Общеразвивающая программа дополнительного образования

1
0
Материал опубликован 9 September 2017 в группе

Общеразвивающая программа дополнительного

образования художественно-эстетической направленности

«Сударушка»

(срок реализации 1 год, дети 6-7 лет)

 

 

Красноуфимск, 2016 г.

Общеразвивающая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Ладушки» (для детей 6-7 лет) г. Красноуфимск , 2016г.

Составитель: музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР – детский сад, Сидорова Татьяна Владиславовна

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Сударушки»  для детей старшего дошкольного возраста ориентирована на:

- познание опыта прошлых поколений, не только изучая его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни;

- включение детей в систему социальных отношений через приобщение их к традиционным общепринятым обычаям и традициям родной культуры;

- на формирование национальной, гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

В программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства образовательной деятельности. Программа дополнительного образования по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста расширяет материал, который реализуется в детском саду по содержанию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», дополняя содержание введением в систему работы информационно-коммуникационные технологии. В программе прослеживаются интеграционные связи с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы

5

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

6

I.2.

Планируемые результаты Программы

7

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1

Описание образовательной деятельности

8

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

18

2.3

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

19

2.4

Способы и направления поддержки детской инициативы

21

2.5

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

23

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

25

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

25

3.2.

Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

26

3.3.

Расписание занятий

27

3.4.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

27

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

  Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

 Актуальность программы в том что, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется эмоциональность дошкольников.

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

1.1.1.Цели и задачи реализации Программы

Цель создание условий для  приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовной культуре русского народа.

Задачи Программы:

Обучающие: 

знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;

формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;

учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).

Развивающие: 

развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;

развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Воспитательные:

формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;

создавать условия для проявления детьми любви к родной земле;

воспитывать уважение к традициям своего народа и людям труда;

воспитывать в детях толерантность к людям разной национальности.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Основные принципы  построения программы:

принцип  сотворчества педагога и воспитанника, педагога и родителей, родителей и детей-воспитанников дошкольного учреждения;

принцип добровольности и личной заинтересованности участников программы;

принцип доступности и возрастной индивидуальной направленности используемого материала;

принцип культуросообразности - воспитание общечеловеческих ценностей и норм на образцах национальной культуры;

принцип  природосообразности – сезонно-календарный ритм организации педагогического процесса, согласно народному календарю;

принцип системности, интегрированного и дифференцированного подхода к подаче учебного материала.

принцип событийности – праздничных мероприятий, проходящих совместно с родителями и другими членами семьи воспитанников.

Необходимыми условиями  по организации педагогического процесса является:

  • использование современных технологий организации педагогического процесса: интегрированных занятий по подготовке каждого занятия на различные виды деятельности дошкольников;

знакомство с различными формами традиционной народной культуры: прикладным художественным творчеством; словесным, музыкально-игровым фольклором; элементами труда и быта русского народа; традиционным народным костюмом; содержанием и смыслом традиционных народных праздников;

актуализация традиционного народного праздника в условиях современности путём использования современных, доступных пониманию ребёнка смысловых сюжетов встроенных в традиционную форму народного праздника;

использование аутентичных форм традиционной народной культуры: этнографического музыкального и игрового фольклора,          народного изобразительного искусства;

опора на христианские традиции и праздники;

проведение традиционных народных праздников совместно с родителями.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы.

Возрастные особенности: Возрастные особенности групп 5 – 7 летнего возраста описаны в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, издание 3-е, исправленное и дополненное, Москва, «Мозаика – синтез», 2015г. ( 6 – 7 лет стр. 252-254). Особенности музыкального развития отражены в программе «От рождения до школы»( 6-7 лет 129 – 130).

Отличительные особенности Программы: Особенностью программы является интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно–воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

Новизна: Приобщая детей к народно-традиционной культуре, в их повседневную жизнь непосредственно внедряются народные игры, обычаи и обряды. Интересная и доступная форма изложения цикла народного календаря, помогает детям представить годовой цикл смены времен года. Любая народная песня – это синкретичный продукт творчества, традиций и обычай народа, благодаря этому, приобщая детей к народному творчеству, закладывается фундамент, на котором впоследствии формируются социальные, эстетические и нравственные идеалы, главные жизненные ценности и понятия о труде, быте, природе.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Ребенок на этапе освоения Программы:

− Имеет представления об устном и музыкальном народном творчестве.

− Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.

− С желанием участвует в любом виде деятельности.

− Знает традиции и обычаи Родного края, понимает смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.

− Владеет навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

− Знает различные жанры народного музыкального творчества.

− Инсценирует сценки  с любым видом театра. Умеет импровизировать.

− Умете танцевать «дробью», исполняет элементы хоровода: «Капуста», «Ниточка с иголочкой» и др..

− Имеет представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты ( пила, гребень).

− Умеет творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Критерии оценки освоения Программы: Для выявления эффективности освоения программы используются следующие методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества. (Приложение)

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание образовательной деятельности.

Учебно – тематический план работы с детьми 6-7 лет.

месяц Тема занятия Продолжительность (минут)
С Е Н Т Я Б Р Ь 1.«Труд и наука – брат и сестра» 30
2.«Жихарка» 30
3.«У наших ворот всегда хоровод» 30
4.«Листопадничек» 30
О К Т Я Б Р Ь 5.«Осенние посиделки» 30
6.«Покров» 30
7.«Как у нашей Дуни» 30
8.«Октябрь – свадебник» 30
Н О Я Б Р Ь 9.«Сказка к нам пришла» 30
10.«Кузьма  –  Демьян» 30
11.Варежковый театр 30
12.«Матушка родимая» 30
Д Е К А Б Р Ь 13.«Зимушка – сударушка» 30
14.«Шуба да кафтан» 30
15.«Спиридон –  Солнцеворот» 30
16.«Новый год у ворот» 30
Я Н В А Р Ь 17.«На пороге – коляда» 30
18.«Страшные вечера» 30
19.«Праздник валенка» 30

20. «Вдоль по улице»

30
Ф Е В Р А Л Ь 21.«В гостях у домового» 30
22.«Игры молодецкие» 30
23.«Без песен мир тесен» 30
24.«Ждём весну» 30
М А Р Т 25.«Как на масленой неделе» 30
26.«Марья –  искусница» 30
27.«Сорок птах» 30
28.«Птицы летите, весну несите» 30
А П Р Е Л Ь 29.«Дуйте в дудки…» 30
30.«Красна речь поговоркою» 30
31.«Верба –  вербочка» 30
32.«Пасхальный перезвон» 30
М А Й 33.«Весну привечаем – игры затеваем» 30
34. «У нас нынче суботея» 30
35.«Приходите в гости к нам» 30
36. «Здравствуй лето» 30
Итого 36 занятий 1080 – 18 часов

Программное содержание и деятельность детей 6 - 7 лет.

месяц

занятия

Тема

Задачи

сентябрь

1.

«Труд и наука – брат и сестра»

1.Познакомить с новыми  пословицами и   поговорками о труде.

2.Побуждать детей осознанно использовать произведения народного творчества в повседневной жизни.

2.

«Жихарка»-инсценировка для

детей средней группы

1. Закреплять знания  детей о календарных осенних праздниках.

2. Закрепление традиций и обрядов «Капустных посиделок».

3.

«У наших ворот всегда хоровод»

1.Учить выполнять новое хороводное движение «капуста».

2.Выразительно передавать движения в танце, хороводе.

3. Слаженная игра в оркестре.

4.

«Листопадничек»-интегрированное занятие

1.Продолжать учить аккуратно, работать с природным материалом.

2. Проявлять фантазию и самостоятельность.

октябрь

1.

«Осенние посиделки»

развлечение

1. Учить понимать смысл праздников и их обрядов.

2.Обогащать словарный запас детей старинными словами: молодец, девица, терем, светлица, горница.

2.

«Покров»

1.Знакомство с обычаями и традиционными обрядами праздника «Покров».

2. Развивать речевую и эмоциональную сферу ребенка, исполняя частушки, потешки.

3.

«Как у нашей Дуни»

1.Создавать и украшать народный костюм совместно с мамами.

2.Знакомить детей с новым видом театра – «Люди – куклы». Учить кукловождению.

4.

«Октябрь – свадебник»

1.Знакомить детей со свадебными и поцелуйными играми.

2.Хоровод – одна из школ хороших манер, инсценировка свадебного хоровода «березка».

ноябрь

1.

«Сказка к нам пришла»-представление

для младших групп.

1.Закрепить знания детей о трудовых и игровых хороводах.

2.Эмоционально передавать переживания персонажей.

2.

«Кузьма - Демьян»

1.Учить детей выполнять танцевальное движение «дробь», исполнять элемент русского хоровода «капуста».

2.Познакомить детей с предметами быта, которые использовались в качестве музыкальных инструментов: деревянные ложка, пила, гребень, рубель.

3.

Варежковый театр-занятие с мамами

1.Привлекать детей к совместной трудовой деятельности с мамами для создания варежкового театра.

2. Учить детей правилам этикета

4.

«Матушка родимая»-развлечение с

мамами

1.Передавать мелодичность колыбельных песен, побуждать эмоционально передавать характер песен.

2.Развивать артистические навыки.

декабрь

1.

«Зимушка – сударушка»

1.Пополнить песенный репертуар произведениями о зиме.

2.Изготовить елочные игрушки для малышей.

2.

«Шуба да кафтан»

1. Знакомство с шуточными и сатирическими народными песнями.

2. Хоровод – игра «метелица», как один из зимних народных танцев.

3.

«Спиридон - Солнцеворот»-театр бибабо для средней группы.

1. Обогащать словарный запас детей старинными словами: кафтан, Спиридон, солнцеворот и т.д..

2.Совершенствовать навыки кукловождения театра би-ба-бо.

3.Развивать интонационную выразительность речи в театрализации.

4.

«Новый год у ворот»-праздник

1. Создать атмосферу радости и веселья на празднике.

2. Круговые хороводы, хороводы-шествия – развитие координации движений в танце.

январь

1.

«На пороге - коляда»

1.Дать более углубленное представление  о празднике – зимние Святки.

2.Познакомить детей с обрядом – колядование, инсценировать песни - колядки.

2.

«Страшные вечера»- развлечение

1. Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.)

2. Поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав.

3.

«Праздник валенка»

1. Побуждать детей к импровизации в свободном танце, используя знакомые движения.

2. Укреплять семейные связи в конкурсе на лучшее украшение валенка.

4.

«Вдоль по улице»

1.Развивать воображение и фантазию детей при изготовлении масок.

2. Поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав.

февраль

1.

«В гостях у домового»

1. Продолжать знакомить детей с героями народного эпоса.

2. Пополнение репертуара шуточными песнями, частушками.

2.

«Игры молодецкие»- с папами.

1. Воспитывать нравственные качества у детей.

2. Поддерживать интерес к здоровому образу жизни на примерах былинных богатырей.

3.

«Без песен мир тесен»

1. Учить правильному певческому дыханию и обращать внимание на четкую артикуляцию в пении.

2. Расширять песенный репертуар, проявлять творческие способности в инсценировке.

4.

«Ждём весну»

1.Закрепить знания детей фольклорного материала о весне.

2.Разучить с детьми игровое движение – «ручеек».

март

1.

«Как на масленой неделе»

1.Расширить знания  детей о празднике – Масленица.

2. Проведение масленичной недели.

2.

«Марья - искусница»- занятие с мамами

1. Познакомить с героиней русских народных сказок – Марьей – искусницей.

2. Украшение рушника совместно с мамами.

3.

«Сорок птах»

1.Обращать внимание детей на взаимосвязь природных явлений.

2.Познакомить детей с обрядом «Сороков».

4.

«Птицы летите, весну несите»

1. Разучить танец «Вологодские кружева», совершенствовать умение двигаться хороводным шагом, выполнять перестроения.

2. Учить детей чередовать различные приемы игры на деревянных ложках.

апрель

1.

«Дуйте в дудки…»

1.Обогатить фольклорный репертуар песнями о весне.

2. Привлечь пап к изготовлению скворечников совместно с детьми.

2.

«Верба - вербочка»

1.Познакомить детей с праздником Вербное воскресенье.

2. Разучить обрядовые игры.

3.

«Пасхальный перезвон»

1. Развивать воображение и фантазию детей при украшении пасхальных яиц.

4.

«Красна речь поговоркою»

1.Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах и о весне.

2. Побуждать детей свободно использовать устный и музыкальный фольклорный материал.

май

1.

«Весну привечаем – игры затеваем»

1.Расширять песенный репертуар новыми песнями и хороводами.

2. Вовлекать детей проявлять творческие способности в инсценировке обрядовых действий.

2.

«У нас нынче суботея»

1. Закрепить знания детей фольклорного материала о лете.

2.Разучить с детьми игровое движение – «золотые ворота».

3.

«Приходите в гости к нам»- концерт

для детей и взрослых

1.Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах.

4.

«Здравствуй лето»

1. Пополнение песенного и танцевального репертуара.

2. Побуждать детей свободно использовать устный и музыкальный фольклорный материал.

3. Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими.

Программа «Сударушки» имеет следующие разделы: «Детский музыкальный фольклор», «Народная песня», «Игровой фольклор», «Хоровод», «Игра на детских музыкальных инструментах».

В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации.     

РАЗДЕЛ I

«Детский музыкальный фольклор»

ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

РАЗДЕЛ II

«Народные песни»

ТЕМА 1. «Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

ТЕМА 2. «Свадебные песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

ТЕМА 3. «Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

РАЗДЕЛ III

«Игровой фольклор»

Тема 1. Песенный припев.

Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

Тема 2. «Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

РАЗДЕЛ IV

«Хоровод»

Тема 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

РАЗДЕЛ V

«Игра на детских музыкальных инструментах»

Тема 1. «Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. 3 знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Тема 2. «Ансамблевая игра».

Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

 Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Посредством простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия, интегрированного типа и занятия-концерты.

Методические приемы:

− наглядный, словесный, практический;

− беседы с детьми;

− наблюдение за природой;

− слушание русских народных песен, сказок;

− разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;

− инсценировки песен и малых фольклорных форм;

− ручной труд.

Формы подведения итогов:

− занятия интегрированного типа;

− развлечения;

− театрализованные представления, концерты;

− календарные праздники;

− видео и фотоматериалы;

− отзывы родителей, педагогов ДОУ.   

Формы работы

− музицирование,

− слушание музыки,

− игра на музыкальных инструментах,

− календарные праздники,

− развлечения,

− тематические праздники,

− пение,

− исполнение,

− песни – игры,

− игра на музыкальных инструментах,

− импровизация,

− тематические праздники,

− ярмарка,

− народные обряды,

− календарные праздники.      

                      

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

Именно в этих практиках появляется и обогаща­ется внутренний план действия, оформляется замы­сел, который становится артикулированным (сло­весно оформленным, осознанным), и осуществляется переход от изначальной процессуальности к результа­тивности (воплощению артикулированного, оформ­ленного замысла в определенном продукте - резуль­тате).

Каждая из культурных практик, особым образом моделируя реальность, по-своему «прорывает» перво­начальную ситуационную связанность и процессуальность ребенка.

Так, сюжетная игра переводит внешнее действие во внутренний план «замысливания», но в макси­мальной степени сохраняет и провоцирует игровое отношение как процессуальное (вне результативнос­ти) отношение к миру. Сюжет игры - это, в конечном итоге, виртуальный мир возможных событий, кото­рый строится по прихоти играющих и не имеет ре­зультативного завершения.

− Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

− Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно-исследо­вательской деятельности, требует артикулирования (словесного оформления) замысла, его осознания и предъявления другим (в совместной игре и исследова­нии) и задает социальные критерии результативнос­ти (в совместной продуктивной деятельности). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В учебном плане она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

− Чтение (восприятие) детям художественной литературы входит в остав культурных практик, необходимых для развития дошкольника, художественная литература как особого рода моделирующая (репрезентирующая) ре­альность система является универсальным развиваю­щим средством. Для дифференциации внутреннего мира ребенка она имеет ни с чем не сравнимое значе­ние. Художественные тексты позволяют интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многооб­разии связей вещей, событий, отношений, и в этом плане дополняют моделирующий характер и развива­ющие возможности других культурных практик до­школьников (игровой, познавательно-исследователь­ской, продуктивной деятельности). Восприятие художественной литературы и фольклораорганизуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

− Музыкальная деятельность Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.

  1. Способы и направления детской инициативы

Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности. Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, дает необходимые рекомендации, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Деятельность педагога по поддержке детской инициативы с детьми 6-8 лет:

− Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.

− Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.

− Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

− Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.

− Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.

− Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

− При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.

− Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.

− Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

− непосредственное общение с каждым ребенком;

− уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

− развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

− развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

− создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

− организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

− поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

− оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

 

По целевым установкам программы можно выделить три основных направления взаимодействия с семьями воспитанников:

мероприятия с родителями, с целью повышения их компетенции в разных вопросах. Сюда относятся дни открытых дверей, родительские кружки (клубы, мастер-классы и т. п.) ;

мероприятия, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п. Сюда относятся праздники, досуги, экскурсии, традиции («Встречи с интересными людьми» и т. п.);

мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышать инициативность и заинтересованность родителей. Сюда относятся выставки по увлечениям ребенка, выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике, дидактические альбомы («Моя семья», «Домашние любимцы» и т. п., домашнее коллекционирование с  презентацией  в  группе  и  т. п.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает следующие подходы:

Родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив развития детей.

Родители не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а наоборот, могут способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям.

Родители имеют право на информированность и обращение к педагогам детского сада за советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.

Родители при соответствующих условиях могут быть субъектами организации, планирования и развития образовательной системы МАДОУЦРР – детский сад.

Направления деятельности при взаимодействии с родителями:

планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

практическая помощь семье в воспитании детей;

организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

вовлечение родителей в планово – прогностическую, организационную, аналитико – оценочную деятельность детского дошкольного учреждения.

Принципы взаимодействия детского сада и семьи:

доверительные отношения – обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность педагогов, их умение понять и помочь в решении проблем семейного воспитания;

подход к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия - полноправные партнеры воспитания и обучения детей;

единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач, условий, результата развития ребенка;

помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагога и родителей;

− личная заинтересованность родителей – изменение педагогической позиции родителей, которая поможет правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком.

Формы работы с родителями:

− информационные стенды (наглядная агитация);

− папки – передвижки;

− тематические выставки;

− консультации;

− буклеты;

− памятки;

− родительские собрания;

− индивидуальные и групповые беседы;

− деловые игры;

− психологические тренинги;

− анкетирование, тестирование.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

  1. Описание материально-технического обеспечения программы

Перечень материально-технического и игрового оборудования для обеспечения образовательного деятельности.

п/п

Наименование МТО

Шт.

 

МЕБЕЛЬ И ТЕХНИКА

 

1

Тумба под видеоаппаратуру

1

2

Телевизор большой

1

3

Стойка под телевизор

1

4

Ширма (большая и малая)

2

5

Погремушка

20

6

Музыкальный центр

1

7

Синтезатор

1

8

Пианино

1

9

Бубен маленький

4

10

Бубен средний

5

11

Ксилофон-альт диатонический (ДЕРЕВЯННЫЙ)

5

12

Металлофон-альт диатонический

4

13

Металлофон 12 тонов

10

14

Барабан большой

1

15

Барабан малый

2

16

Треугольник металлический

12

17

Колокол большой

1

18

Колокольчики маленькие

20

20

Кармашки для музыкальных инструментов

25

21

Ложки деревянные

30

22

Платочки цветные

90

23

Гармонь детская

1

24

Аккардеон детский

1

25

Трещетки деревянные

2

26

Маракасы

 

27

Вертушка пластмассовая

2

28

Румба деревянная(медные диски – 4 пары)

4

29

Стиральные доски музыкальные

4

30

Учебно-игровое пособие «Логико-Малыш» Бытовая культура. Театр.

1

31

Наборы карточек. Дидактические карточки «Музыкальные инструменты»

1

32

Наглядно-дидактическое пособие. Игра «Музыкальные инструменты»

1

33

Комплект карточек «Игры, танцы, упражненья для красивого движенья»

1

34

Комплект карточек «Дыхательная гимнастика»

1

35

Комплект карточек «Пальчиковая гимнастика»

1

36

Картотека «Дидактические игры, развивающие творческие способности детей»

1

37

Картотека «Логоритмические игры и упражнения»

1

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Для полноценного внедрения в педагогический процесс имеется следующее методические материалы:

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Как у наших у ворот»; «Композитор», Санкт-Петербург, 2003г.

    «Пой, пляши, играй от души», Русские народные хороводы, пляски и игры, Методическое пособие для музыкальных руководителей, Вып.№1, «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2001г.

    С.Дубовик, О.Черкасова, «Хоровод круглый год», Сценарно-методические материалы для детских народно-хоровых коллективов, Часть II, Екатеринбург,2010г.

    «Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения Среднего Урала», Составитель Т.И.Калужникова, Екатеринбург, 2002г.

    «Я по травкам шла», Музыкальные произведения для деткого народно-хорового коллектива, Екатеринбург, 2008г.

    В.Косюк, «За Уралом, за рекой», Песни в обработке для народного хора, Екатеринбург, 2010г.

3.3. Расписание занятий.

Срок реализации программы рассчитан на один год обучения. Программа дополнительного образования реализуется 1 раз в неделю. Продолжительность 1-го занятия 30 минут. Занятия организуются в помещении музыкального зала.

Занятие подразделяется на 3 части: мотивационную, основную и заключительную. В мотивационной части происходит настрой детей на работу, определение целей деятельности. В основной части осуществляется непосредственная деятельность. В связи с этим во время занятия должны учитываться индивидуальные особенности детей. Заключительная часть реализует воспитательные задачи: умение добиваться поставленной цели, самоутверждение и самореализация.

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Структура занятия с детьми 6-7 лет.

 Приветствие.

 Артикуляционная гимнастика.

 Основная часть:

− Беседа.

− Пение, инсценировки.

−Музыкально-ритмические движения, музицирование, игра в оркестре народных инструментах.

 Игра.

 Релаксация.

 Психолого-педагогические условия реализации Программы совпадают с изложенными в основной образовательной Программе «От рождения до школы»(стр.138-145).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.