Библиотечный урок «Певец русской природы» к 140-летию со дня рождения М.М. Пришвина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №14 города Искитима
Библиотечный урок
(гуманитарно-эстетическое направление)
Певец русской природы (140 лет со дня рождения М. М. Пришвина)
Учитель Слётова Н. И.
Библиотекарь Савельева Т. И.
2013 г. Искитим
Цели:
краткое знакомство с биографией М.М.Пришвина;
«открывать» учащимся рассказы М.М. Пришвина, выделять художественные детали в изображении природы;
Задачи:
развивать умение художественного чтения наизусть;
способствовать формированию наблюдательности в окружающем мире, заставить задуматься над тем, что доброе отношение к природе облагораживает самого человека;
развивать творческие способности учащихся.
Оборудование и материалы к уроку:
выставка книг писателя,
фонохрестоматия: голоса птиц, шум деревьев, капель сосулек,
компьютер,
презентация к уроку, видео.
Подготовка к уроку. За неделю до урока предложили учащимся прочитать рассказы М.М.Пришвина, выбрать понравившийся рассказ и приготовить художественное чтение наизусть, по желанию ребята готовили презентацию «Интересные факты из биографии писателя»
ХОД УРОКА
Слово учителя.
Пришвин — один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. «Певец русской природы» называли и называют его.
Горький о нем писал: "Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас". В этом году, 4 февраля, Михаилу Михайловичу исполнилось 140 лет со дня рождения. Наш библиотечный урок мы посвящаем ему. Откройте тетради и запишите тему: «Певец русской природы». (Сообщение цели урока, интересные сведения о писателе ребята записывают в тетрадь).
Работа в тетрадях
Слайд 1
Видео о писателе
Презентация «Интересные факты из биографии писателя».(ребята подготовили дома)
Слайд 2.
Родился Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он истратил. Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии.
Слайд 3.
Михаил Дмитриевич, отец писателя, умирает рано, оставив семерых детей и жену, Марию Ивановну, в тяжелом материальном положении. Несмотря на это Мария Ивановна смогла дать детям хорошее образование.
Слайд 4.
Переехав в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, окончил шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 поступил в Рижский политехникум, отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.
Слайд 5.
В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом, санитаром. После 1917г он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома
Слайд 6.
Писатель М.М.Пришвин был старейшим шофером Москвы. Он до 80 с лишним лет сам водил машину, сам её осматривал и мыл. Относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково «Маша»
Слайд 7.
Летом машина стояла на даче в деревне Дудино под Москвой. В самый ранний час неторопливо маленький голубой «Москвич» катит в леса. За рулём сидит старый человек в очках, рядом садилась собака Жалька, ставилась большая корзина для грибов.
Слайд 8. Учитель
С детства он был любознательный и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы. Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!» А знать хотелось очень многое, значит, надо было расти. И он рос. Рос и наблюдал, много замечал и делал для себя заметочки. Очень любил природу, удивлялся разным зверюшкам, изучал их повадки, их жизнь. Дружил с разными зверьками и птичками. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем как люди
Слайд 9 Библиотекарь
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать "разнотравьем русского
языка". Я представляю вашему вниманию сборник «Разговор деревьев». Много здесь интересных рассказов о природе. Вот один из них…(Чтение наизусть «Разговор деревьев»). Ребята, вы заметили, что слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звезд над лесным краем .
Слайд 10 Учитель
Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Такие необыкновенные тайны поведал нам Пришвин в ещё одном сборнике «Золотой луг» (Чтение наизусть рассказа «Золотой луг»).
Беседа (выявление восприятия)
- А вы, ребята, когда-нибудь наблюдали за одуванчиками? Нет!
- За другими цветами наблюдали? Устное словесное рисование (словами нарисовать ту картинку, которая возникает в воображении).
Слайд 11. Библиотекарь
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. У меня в руках ещё один сборник «Говорящий грач». (Чтение наизусть «Говорящий грач»)
Беседа (выявление восприятия)
- Какое открытие сделал Михаил Михайлович?
- А вы любите наблюдать за птицами?
Слайд 12 Учитель
Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир..В сборнике «Охотничьи были». есть интересный рассказ «Клюква». Инсценирование рассказа «Клюква». Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.
Слайд 13 Библиотекарь
Большой поэт почти всегда видит мир глазами ребенка, как
будто он видит его действительно в первый раз. Иначе огромные пласты жизни были бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека – много знающего и ко всему привыкшего. Видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное – таково свойство настоящих художников. Этим свойством Пришвин владел целиком. А у меня в руках ещё один сборник писателя « Лесной хозяин». И здесь необыкновенные рассказы о птицах.
Рассказы: «Гаечки», «Журка», «Лесной доктор» (Чтение наизусть). Вам понравились рассказы? (ответы ребят)
Слайд 14 (Физминутка – ребята повторяют движения за героями)
Слайд 15 (Учитель)
- Ребята, вы когда – нибудь наблюдали весной за сосульками? (ответы). Пришвин тоже наблюдал, и у него получился прекрасный рассказ «Сосулька». Это рассказ вы найдете в сборнике «Лисичкин хлеб» (чтение наизусть). Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче.
Слайд 16 (Библиотекарь)
Оказывается, секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства - в его зоркости. Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и
значительное, что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит глубокое содержание земной жизни. Послушайте рассказ «Беличья память» из сборника «Кладовая солнца» (чтение наизусть).
Слайд 17. Учитель
Горький писал Пришвину: "Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами". Вы сейчас сами сделаете вывод: «отлично знает Пришвин зверей. Рассказ «Кот» (чтение наизусть). Что вы можете сказать?
Слайд 18 Библиотекарь
Ребята, вам были представлены лишь некоторые сборники рассказов М.М.Пришвина. Давайте вспомним их названия.
Литературная разминка
А вот ещё несколько сборников: «В краю дедушки Мазая», «Птицы под снегом», «Медведь».
Слайд 19 Учитель
Тест «Проверь себя» (взаимопроверка)
А сейчас задание посложнее. Приведены строчки из рассказов, которые вы сегодня слышали, вспомните их названия и запишите.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов «Золотой луг»
Дятел – лесной доктор, он спас осину «Лесной доктор»
Поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку «Журка»
Мне попала соринка в глаз. Пока я её вынимал, в другой глаз ещё попала соринка «Гаечки»
Когда я сажусь за чай, он садится мне на левую коленку и следит за всем. «Кот»
- Кашки хочешь, дурашка?
Поклюёт и улетит. И так каждый день, весь месяц. «Говорящий грач»
Сегодня мы разглядывали на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал. «Беличья память»
Слайд 20 Кроссворд
Для вас, ребята, по рассказам, которые вы только что услышали, Лера Панченко составила кроссворд.
Слайд 21 Словарная работа.
Как вы понимаете высказывания Пришвина?
Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.
Бойся думать без участия сердца
Охранять природу — значит охранять Родину (ответы ребят).
Итоги урока
Слайд 22 Домашнее задание
Ребята, вам понравились рассказы Пришвина. Хотели бы прочитать другие рассказы? Вы любите наблюдать за природой и за животными, как это делал Пришвин? А написать рассказ? Домашняя работа: для классного альбома «Наши друзья – животные» опишите какое-нибудь животное, которое вы хорошо знаете, за которым наблюдали. С самого начала определите стиль и основную мысль вашего описания. Подберите заголовок. Лучшие работы войдут в сборник.
Спасибо, ребята, за отличную работу на уроке!