12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Альфия Салямовна Халикова91
Россия, Ханты-Мансийский АО
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛОГОРИТМИКА»

для детей старшей группы

(срок реализации 1 год)

 

Разработчик:

Учитель-логопед Халикова А.С.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………….3

1.1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………............4

1.1.3 Основные принципы программы………………………………………….............4

1.1.4 Возрастные особенности детей старшего возраста………………………………5

1.2 Планируемые результаты работы………………………………………………...6

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы……………......7

2.2 Программно-методическое обеспечение………………………………………….8

2.3 Содержание психолого-педагогической работы………………………………...9

2.4 Учебный план……………….....................................................................................10

 

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Формы реализации программы…………………………………………………..12

3.2 Формы взаимодействия с родителями…………………………………………..12

3.3 Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды ………………………………………………………………..12

3.4 Система мониторинга……………………………………………………………...14

 

Список литературы ………………………………………………………………........16

 

Приложение

                                       1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

    Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды. В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

   Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в деятельности в группах ДОУ. Всё это побуждает совершенствовать педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям.

      Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми нарушениями (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. Д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. С каждым годом растет число детей с теми или иными речевыми нарушениями. Не все дети могут посещать специализированные логопедические дошкольные учреждения или сады. В условиях логопедического пункта мы не можем охватить коррекционной помощью всех нуждающихся, поэтому возникла необходимость в поиске дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких направлений стали кружковые занятия по логоритмике.

     Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

     Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 5 – 6 лет и разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы) с учётом обновления по парциальным программам (программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой, программ по коррекции речи Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» и «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»

 

1.1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать речевое дыхание;

развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;

развивать тонкие движения пальцев рук;

развивать фонематическое восприятие;

формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;

формировать грамматический строй и связную речь.

Образовательные задачи:

формировать двигательные умения и навыки;

развивать пространственные представления;

развивать переключаемость и координацию движений;

развивать ритмическую выразительность;

развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;

развивать коммуникативные умения и навыки;

воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.

Оздоровительные задачи:

укреплять костно-мышечный аппарат;

формировать правильную осанку, походку;

развивать координацию движений и моторных функций.

 

1.1.3 Основные принципы программы

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука «с» полностью подготавливает артикуляционный аппарат к произношению звука «з»). Эта взаимная связь позволяет использовать сохранные звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

 

1.1.4 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Речевое развитие. У детей 5-6 летнего возраста продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Общение детей выражается в свободном  диалоге  со  сверстниками  и  взрослыми,  выражении своих  чувств  и  намерений  с  помощью  речевых  и  неречевых  (жестовых,  мимических,  пантомимических)  средств.

Общая моторика. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног; могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении.

Мелкая моторика. К 6 годам совершенствуется  развитие  мелкой  моторики пальцев  рук.  Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

Музыкальные способности.  Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налажи­вается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук. Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музы­ки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах.

 

1.2 Планируемые результаты работы:

 

Расширение и активизация словарного запаса по изученным лексическим темам.

Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, 
ориентации в пространстве;

Развитие слухового внимания и фонематического слуха;

Развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

Формирование модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

Активизация всех видов внимания и памяти.

Воспитание бережного отношения к природе, животным.

Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы

 

Программа «Логоритмика» разрабатывалась для организации дополнительного образования детей по речевому развитию в условиях конкретного ДОУ – «Детский сад «В гостях у сказки».

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в течение семи месяцев, в период с октября по апрель, один раз в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность одного занятия в старшей группе - 25 минут. Программа включает в себя 28 занятий. (Таблица 2).

Занятия проводятся по подгруппам, количество детей в которых составляет 10 - 12 человек. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения кото­рой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой.

Специально для программы разработаны конспекты занятий, подобрана диагно­стика, музыкальный репертуар, составлены картотеки.

В разделе «Учебно-методическое обеспечение программы» перечислены мате­риалы и оборудование, используемые на занятиях. 

 

Методы реализации образовательной программы.

 

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации об­разовательной программы используются различные методы и приемы: 

 

Таблица 1.

Методы

Приемы

Наглядные

·      Наблюдение;

·      Демонстрация наглядных пособий (предметов, картинок, репродукций, слайдов, видеозаписей).

·      показ способов действий;

·      показ образца.

 

Словесные

 

·      Рассказ;

·      Беседа.

 

· вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

·  указание;

·  пояснение;

·  объяснение;

·  педагогическая оценка.

Игровые

 

·      Дидактическая игра;

·      Воображаемая ситуация (с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием)

 

· внезапное появление объектов;

· выполнение педагогом игровых действий;

· загадывание и отгадывание загадок;

· введение элементов соревнования;

· создание игровой ситуации.

Практические

 

·      Упражнение (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

·      Моделирование (предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели).

 

 

 

Средства реализации образовательной программы:

На занятиях по логоритмике используются различные средства:

  • демонстрационные и раздаточные;
  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
  • естественные и искусственные;
  • реальные и виртуальные.

Данные средства направлены на развитие двигательной, игровой, речевой, музыкально-ритмической деятельности детей.

  1. Программно-методическое обеспечение

Модифицированная программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии:

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.

по музыке:

Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.

по логоритмике:

Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

  1. Содержание психолого-педагогической работы.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Музыкально-ритмические упражнения и игры

1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.

2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).

4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.

Артикуляционная гимнастика

1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.

2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.

3. Стимулировать движения нижней челюсти.

4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.

5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.

6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка.

7. Укреплять мышцы шеи.

8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.

9. Развивать мимическую мускулатуру.

Пальчиковая гимнастика

Развивать моторику кистей и пальчиков рук.

Фонопедические упражнения

1. Укреплять гортань.

2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.

Игра на детских музыкальных инструментах

1. Развивать чувство ритма.

2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.

Коммуникативные игры и танцы

1. Развивать динамическую сторону общения.

2. Развивать эмоциональность.

3. Развивать позитивное самоощущение.

Упражнения на релаксацию

Снимать эмоциональное и физическое напряжение.

 

Коррекционно-образовательная работа осуществляется поэтапно:

I этап – подготовительный

  • Создание благоприятных условий для логоритмических занятий.
  • Формирование слухового и зрительного внимания.
  • Развитие голоса, звукообразования и певческих навыков.
  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Обогащение пассивного и активного словаря.
  • Коррекция эмоционально-личностной сферы.
  • Воспитание координации движений и ориентировки в пространстве.

II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков

  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
  • Развитие звуковысотности и силы голоса.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и физического напряжения.

III этап – формирование коммуникативных умений и навыков

  • Закрепление двигательных умений, ручной моторики.
  • Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие речевой моторики.
  • Формирование правильного употребления звуков в спонтанной речи.
  • Формирование лексико-грамматических категорий.
  • Накопление активного и пассивного словаря.
  1. Учебный план

Таблица 2.

п/п

Месяц

Неделя

Название занятия

1

октябрь

1

«Игрушки»

2

2

«Овощи»

3

3

«Фрукты»

4

4

«Осень»

5

ноябрь

1

«Сундучок осени»

6

2

«Человек. Части тела»

7

3

«Семья»

8

4

«Одежда. Обувь»

9

декабрь

1

«Зима»

10

2

«В зимнем лесу»

11

3

«Зимние забавы»

12

4

«В гостях у снеговика»

13

5

 «Новый год»

14

январь

1

«Домашние животные»

15

2

«Дикие животные»

16

3

«Животные жарких стран»

17

февраль

1

«Лимпопо»

18

2

«Посуда»

19

3

«Мебель»

20

март

1

«Весна»

21

2

«Весенняя капель»

22

3

«Перелетные птицы»

23

4

«Луг. Насекомые» «Цветочная полянка»

24

апрель

1

«Цветы»

26

2

«Космическое путешествие»

27

3

«Транспорт»

28

4

«Профессии»

       

Календарно – тематическое планирование логоритмических занятий. (см. Приложение 1, Таблица 3.)

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Структура занятия по логоритмике

Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный (вводный), основной и заключительный.

I водная часть: 3-5 минут.

Включает в себя:

- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.

II основная часть: от 10 до 15 минут.

Включает в себя:

- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;

- упражнения на развитие внимания, памяти;

- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;

- упражнения на развитие координации речи с движением;

- упражнения на развитие координации пения с движением;

- слушание музыки для снятия напряжения;

- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

III заключительная часть: от 2 до 7 минут.

Включает в себя:

- упражнения на восстановления дыхания;

- спокойные виды ходьбы;

- упражнения на релаксацию.

3.2 Формы взаимодействия с родителями

    Залогом успешной работы по развитию речи и коррекции речевых нарушений является взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители закрепляли с детьми те знания и умения, с которыми воспитанники познакомились на кружковых занятиях.

   Ежегодно с родителями детей, обучающихся по программе «Логоритмика», проводится тематическое собрание «Роль логоритмики в развитии речи детей». Родители узнают о том, какое значение имеет логоритмика для воспитания и развития дошкольников, знакомятся с принципами и содержанием программы «Логоритмика». В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации для ознакомления родителей с динамикой речевого и общего развития детей. В конце учебного года проводится отчетное мероприятие.

3.3 Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды

    Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности.

Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале с использованием специального оборудования и материалов.

Оборудование: зеркала, фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально -ритмических упражнений.

Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты, обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов.

Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные ложки, дудки, колокольчики, металлофоны.

3.4 Система мониторинга

Диагностика неречевых психических функций

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

    Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

 

Критерии:

Слуховое внимание

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество баллов за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу (Таблица 4).

 

ЛИТЕРАТУРА

  • Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2006.
  • Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М., 2010.
  • Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб, 2009.
  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-5лет. - М., 2005.
  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. - М., 2005.
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М., 2004.
  • Кныш В.А. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. – Минск, 2009.
  • Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И.Токарева. – Волгоград, 2012.
  • Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 2002.
  • Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М., 2005.
  • Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей.
  • Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей. Автор-составитель Клезович О.В. –Мн., 2005.
  • Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001.
  • Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О.Н.Арсеневская. - Волгоград, 2013.
  • Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М., 2003.
  • Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. – М., 2013.
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2014.
  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М., 2014.
  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. – М., 2014.
  • Цвынтарный В.В. Пальчиками играем – речь развиваем. - СПб, 2002.
  • Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. - М., 2007.

Таблица 4.

Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)

Группа _________________________                                                               

Дата обследования:____________________

 

п/п

Ф.И. ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма

Ориентирование в пространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение
Таблица 3

Календарно – тематическое планирование логоритмических занятий

 

Задачи

Содержание занятий, источник.

Октябрь

1 – я неделя. Тема: «Игрушки». №1.

1.Развитие артикуляционной моторики.

 

Упражнения «Блинчик», «Горячий блинчик», «Вкусное варенье», «Чашка».

2. Развитие слухового внимания, чувства ритма.

Упражнение «Волшебный барабан» - В.А. Кныш.

3. Развитие дыхания.

Упражнение «Воздушный шарик».

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Вот солдатики шагают» - (В.Кныш).

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки».

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игры «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»), «Какой? Какая? Какое?» (картотека).

7. Релаксация

Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул бычок…» («Колыбельная»).

2 – я неделя. Тема: «Овощи». № 2.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека).

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш.

3. Развитие дыхания.

Упражнение «Запахи» (картотека).

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Таня сеяла горох» - В.А. Кныш.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Готовим сок», Упражнение «Мы капусту рубим, рубим…».

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Подвижная игра «Овощи» - В.А. Кныш.

7. Релаксация.

Упражнение «Устали овощи» - М.Ю. Картушина.

3 – я неделя. Тема: «Фрукты». № 3.

1. Развитие артикуляционной моторики.

 

 

 

 Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт).

2. Развитие слухового внимания.

Игра «Корни, ствол, ветки» - В.А. Кныш.

3. Развитие дыхания.

Игра «Аромат яблок», упражнение «Запахи».

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Динамические упражнения «Парад фруктов»», «Ослик в саду».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Компот» (Н.В. Нищева), «Яблоки».

6. Развитие лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Какой, какая, какое?» - описание фруктов.

7. Релаксация

Упражнение «Разноцветные сны» (А.Седучик).

4 – я неделя. Тема: «Осень». № 4.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения: «Вкусное варенье», «Улыбка», «Дождик», «Грибок».

2.  Развитие слухового восприятия и внимания.

Упражнение «Листопад».

3. Развитие дыхания.

Упражнение «Осень».

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Дождь пошел», «Лужи».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Дары осени».

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Упражнение «Варенье» - образование относительных прилагательных.

7. Релаксация.

 Упражнение «Осенние сны».

Ноябрь

1 – я неделя. Тема: «Сундучок осени». № 5.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения «Вкусное варенье», «Блинчик».

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Ритмическое упражнение «Ежик и барабан».

3. Развитие дыхания.

Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произносить звуки «х», «ш», «с», энергично работая мышцами живота.

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Динамические упражнения «Медвежата», «Яблоки», подвижная игра «Дети и волк», «Танец рябинок» с платочками.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Орехи», «Мы капусту рубим, рубим».

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Активизация и расширение словаря по темам «Фрукты, овощи, ягоды».

7. Релаксация.

Упражнение «Зимняя спячка».

2 – я неделя. Тема: «Человек. Части тела». № 6.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Дразнилки» (с мимической и артикуляционной гимнастикой).

2.  Развитие слухового внимания и восприятия.

Упражнение «Веселые ладошки» (на развитие чувства ритма и метрического слуха), упражнение «Это ушки, это глазки…»

3. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Части тела» (на координацию речи с движением),

Упражнение «Научим куклу танцевать» (игра на музыкальных инструментах), Упражнение «Прогулка».

4. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка» (Е. Синицына).

5. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Упражнение «Части тела», игра «Умею – не умею».

6. Релаксация.

Упражнение «Наши руки отдыхают…».

3 – я неделя. Тема: «Семья». № 7.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение «Вкусный обед».

2.  Развитие слухового  внимания и восприятия, силы и высоты голоса.

Упражнение «Звонок».

3. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Ритмическая разминка «Дружная семья», Упражнение «Мамины помощники» (на координацию речи с движениями под музыку), Упражнение «Маленький — большой» (на регуляцию мышечного тонуса).

4. Развитие мелкой моторики рук.

 Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Лексическая тема «Семья»,  Игpa-подражание «Младший брат» (изменение глаголов по числам).

6. Релаксация.

Т. Гомез «Как прекрасен мир вокруг» (аудио-сборник «Волшебство природы»).

4 – я неделя. Тема: «Одежда. Обувь». № 8.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика «Молния», «Пуговица», «Воротник».

2. Развитие слухового внимания, чувства ритма.

Упражнение «Волк танцует» (на развитие слухового внимания), Упражнение «Одежда, обувь».

3. Развитие дыхания.

Пение «Логопедические распевки» (Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева) «Платье», «Брюки».

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Обувь» (на развитие воображения, выразительности движений, чувства юмора), Упражнение «Стирка» (на координацию речи с движениями под музыку), Подвижная игра «Жадный Мишка».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Разложил иголки еж…»

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Расширение и активизация словаря по теме «Одежда, обувь», упражнение «Где одежда?»

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление.

Декабрь

1 – я неделя. Тема: «Зима». № 9.

1. Развитие артикуляционной моторики.

 «Ветер», «Поймай снежинку», «Копаем снег».

2. Развитие дыхания.

Упражнение «Снежинки».

3. Развитие дыхания.

Упражнение «Дедушка Мороз».

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью,самомассаж лица.

Упражнение «Зимняя пляска», Ритмическая разминка «Зимой», Подвижная игра «Елочки».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Новый год».

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания примет зимы.

7. Релаксация.

Упражнение на релаксацию «Метель», «Вальс» Г. Свиридова.

2 – я неделя. Тема: «Зима. Звери, птицы зимой». № 10.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения «Подуй на чай», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок», Мимическое упражнение «Звери зимой» .

2. Развитие слухового восприятия, чувства ритма.

Упражнение «Снег — метель — вьюга» (для развития слухового внимания, чувства темпа); упражнение «Холмик, сугроб, горка» (на развитие чувства ритма).

3. Развитие дыхания.

Фонопедическое упражнение «Мороз».

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Снегири» (на координацию речи с движениями под музыку, работа над ритмом ).  

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Кормушка» (для развития тонких движений пальцев рук).

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря.

Этюд «Птичья столовая», активизация  и расширение словаря по теме «Птицы».

7. Релаксация.

Упражнение «Мишкин сон».

3 – я неделя: «Зимние забавы». № 11.

1. Развитие артикуляционной моторики,

мимической мускулатуры.

Упражнения «Горка», «Покатаем зубки с горки», «Саночки», «Вкусное мороженое». Упражнение «Найди снеговика» (на умение различать эмоции и выражать их мимикой).

2. Развитие слухового внимания, чувства ритма.

Упражнение «Попади в цель» (для развития внимания).

3. Развитие дыхания.

Упражнение «Сдуй снежинку», «Погреемся», Фонопедическое упражнение «Мороз».

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Динамическое упражнение «Снеговик», Ритмическая разминка «Во дворе», Упражнение «Елочный хоровод», Упражнение «Ой зима!» на му­зыку А. Гусевой.

5. Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря.

Составление рассказа по картинке «Зимние забавы».

7. Релаксация.

Упражнение «Зимний сон».

4 – я неделя: «В гостях у снеговика» № 12.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения «Горка», «Покатаемся с горки», «Саночки»

2. Развитие дыхания.

Дыхательное упражнение «Снежинки»

3. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Ритмическая разминка «На дворе мороз и ветер», Динамическое упражнение «Снеговик», Танец «Снеговики», Пение песни «Елка-елочка» (муз. Т. Попатенко). 

4. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Снежок», подвижная игра «Снежки»

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря.

Упражнение «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составление простых предложений).

6. Релаксация.

Упражнение «Зимняя сказка».

5 – я неделя. Тема: «Новый год». № 13.

1. Развитие слухового внимания, чувства ритма.

Упражнение «Петрушки» (игра на погремушках в такт музыке), Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки», Игра «Ритмическое эхо», Игра «Платок».

2. Развитие дыхания и голоса.

Песня «Дед Мороз» (муз. В. Герчик).

3. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Дед Мороз», Новогодний хоровод («Елка-елочка»), Танец кукол, Русская народная игра «Колпачок».

4. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Наряжаем елку»

5. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка)

Январь

2 – я неделя. Тема: «Домашние животные». № 14.

1. Развитие артикуляционной моторики.

 

Упражнения «Кот лакает молоко», «Лошадка», «Пятачок», «Индюк».

2.  Развитие музыкального слуха.

Дети слушают песню «Два барана» М. Козлова, Упражнение «Глупый щенок».

3. Развитие дыхания и голоса.

Упражнение «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук.

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Ритмическая разминка «Домашние животные», Подвижная игра «Кот и мыши», Динамическое упражнение «Кошка».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «На подворье».

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря.

Упражнение «Человеческие дети знают всех зверят на свете» (закрепление в речи названий детенышей животных).

7. Релаксация.

Упражнение «Ночь на подворье».

3 – я неделя. Тема: «Дикие животные». № 15.

1. Развитие артикуляционной и мимической моторики.

 

 

Упражнение: «Чему обрадуются звери?» («Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных дви­жений с закрытым, открытым ртом, «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот)) - В. А. Кныш, мимическая гимнастика «Какой нрав»

2. Развитие дыхания и голоса.

Упражнения: «Воет волк»; «Зайчик»; «Поет ежик», «Поют лисички»; «Поют мышки».

3. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Медвежонок», Игра «Зайчонок ищет маму», Динамическое упражнение «Звери».

4. Развитие чувства ритма, мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Где вы были?», Упражнение «Эхо» (на развитие чувства ритма)

5. Развитие логического мышления, связной речи, обогащение словаря.

Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация)

6. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Спячка»

4– я неделя. Тема: «Животные жарких стран». № 16.

1. Развитие артикуляционной моторики.

 

 

 «Кто прячется в джунглях?»

упражнения «Тигр», «Зебра», «Кенгуру»; мимическая гимнастка «Шаловливая обезьянка»

2. Развитие дыхания и голоса.

Упражнение «Полет» (на изменение силы голоса)

Фонопедическое упражнение «Самолет»

3. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Ритмическое упражнение «Через джунгли»

Динамическое упражнение «Самолеты летят» (на развитие двигательных умений и навыков); Упражнение «Обезьянки» (на координацию речи с движениями под музыку)

Коммуникативная игра «Жираф».

4. Развитие чувства ритма, мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Жираф»

5. Развитие логического мышления, связной речи, обогащение словаря.

Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация)

6. Релаксация.

Релаксация. Расслабляющий массаж лица. Упражнение «Бегемотики».

Февраль

1 – я неделя. Тема: «Лимпопо». № 17.

1. Развитие артикуляционной моторики.

«Кто прячется в джунглях?», Упражнения «Тигр», «Зебра», «Кенгуру»; мимическая гимнастка «Шаловливая обезьянка»

3. Развитие дыхания и голоса.

Упражнение «Голоса животных»

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Пальма»; Упражнение «Попугай зеленый Жак…»;

«Здравствуй, солнышко…», Упражнение «Лимпопо»; Игровой массаж упражнение «У жирафов…».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «В жарких странах…» (Н.Нищева), Игровой массаж с массажными мячиками - упражнение «Мы делили апельсин».

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Активизация словаря по теме «Животные и птицы жарких стран»

7. Релаксация.

Релаксация. Расслабляющий массаж лица.  Упражнение «Бегемотики».

2 – я неделя. Тема: «Посуда». № 18.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения «Горячий чай», «Блинчик», «Пирожок», «Чашечка»; Упражнение «Вкусное угощение» (на развитие мимических движений)

2.  Развитие слухового внимания.

Игра «Посуда».

3. Развитие звуковысотного слуха, дыхания и голоса.

Упражнение «Посуда поет», Дыхательная гимнастика «Чайник», Пение песни «Веселый чайник».

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движением); Ритмическая разминка «Посуда».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Угощения»

6. Развитие грамматики, обогащение словаря.

Упражнение «Посуда» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами), Игра-диалог «Дежурный».

7. Релаксация.

 «Мазурка» Ф.Шопен.

3 – я неделя. Тема: «Мебель». № 19.

1. Развитие артикуляционной моторики.

 

Упражнения «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка», «Лопатка», «Сосулька», «Качели».

2.  Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Упражнение «Будь внимателен»; Упражнение «Мебель» (на развитие чувства ритма).

3. Развитие дыхания и голоса.

Дыхательная гимнастика «Устала мебель».

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Динамическая инсценировка «Мебель»; Упражнение «В нашей комнате» (на координацию речи с движением); Подвижная игра со стульями.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры «У стола четыре ножки...».

6. Развитие грамматики, обогащение словаря.

Игра «Один – много», активизация и расширение словаря по теме «Мебель».

7. Релаксация.

 «Восход у воды» (аудиосборник «Романтиче­ские звуки природы»).

Март

1 – я неделя. Тема: «Весна». № 20.

1. Развитие артикуляционной моторики.

 

Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеек».

2.  Развитие слухового внимания.

Упражнение «Звуки весны».

3. Развитие дыхания и голоса.

Фонопедическое упражнение «Весна» - В. А. Кныш.

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Дятел»; упражнение «Дождик»; Упражнение «Весна идет»; Игра - диалог «Весенние подарки».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Капель».

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Составление описательного рассказа о весне с использованием мнемотаблиц.

7. Релаксация.

 «Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

2 – я неделя. Тема: «Весенний ветерок». № 21.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Дыхательное упражнение «Ветер, ветер…», Мимическая гимнастика «Звери лесные».

2. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Упражнение «Птичка».

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Ходьба по кругу (марш), Упражнение «Лошадка» «По песочку, по болоту», Игра «Солнышко и дождик», Упражнение «Дождик», «Ветер и ветерок».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Покормим птичку».

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Активизация и расширение словаря по теме «Весна».

7. Релаксация.

 «Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

3 – я неделя. Тема: «Перелетные птицы». № 22.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок», «Почистим клювик».

2.  Развитие слухового внимания.

Упражнение «Птички, отзовитесь», Игра «Летел лебедь».

3. Развитие дыхания, силы голоса.

Игра «Лесной переполох».

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Подвижная игра «Аист и лягушки», Упражнение «Коршун в небе», Упражнение «Дружно птицы прилетели», Упражнение «Подвижные птицы».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Птички».

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы».

7. Релаксация.

Упражнение «Голоса птиц».

4 – я неделя. Тема: «Луг. Насекомые». № 23.

1. Развитие артикуляционной моторики.

и мимической мускулатуры.

Игра «Муравейник», Игра «Бабочка».

2.  Развитие слухового внимания.

Аудиозапись «Лягушки и насекомые» (сборник «В ми­ре животных»).

3. Развитие дыхания и голоса.

Фонопедическое упражнение «Насекомые».

4. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений.

Ритмическая разминка «На лугу», Подвижная игра- диалог «На лужке»

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Активизация словаря по теме «Насекомые», игра «Один – много».

7. Релаксация.

 Упражнение «Покой» (аудиосборник для релаксации «Сверкающая пора весны»).

Апрель

1– я неделя. Тема: «Цветы». № 24.

1. Развитие мимической моторики.

Мимическая гимнастика «Роза».

2.  Развитие звуковысотного слуха, дыхания и голоса.

Дыхательная гимнастика «Запахи цветов», пение песни «Какого цвета луг?» слова Л. Куклина, музыка С. Галкиной.

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Ритмическая разминка «Путешествие», Упражнение «Маки» (на координацию речи с движениями под музыку), Игра на музыкальных инструментах «Ландыш», Упражнение «Одуванчик» (на регуляцию мышечного тонуса), Подвижная игра «Цветы и пчела».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Тюльпанчик».

6. Развитие связной речи, грамматики, обогащение словаря.

Активизация и расширение словаря по теме «Цветы», игра «Назови ласково», «Какой букет?»

7. Релаксация.

 «Цветочный сон».

2 – я неделя. Тема: «Космическое путешествие». № 25.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели».

2.  Развитие фонематического восприятия.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па).

3. Развитие звуковысотного слуха, дыхания и голоса.

Упражнения «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса, с движениями руки сверху вниз).

4. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Упражнение «Полет».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение с массажными колечками Су-джок.

6. Развитие связной речи, грамматики, обогащение словаря.

Беседа о Космосе. Игра «Доскажи словечко».

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Невесомость», звучит музыка группы «Спейс».

3 – я неделя. Тема: «Транспорт». № 26.

1. Развитие артикуляционной моторики

и дыхания.

Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт».

2.  Развитие слухового внимания.

Упражнение «Светофор» (на активизацию внимания).

3. Развитие дыхания и голоса.

Фонопедическое упражнение «Транспорт», Пение песни «Трамвай» (слова М. Иорданского, музыка О. Высотской).

4. Развитие темпа, ритма, координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Путешествие», Упражнение «Теплоход» (на координацию речи с движениями под музыку), Игра «Будь внимательным!»

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастка «Машины».

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Активизация и расширение словаря по теме «Транспорт».

7. Релаксация.

Аудиозапись «Белые кораблики» В. Шаинского.

4 – я неделя. Итоговое занятие. № 27.

Тема: «Профессии».

1. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения «Экскаватор» (ковш), «Молоток» (т-т-т…), «Маляр», «Лопата».

2.  Развитие слухового внимания.

Упражнение «Мы — музыканты» (игра на детских музыкальных инструментах).  

3. Развитие темпа, координации движении в сочетании с речью.

Двигательное упражнение «Профессии», упражнение «Стройка», «Маляры», «Крановщик», Упражнение «Зверобика».

4. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим…», «Компот».

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игра «Четвертый лишний», игра с мячом «Кому что?», игра «Музыканты».  

6. Релаксация.

Звучит мелодия «Альпийский водопад» (аудиосборник «Ро­мантические звуки природы»).

 
 
           
Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.