказ рассказа В . Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

1

23.11

 

49

Сопоставление звуков Р – Л. Чтение прямых и обратных слогов.

1

24.11

 

50

Буква Р. Место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов. Деление слов на слоги.

1

26.11

 

51

Обобщение пройденного. Гласные звуки: А, У, О, Ы ; согласные звуки: М(М*), С(С*), Х(Х*), Ш, Л(Л*), Н(Н*), Р(Р*). Интонационные знаки в конце предложения.

1

27.11

 

52

Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб».

1

30.11

 

53

Итоговое занятие «Путешествие по сказке Гуси-лебеди».

1

01.12

 

54

Звук К (К*), буква К, к. Знакомство; звуковой анализ; нахождение места звука в словах река, корзина.

1

03.12

 

55

Закрепление звука К (К*), буквы К, к. Закрепление знаний об ударном слоге. Фонематический разбор. Игра «Что в слове изменилось?».

1

04.12

 

56

Подводный мир (диалогическая речь, составление рассказов)

1

09.12

 

57

Закрепление звука К (К*), буквы К. Слоговая таблица .Графические навыки: узор ,буква. Работа над предложением.

1

07.12

 

58

Звук П (П*), буква П, п. Знакомство; звуковой анализ; определение места звука в трёх позициях; игра «Назови слова». Чтение слоговой таблицы.

1

08.12

 

59

Звуки "П", "Пь", буква "П. Место буквы в слове, словарные слова. Графические навыки: узор, буква, слоги, слова (палка, липа, Полина).

1

10.12

 

60

Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…)

1

11.12

 

61

Закрепление звука П (П*), буквы П, п. Фонематический разбор. Игра «Поищи слово». Чтение слоговой таблицы.

1

14.12

 

62

Согласный звук Т (Т*), буква Т, т. Знакомство; звуковой анализ; чтение слогов с договариванием до целого слова. Чтение слоговой таблицы.

1

15.12

 

63

Звуки "Т", "Ть", буква "Т": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги , предложение . Чтение слогов, предложения.

1

17.12

 

64

Работа с иллюстрированными изданиями сказок.

1

18.12

 

65

Закрепление звука Т (Т*), буквы Т, т. Чтение слоговой таблицы. Игра «Поменяли твоё имя».

1

21.12

 

66

Гласный звук И , буква И , и. Знакомство; звуковой анализ. Игра «Угадай звук».

1

22.12

 

67

Буква И. Место буквы в слове . Словарные слова. Графические навыки: узор, буква, слоги, слова (имена, малина Ира). Предложение (У Иры лимон).

 

1

24.12

 

68

Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»

1

30.12

 

69

Закрепление гласного звука И , буквы И , и. Звук И образует слог (И-ра) и может быть отдельным словом.

1

25.12

 

70

Согласный звук З (З*), буква З, з. Знакомство; звуковой анализ; место звука в словах: Зоя, роза, арбуз. Чтение слогов и слов по слоговой таблице.

1

28.12

 

71

Буква З. слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение слов. Графические навыки: буква, слова.

1

29.12

 

72

Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»

1

31.12

 

73

Сопоставление звуков З и С. Сравнение слов КОСА и КОЗА.

1

11.01

 

74

Звук В (В*), буква В, в. Знакомство; звуковой анализ. Место звука в двух позициях. Игра «Составим из букв предложение».

1

12.01

 

75

Буква В: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор. Графические навыки: буква, слова, предложение.

1

14.01

 

76

Новогодние встречи (составление рассказов)

1

15.01

 

77

Закрепление согласного звук В (В*), буквы В. Игра «Какие слова спрятались в буквах?», «Кто звонил?»

1

18.01

 

78

Согласный звук Ж , буква Ж, ж. Знакомство; звуковой анализ. Место звука в двух позициях: в начале и в середине. Коллективное составление слова ЖУЖЖИТ. Игра «Жуки».

1

19.01

 

79

Звуки "Ж-Ш", буквы "Ж-Ш". Место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова. Чтение слогов.

1

21.01

 

80

Творческие рассказы детей.

1

22.01

 

81

Сопоставление Ж – Ш ; ЖИ – ШИ. Коллективное чтение слоговой таблицы. Игра «Какая буква в начале слова?». Игра «Как ЛЫЖИ превратились в ЛУЖИ?»

1

25.01

 

82

Звонкий согласный звук Б (Б*), буква Б, б. Знакомство; звуковой анализ. Место звука в двух позициях: в начале и в середине.

1

26.01

 

83

Звуки "Б", "Бь", буква "Б": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова . Чтение слоговой таблицы.

1

28.01

 

84

Здравствуй, гостья - зима! (познакомить со стихотворениями о зиме)

1

29.01

 

85

Сопоставление звуков Б и П. Игра «Кто быстрей найдет свою команду»

1

01.02

 

86

Звук Г (Г*), буква Г, г. Знакомство; звуковой анализ. Место звука в двух позициях: в начале и в середине. Игра «Угадай слово по начальному слогу».

1

02.02

 

87

Буква Г: чтение слогов с буквой Г, и фонетический разбор, соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков), чтение слов. Графические навыки: буква, слова, предложение.

1

04.02

 

88

Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

05.02

 

89

Сопоставление звуков Г и К. Игровое упражнение «Где цифры, где буквы?»

1

08.02

 

90

Звук Д (Д*), буква Д, д. Знакомство; звуковой анализ. Сопоставление звуков Д и Т. Орфография и орфоэпическое чтение (садик – сад, рады – рад и др.)

1

09.02

 

91

Буква Д.Слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор. Графические навыки: буква, слова, предложение.

1

11.02

 

92

Работа по сюжетной картине «Зима».

1

12.02

 

93

«Игры с весёлым Язычком» (Итоговое)

1

15.02

 

94

Буква И. Место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение слов. Графические навыки: буква, слова, предложение

1

16.02

 

95

Звук Й (И краткое). Знакомство; звуко-буквенный анализ слов. Чтение слоговой таблицы в ускоренном темпе, громко и чётко.

1

18.02

 

96

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

19.02

 

97

Буква Й. Место буквы в слове. Словарные слова. Графические навыки: узор, буква, слоги слова (майка, йод, попугай). Предложение: Зайка стал зазнайка. Чтение слогов, предложения.

1

22.03

 

98

Сопоставление звуков И и Й. Игра «Составим отгадку». Чтение вертикальных слов.

1

25.02

 

99

Буква Ь – показатель мягкости в конце слога или слова. Знакомство; звуковой анализ. Игра «Назови слова с Ь знаком» и придумай предложение.

1

26.02

 

100

Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

1

01.03

 

101

Ь (мягкий знак) в середине слова как знак мягкости.

1

02.03

 

102

Буква Ь. Место буквы в слове. Словарные слова. Графические навыки: узор, буква. Слова (соль, печенье, ель), предложение (Льет сильный дождь).

Чтение слов, предложения.

1

04.03

 

103

Закрепление звуков Д , Т, И, Й и букв Д , Т, И, Й, Ь в конце и середине слова. Игра «Озорные звуки»

1

05.03

 

104

Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

1

09.03

 

105

Звук Е , буква Е, е. Знакомство; звуковой анализ. Место звука: в начале слова, в середине, в конце, с двумя звуками, в конце. Чтение слоговых таблиц.

1

11.03

 

106

Буква Е. Место буквы в слове, словарные слова. Графические навыки: узор, буква, слоги, слова (море, мера, Емеля). Предложение (У Лены мел). Чтение слогов, предложения. Звуко -буквенный анализ слов.

1

12.03

 

107

Закрепление гласного звука Е , буквы Е. Упражнение с разрезной азбукой большого формата «Читай быстро не ошибись»

1

20.03

 

108

Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик».

1

15.03

 

109

Гласный звук Я, буква Я, я. Знакомство; звуковой анализ; место звука в слове; чтение слоговых таблиц. Игра со словом КОЛОБОК.

1

16.03

 

110

Буква Я: место буквы в слове, словарные слова. Графические навыки: узор, буква, слоги, слова: няня, маляры, Оля. Предложение: Яна мала. Чтение слогов, предложения.

1

18.03

.

111

Закрепление звука Я, буквы Я. Игра «Составим отгадку вместе».

1

19.03

 

112

Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день».

1

22.03

 

113

Гласный звук Ю , буква Ю, ю. Знакомство; звуковой анализ. Чтение слов ЮРА, ЮЛЯ, НЮРА.

1

23.03

 

114

Буква Ю. Место буквы в слове, словарные слова, Графические навыки: узор, буква, слоги. Слова (юмор, юла, Юля). Предложение (У Юры юла).

1

25.03

 

115

Закрепление звука Ю , буквы Ю. Игра «Пол слова за вами»

1

26.03

 

116

Весна идет, весне дорогу! (чтение).

1

29.03

 

117

Гласный звук Ё , буква Ё , ё - ударный звук. Знакомство; звуковой анализ. Преобразование слов ВОЛ - ВЁЛ, НОС – НЁС, ВОЗ – ВЁЗ.

1

30.03

 

118

Буква Ё. Место буквы в слове, словарные слова. Графические навыки: узор, буква, слоги, слова (моѐ, мѐл, Алена). Предложение (Лѐня мел). Чтение слогов, предложения.

1

01.04

 

119

Закрепление звука Ё , буквы Ё. Ударный слог (повторение). Игра «Составим слово».

1

02.04

 

120

Лохматые и крылатые. (Составление рассказов)

1

05.04

 

121

Глухой согласный звук Ц , буква Ц, ц.

Знакомство; звуковой анализ; место звука в слове. Игра «Отвечай быстро».

1

06.04

 

122

Буква Ц. Место буквы в слове, словарные слова. Графические навыки: узор, буква, слоги, слова (цапля, солнце, певец). Предложение (Все птицы важны). Чтение слогов, предложения.

1

08.04

 

123

Глухой согласный звук Ч, буква Ч, ч. Знакомство; звуковой анализ; место звука в слове. Преобразование слов путём замены букв.

1

09.04

 

124

Чтение сказки «Снегурочка» (знакомство с народной сказкой)

1

12.04

 

125

Сопоставление звуков Ч и Ц. Звуковой анализ слов ЗАЯЦ – ЗАЙЧИК.

1

13.04

 

126

Глухой согласный звук Щ , буква Щ, щ. Знакомство; звуковой анализ; место звука в слове. Анализ слов РОЩА, ЧАЩА. Чтение слогов и слов по слоговой таблице.

1

15.04

 

127

Звуки "Ч-Щ", буквы "Ч-Щ". Место буквы в слове, словарные слова. Графические навыки. Узор, буква, слоги, слова (часы, дочка, щука, чаща). Предложение :Щенок утащил косточку. Чтение.

1

16.04

 

128

Сочиняем сказку Про Золушку (составление творческих рассказов).

1

19.04

 

129

Глухой согласный звук Ф, буква Ф, ф. Знакомство; звуковой анализ; место звука в слове. Игровая ситуация «Кто больше запомнил слов со звуком Ф?»

1

20.04

 

130

Звуки "Ф", "Фь", буква "Ф": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( филин, туфли, Федор) . Предложение (На ферме много коров). Чтение слогов, предложения.

1

22.04

 

131

Гласный звук Э , буква Э , э. Знакомство; звуковой анализ; место звука в слове

1

23.04

 

132

Рассказы по картинкам «Весна»

1

26.04

 

133

Буква Э. Задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, графические навыки.

1

27.04

 

134

Разделительный твёрдый знак – буква Ъ. Анализ смыслового изменения слов: ел – сел – съел. Сопоставление знаков Ь и Ъ.

1

29.04

 

135

Буква Ъ. Место буквы в слове, словарные слова. Графические навыки: узор, буква, слова (подъезд, съел, объявление). Предложение (Дети съехали с горы). Чтение слов, предложений.

1

30.04

 

136

Сказки Г. Х. Андерсена.

1

04.05

 

137

Двойные согласные. Алфавит. Анализ предложения Жуки жужжат.

1

06.05

 

138

Интегрированное занятие «Ребусы. Шарады. Загадки».

1

07.05

 

139

Комплексное занятие «Последние игры Деда Буквоеда».

1

11.05

 

140

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

1

13.05

 

141

«Путешествие по АЛФАВИТУ» (Итоговое)

1

14.05

 

142

Игровая программа «Вопрос на засыпку»

1

17.05

 

143

Приключения Буратино.

1

18.05

 

144

Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май»

1

20.05

 

 

Итого

144

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, М

2. .Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5=6 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г

3. .Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.

4. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.

5. Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина;

6. "Изучаем грамоту" тетрадь с заданиями для развития детей часть 1,2 Бурдина С.В. Арушанова А.Г.

7. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. –М.: Мозаика-Синтез,2008.

8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.

9. Гербова В.В., Развитие речи в детском саду. Разновозрастные группы детского сада . ФГОС. «Издательство: Мозаика-Синтез»,2016.

10. Журова Л.Е., Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школьная пресса,2009.

11. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение,2010.

12. Технология по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В.Колесниковой;

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации