История исчезнувших и исчезающих деревень острова Ольхон «Былое не забыто»

2
0
Материал опубликован 1 February 2022 в группе


Былое не забыто.

(История исчезнувших и исчезающих деревень острова Ольхон)

Коллективная работа учащихся. Руководитель С.Х.Хажеева

Жизнь любого человека связана с одним местом, местом, где он родился, откуда начинаются его корни. Мы должны постараться сохранить для будущих потомков историю своей малой родины. Для этого в школе была проведена краеведческая работу по сбору материалов об исчезнувших и исчезающих деревнях острова Ольхон.

Остров Ольхон является самым крупным из островов Байкала. Отделяется он от материка проливами Малое море и Ольхонские ворота. Слово «Ольхон» бурятское, в переводе означает «малолесистый», что в какой-то степени хорошо оправдывается, так как южная половина острова практически безлесная.

Заселён был остров с давних времён. В удобных бухтах, защищённых от ветра, жили далёкие наши предки. Археологами и школьниками во главе с бывшим учителем географии, создателем Хужирского краеведческого музея Н.М.Ревякиным найдено много стоянок и захоронений людей новокаменного века (неолита). Позднее жили на Ольхоне и древнейшие тюрские племена – курыканы, которые также оставили свой след в истории острова. До сих пор можно любоваться останками каменных стен – крепостей, поставленных курыканами. Длительное время на Ольхоне господствовали монголы, которые позднее были вытеснены бурятскими племенами. И в общем – то до начала Великой Октябрьской революции на острове жили буряты, хотя русские впервые оказались на острове в 1643 году.

Населённых пунктов на острове было много, это деревни, находящиеся вблизи Хужира – Малый Хужир, Ялга, Семисосны, Хадай, Ташкай, Нуры; Харанцы, Рыбхоз, Халгай, Песчанка, Усык (Усук), Узур. На сегодняшний день многие из этих деревень прекратили своё существование, на их месте ничего не осталось. История деревень острова Ольхон очень интересна.

Деревня ТАШКАЙ, историческое название которой Загли, находилась на берегу озера Байкал, в сорока километрах от административного центра. Леса кругом не было, поэтому летом заготавливали коровий навоз, сушили его, а зимой им топили печку.

Название Ташкай, вероятно, произошло от слова «таскать», так как здесь была грузоперевалочная база. В 30-40 годы один раз в неделю в Ташкай приходил грузо-пассажирский пароход «Ангара», в 50-х годах – пароход «Комсомолец», который ходил по расписанию до Нижне – Ангарска и перевозил пассажиров. Сюда приплывали корабли. Они привозили груз: соль, муку, солому, сено. В Ташкае был рыбозавод – основная работа населения. Кроме этого имелись магазин, школа, метеостанция, пекарня. Население деревни было невелико: всего дворов 20 – 25. В школе работала одна учительница, так как число учащихся не превышало 30 человек. Долгое время в Ташкае никто не жил, кроме кладбища ничего не осталось. Люди стали оставлять свои дома в основном потому, что закрыли рыбоприёмный пункт, не стало работы, жить было не на что. Сейчас в Ташкае живёт одна семья, занимается разведением скота.

ХАДАЙ в переводе в переводе с бурятского означает «гора». Первыми поселенцами были буряты. Деревня располагалась между двух гор. В Хадае было предположительно до 40 дворов. На сегодняшний день на родовое поместье вернулась одна семья, которая также, как и в Ташкае, занимается разведением скота и коней. В улусе была одна улица. Фасады домов смотрели друг на друга через дорогу. Изгороди делали из жердей горизонтально. Жители занимались скотоводством, разводили крупный рогатый скот и овец. Выделывали овчину, шили шубы, тулупы, варежки, унты, ичиги. Также выделывали шкуры крупного рогатого скота, которые шли на кожаную обувь и на подошвы, а также на сыромятные ремни.

В деревне жили плотники. Некоторые дома, которые были срублены ими, впоследствии были перевезены в другие населённые пункты. Им уже более ста лет. Были свои кузнецы, которые ковали подковы для лошадей. Были и свои ремесленники, делавшие сани, телеги, колёса, деревянные вилы и грабли. Были шорники. Каждая семья обеспечивала себя всем необходимым. Многие занимались бондарным делом, но основной работой многих была рыбалка.

В улусе Хадай были магазин, пекарня, контора, клуб, фельдшерский пункт, общественная баня, насосная станция и начальная школа, которая закрылась в 1950 году. Одним словом, жизнь шла своим чередом. Не зря говорят, если есть школа, живёт и деревня. Улус распался из-за миграции населения: многие переехали в большие населённые пункты острова Ольхон. Самыми последними с Хадая выехала семья Аструновых.

Деревня СЕМИСОСНЫ была образована в 1880 – 1890 годах. До 30-х годов прошлого столетия это был бурятский улус. В 1930 году из деревни Кутулы близ д.Черноруд Ольхонского района в Семисосны переехали русские. И стала тогда деревня делиться на две части: от начала дороги по левой стороне жили русский, а по правой – буряты. Бурятских семей было примерно 20 – 30, а русских – 15. В деревне была школа-семилетка. Учиться приезжали с Улан – Хушина, Маломорца, Хадая, Загли и Хул. После окончания школы дети уезжали в с.Еланцы для продолжения обучения. В классе было по 15 – 20 учеников, учителей около десяти. Работали в школе Болдонов Николай Александрович и Никифоров Павел Дмитриевич – учителя начальных классов, а также Ревякин Николай Михайлович – учитель географии и биологии. Школа просуществовала до 1935 – 1942 гг. В деревне была пекарня, в которой работали 9 человек: три человека в смену.

В 1950 -1969 гг. в Семисоснах была совхозная кошара, разводили овец (500-600 голов) и крупный рогатый скот. Работали шесть доярок, у каждой по 15-20 дойных коров. Также в деревне был клуб, где показывали немое кино, проходили танцы под гармошку. Работала почта. Почту разносили не только по деревне, но и доставляли в Ташкай и Рыбхоз. Была больница, церковь, магазин, который в то время назывался «лавка».

В Семисоснах был создан колхоз «Киров», председателем которого был Шихуев (имя и отчество не известны). По воспоминаниям жителей деревни, это был очень хороший человек, строгий, но справедливый председатель.

Большая часть населения работала в лабазе: занималась обработкой рыбы. Стояло два невода, было две бригады рыбаков. Рыбу солили в бочках, прессовали по 150 килограммов (бочки делали в Хужире). За рыбой приходил сейнер «Ленинград». Сначала на баркасах подвозили рыбу к сейнеру и на верёвках поднимали бочки наверх. Ловили бычков (широк) на вентерах по 1 – 2 тонны. Труд был тяжёлый: сначала бычки сушили, раскладывали их по склонам гор на земле, затем собирали, мололи муку на ручной мельнице. Вывозили муку на машинах и на сейнере.

В конце 30 – начале 40 годов прошлого столетия в Семисоснах наездами жил поэт Анатолий Ольхон (Пестюхин), которого называли вдохновенным певцом Сибири и Байкала. Также жил здесь и Фёдор Фёдорович Талызин, врач – биолог, учёный, художник, педагог, путешественник и писатель. В настоящее время в Семисоснах никто не живёт. А было время, когда проживала здесь одна семья – Неновы Михаил Мазаевич и Валентина Григорьевна, а также их сын Юрий со своей семьёй.

Посередине острова Ольхон располагалась когда – то деревня ПЕСЧАНКА. Появилась она как рыбоприёмный пункт в середине 30-х годов. История этого поселения небольшая, но интересная. Интересная тем, что на этом месте была образована колония заключённых, которые были осуждены и сосланы на поселения. Своими силами они сколотили бараки, вышки, обнесли территорию колючей проволокой. Еще сейчас кое – где остались поваленные столбы с обрывками колючей проволоки, обломки сторожевых вышек да пара полуразрушенных домов. Вот и всё, что осталось от деревни, в которой кипела жизнь, рождались дети, отмечались праздники.

Домов здесь было более двадцати. Они были исключительно деревянные, так ка строительный материал был рядом. Улица была вытянута вдоль берега Байкала. На берегу был построен мол, к которому подходили рыбацкие лодки, чтобы сдать пойманную рыбу. Здесь же стояли корпуса, в которых пойманную рыбу перерабатывали: солили, укладывали в бочки и отправляли на кораблях и баржах на «большую землю», а также был свой консервный цех, где изготавливали консервы. Выпускали шпроты из бычков, омуля в желе и хариуса в собственном соку. Только местные тех деликатесов не видели, всё на баржах уплывало в Иркутск и дальше в Москву. Для работы приглашались местные жители из соседних деревень, а специалисты приезжали, закончив учебные заведения рыбной промышленности.

Детей было мало, поэтому в Песчанке была начальная школа. Работал магазин. Так и жили вместе ссыльные и вольные переселенцы. Ловили рыбу, тянули вручную тяжёлые невода, переносили все тяготы сурового сибирского климата.

В 1952 году колонию закрыли, и в Песчанку привезли ссыльных переселенцев. Много среди них было литовцев. Особо выделялись ксендзы из духовной семинарии. Это ссыльные построили в Песчанке добротный причал, рыбоприёмный пункт и консервный цех.

Жизнь в Песчанке замерла, когда сгорел рыбозавод. Отчего вспыхнуло перегретое масло, так и не дознались. Только от цехов ничего не осталось. С амнистией стали уезжать из деревни переселенцы, добротные дома разбирались на брёвна, перевозились в Хужир. Цех, закрытый в 60-е годы, остался на балансе Маломорского рыбозавода.

Живым свидетелем тех далёких лет долгое время оставалась единственная жительница Песчанки Карнапольцева Екатерина Ивановна, но и её нет.

Сейчас вновь оживает деревня: строятся дома, создаются маленькие музеи, заезжают сюда туристы.

Может со временем жизнь вновь закипит во всех покинутых когда – то деревнях…

Имя сменить стыдно, но можно.

Друга сменить больно, но можно.

Путь изменить трудно, но можно,

Но нельзя поменять,

Как ни хотел бы, ни тщился,

В кого б, во что б ни влюбился,

В тебя породившую мать,

Землю, где ты родился.


                                                             Д.Жалсараев, народный поэт Бурятии.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.