Статья «Биосферные и ноосферные исследования В.И. Вернадского»
Биосферные и ноосферные исследования В.И. Вернадского
Введение
«Нет ничего сильнее жажды познания, силы сомнения... И это искание, это стремление — есть основа всякой ученой деятельности... ищешь правды, и я вполне чувствую, что могу умереть, могу сгореть, ища ее, но мне важно найти, и если не найти, то стремиться найти ее, эту правду, как бы горька, призрачна и скверна она ни была!» [1]
Кризисное состояние взаимоотношений между обществом и биосферой в начале XXI века стало очевидным явлением. Идея неизбежности перемен в этих отношениях , неотвратимости перехода системы «человек-биосфера» в качественно новое состояние актуализировалась с большей силой. Основы знаний о возможной природе такого перехода и состояния более полувека назад были разработаны академиком В.И. Вернадским.
Формирование и последовательное обоснование концепции биосфера – ноосфера В.И.Вернадским было обусловлено рядом исторических, научных, социально-политических и экологических факторов первой половины XX в.
В.И.Вернадский – классик естествознания, является основоположником новых отраслей знаний: биогеохимии и радиогеологии; создатель генетической минералогии и геохимии. Венцом его научного творчества стало учение о биосфере и ее эволюции, о воздействии человека на окружающую среду и о преобразовании биосферы в ноосферу — сферу разума.
Этот крупнейший ученый внес выдающийся вклад в развитие современной картины мира. Его идеи о превращении биосферы Земли в сознательно организуемую и управляемую человеком ноосферу не были оценены по достоинству изначально. Но со временем, когда предсказанные им явления стали нарастать с головокружительной быстротой, значение учения о ноосфере, об органическом единстве природы и общества, о том, что в условиях возросшего технологического могущества людей природа уже не может существовать и развиваться без сознательного управления ее жизнью со стороны человечества, стало очевидным.
Концепция биосферы – ноосферы представляет итог всего научного творчества ученого, его мировоззрение. Она служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и прежде всего проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы.
В.И. Вернадский дал миру своеобразное философское направление общечеловеческого значения: активно-эволюционную, ноосферную, космическую мысль.
Выбор данной темы обусловлен тем, что являясь участником пилотного проекта «Наша ноосферная школа» меня заинтересовали предпосылки возникновения концепции ноосферного образования, а также происходящая в наши дни перестройка картины мира, которая отвечает реально происходящим в мире изменениям.
В работе будут рассмотрены основные аспекты исследований В.И. Вернадского в области биосферы и ноосферы; отражены понятия биосферы, ее структуры, границы; функции живого вещества и эволюция биосферы; освещены вопросы условий и существования ноосферы. Уделено внимание вопросу науки как основного фактора ноосферы. Отражены основные характеристики ноосферы на современном этапе.
Основная часть
1.Что такое биосфера? В чем ее особенности и закономерности существования? Какое значение имеет учение о биосфере и какие у него перспективы?
Эти вопросы не разработаны до конца, и ответить на них непросто. Однако, наиболее полный и глубокий ответ содержится в учении о биосфере, которая была выработана Владимиром Ивановичем Вернадским. В учении о биосфере сливаются воедино науки о Земле и биологические науки. Это обобщение естественнонаучных знаний, оно вобрало в себя эволюционные взгляды Ч. Дарвина, периодический закон Д.И. Менделеева, теорию единства пространства и времени А. Энштейна, идеи о неразрывной связи живой и неживой природы многих отечественных и зарубежных ученых.
Ученый впервые показал, что живая и неживая природа Земли тесно взаимодействуют и составляют единую систему.
Первыми услышали начала учения о биосфере студенты Сорбонны, которым Вернадский читал лекции по геохимии в 1932-24 годах. Идеи Вернадского о живом веществе и биосфере быстро нашли отклик, но лишь в узком кругу специалистов. Общественный резонанс опоздал на полвека - случай, не характерный для нашего научно-технического века.
"Среди огромной геологической литературы отсутствует связанный очерк биосферы, рассматриваемой как единое целое, как закономерное проявление механизма планеты, ее верхней области - земной коры»[2]
Вернадский стал первым исследовать жизнь как единое целое, как геологически своеобразное живое вещество, характеризующееся весом, химическим составом, энергией и геохимической активностью. Он первым из ученых понял, что мы всецело принадлежим биосфере - и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования. Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли и Космоса; рассматривал компоненты биосферы, ее границы, функции живого вещества, эволюцию биосферы.
1.1.В биосфере можно выделить следующие основные компоненты: живое вещество, косное (неживое) вещество, неживое биогенное вещество, биокосное вещество.
Живым веществом В.И. Вернадский назвал совокупность живых организмов, населяющих нашу планету.
Это главная сила, преобразующая поверхность планеты, основа формирования и существования самой биосферы. Во все геологические эпохи живое вещество, преобразуя и аккумулируя солнечную энергию, влияло на химический состав земной коры, было мощной геохимической силой, формирующей лик Земли. "Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей" [2]
Живое вещество имеет количественные характеристики, его можно изучать, используя математические законы.
Количество живого вещества в биосфере (биомасса) - величина постоянная или мало изменяющаяся с течением времени. Во все геологические эпохи на Земле количество живого вещества было практически одинаковым. Ученый подчеркивал, что современное живое вещество генетически родственно живому веществу прошлых геологических эпох.
Первым главнейшим аспектом учения является признание исключительной роли «живого вещества», преобразующего облик планеты.
Живые организмы превращают космическую лучистую энергию в земную, химическую и создают бесконечное разнообразие нашего мира. Своим дыханием, питанием, метаболизмом, смертью и разложением, длящимся сотни миллионов лет, непрерывной сменой поколений они порождают существующий только в биосфере планетный процесс — миграцию химических элементов.
Под косным веществом В.И. Вернадский понимал такие вещества биосферы, в создании которых живые организмы не участвуют. Это, например, газы, твердые частицы и водяные пары, выбрасываемые вулканами, гейзерами.
Кроме живого и косного веществ, в состав биосферы входят:
неживое биогенное вещество, которое образовано живым веществом современной и прошлых геологических эпох (ископаемые остатки организмов, нефть, уголь, газы атмосферы, озерный ил - сапропель, осадочные породы, например, известняки);
биокосное вещество, которое создавалось одновременно и живыми организмами и косным веществом (например, почва, вода обитаемых водоемов, глинистые минералы).
Вторым главнейшим аспектом учения является разработанное им представление об организованности биосферы, которая проявляется в согласованном взаимодействии живого и неживого, взаимной приспособляемости организма и среды. «Организм, - писал Вернадский, - имеет дело со средой, к которой он не только приспособлен, но которая приспособлена и к нему» [2]
Специфическая черта биосферы как особой оболочки Земли — непрерывно происходящий в ней кругооборот веществ, регулируемый деятельностью живых организмов. По мнению В.И. Вернадского, в прошлом явно недооценивали вклад живых организмов в энергетику биосферы и их влияние на неживые тела. Хотя живое вещество по объему и массе составляет незначительную часть биосферы, но оно играет основную роль в геологических процессах, связанных с изменением облика нашей планеты.
1.2 Границы биосферы совпадают с границами распространения живых организмов в оболочках Земли, что определяется наличием условий существования жизни (благоприятный температурный режим, уровень радиации, достаточное количество воды, минеральных веществ, кислорода, углекислого газа). Биосфера охватывает всю поверхность суши, а также океаны, моря и ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные в процессе жизнедеятельности живых организмов. Иначе говоря, биосфера - это часть литосферы, атмосферы, гидросферы, заселенная живым веществом.
Для существования живых организмов необходимы следующие условия: достаточное количество воды, минеральных веществ,О2 ,СО2 , оптимальный температурный режим, уровень радиации.
Ученый отмечал, что живое вещество распределено в биосфере неравномерно. Основная его масса сконцентрирована в приповерхностном слое суши толщиной 50-100 м и в приповерхностной толще воды (10-20 м). Здесь находится более 90% биомассы Земли. Но и в приповерхностном слое имеются пространства, густо заселенные живыми организмами (тропики и субтропики, теплые моря), и менее заселенные территории (пустыни, высокогорья, арктические и антарктические области). Для остальных территорий биосферы характерно, по словам В.И. Вернадского, "разрежение живого вещества".
Тем не менее, в пределах биосферы нет абсолютно безжизненных пространств. Даже в самых суровых условиях обитания можно найти бактерии и другие микроорганизмы. В.И. Вернадский высказал идею о "всюдности жизни", живое вещество способно "растекаться" по поверхности планеты; оно с огромной скоростью захватывает все незанятые участки биосферы, что обусловливает "давление жизни" на неживую природу.
1.3.Функции живого вещества. Одна из основных заслуг
В.И. Вернадского состоит в том, что он впервые обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора, на то, что живое вещество выполняет в биосфере различные биогеохимические функции. Благодаря этому обеспечиваются круговорот веществ и превращение энергии и, в итоге, целостность, постоянство биосферы, ее устойчивое существование. Важнейшими функциями являются энергетическая, газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная.
Энергетическая функция – это накопление и преобразование растениями энергии Солнца (бактерии-хемоавтотрофы преобразуют энергию химических связей) и передаче ее по пищевым цепям: от продуцентов - к консументам и, далее, - к редуцентам. При этом энергия постепенно рассеивается, но часть ее вместе с остатками организмов переходит в ископаемое состояние, "консервируется" в земной коре, образуя запасы нефти, угля.
Газовая функция принадлежит зеленым растениям, которые в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород. В то же время, большинство живых организмов (и растения в том числе) в процессе дыхания используют кислород, выделяя в атмосферу углекислый газ. Участвуя в обменных процессах, живое вещество поддерживает на определенном уровне газовый состав атмосферы.
Окислительно-восстановительная функция связана с энергетической. Микроорганизмы, которые в процессе жизнедеятельности окисляют или восстанавливают различные соединения, получая при этом энергию для жизненных процессов. Велико их значение для образования многих полезных ископаемых. Например, деятельность железобактерий по окислению железа привела к образованию таких осадочных пород как железные руды; серобактерии, восстанавливая сульфаты, образовали месторождения серы.
Концентрационная функция заключается в способности живых организмов накапливать различные химические элементы. Например, осоки и хвощи содержат много кремния, морская капуста и щавель - йод и кальций. В скелетах позвоночных животных содержится большое количество фосфора, кальция, магния. Осуществление данной функции способствовало образованию залежей известняка, мела, торфа, угля, нефти.
1.4. Эволюция биосферы. В.И. Вернадский в своих работах подчеркивал, что история возникновения и эволюция биосферы - это история возникновения жизни на Земле. Развитие биосферы идет вместе с эволюцией органического мира - изменяется состав ее компонентов, расширяются границы. Современная биосфера возникла не сразу, а в результате длительной эволюции в процессе постоянного взаимодействия абиотических и биотических факторов. Первые формы жизни, по-видимому, были представлены анаэробными бактериями. Однако созидательная и преобразующая роль живого вещества стала осуществляться лишь с появлением в биосфере фотосинтезирующих автотрофов – цианобактерий и сине-зеленых водорослей (прокариотов), а затем и настоящих водорослей и наземных растений (эукариотов), что имело решающее значение для формирования современной биосферы. Деятельность этих организмов привела к накоплению в биосфере свободного кислорода, что рассматривается как один из важнейших этапов эволюции.
Параллельно развивались и гетеротрофы, и прежде всего – животные. Главными датами их развития являются выход на сушу и заселение материков (к началу третичного периода) и, наконец, появление человека.
Живое вещество эволюционирует в сторону усложнения уровня организации, уменьшения прямой зависимости от среды обитания, усовершенствования способов ориентации и передвижения в пространстве.
В сжатом виде идеи В.И. Вернадского об эволюции биосферы могут быть сформулированы следующим образом:
1. Вначале сформировалась литосфера – предвестник окружающей среды, а затем после появления жизни на суше – биосфера.
2. В течение всей геологической истории Земли никогда не наблюдались азойные геологические эпохи (т. е. лишенные жизни). Следовательно, современное живое вещество генетически связано с живым веществом прошлых геологических эпох.
3. Живые организмы – главный фактор миграции химических элементов в земной коре, «по крайней мере, 90% по весу массы вещества в своих существенных чертах обусловлено жизнью» [2].
4. Грандиозный геологический эффект деятельности организмов обусловлен тем, что их количество бесконечно велико и действуют они практически в течение бесконечно большого промежутка времени.
5. Основным движущим фактором развития процессов в биосфере является биохимическая энергия живого вещества.
Перенеся идеи физики о неразрывности пространства и времени на явления природы, В.И. Вернадский объяснил направленность эволюции биосферы: она ограничена пространством, что определяется телом планеты, и направлена в сторону прогрессивного развития, так как необходимо приобрести свойства, которые позволят это ограниченное пространство использовать по возможности максимально.
Особое внимание в своих трудах ученый уделял возрастающему влиянию человека на ход эволюции биосферы. Вернадский подчеркивал, что человек разумный - невиданная по своим масштабам геохимическая сила, которая увеличивает свое влияние по мере развития научной мысли. Еще в 20-х годах прошлого века ученый сумел предугадать многие тенденции воздействия человека на природу. Его теоретические положения о биосфере и месте в ней человека - блестящий пример научного обобщения.
2. Венцом творчества В.И. Вернадского стало учение о ноосфере, т. е. сфере разума.
Для того чтобы понять, что такое ноосфера, ей необходимо дать определение и разъяснение.
Ноосфера (греч. noos - разум и sfera - шар) - сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами "антропосфера", "биосфера", "биотехносфера").
Ноосфера - предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В.И. Вернадскому, - "В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного".
То есть можно сказать, что ноосфера это некий планетарный разум, возникший вследствие научно-технического развития человечества.
Уже в 1919-1920 годах Вернадский В.И. приблизился к осознанию того, что существует нечто иное, нежели просто земная природная биосфера. Однако, он не стремился сформулировать понятие этого. И поэтому понятие «ноосфера» возникло позже. Но вместе с тем, в своих авторских лекциях, которые он читал и в Таврическом университете и в Сорбонне в начале 1920-х годов, Вернадский В.И. систематизировал оригинальный эмпирико-гуманитарный подход к тому, что позднее Э. Леруа и П.Шарден назовут ноосферой, придав этому термину собственную трактовку. Считая разум абстрактной субстанцией, они рассматривали ноосферу как некую «надбиосферную» оболочку Земли, область материального проявления его деятельности. Иной смысл придал этому термину Вернадский. Обсуждая роль человеческого разума как геологического фактора, в 30-е и 40-е годы в ряде работ он развил представление о ноосфере как таком состоянии биосферы, в котором проходящие в ней процессы будут не только осмысливаться, но и управляться разумом. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше». [3]. Вернадский понимал под ноосферой новый этап в развитии биосферы, этап разумного регулирования отношений между человеком и природой.
Учение о ноосфере намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности общественного производства, рационального природопользования, сохранения и развития здоровья населения. Таким образом, интересы человечества легли в основу учения В.И. Вернадского.
Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употреблял понятие «ноосфера» в разных смыслах:
1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;
2) как область активного проявления научной мысли как главного фактора перестройки и изменения биосферы.
«Биосфера переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества»- [4].
Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
-ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
- ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда.
Вернадский был убежден, в том, что наша планета вступает в новую стадию своего развития, на которой определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба. Гигантская геологическая деятельность человечества выражается в том, что сейчас нет такого быстротекущего геологического процесса, с которым можно было бы сравнить мощь человечества, вооруженного огромным арсеналом всяческих воздействий на природу, в том числе и фантастических, по мощности разрушительных сил. В.И. Вернадский указал ряд условий, необходимых для становления и существования ноосферы.
1. Заселение и обживание людьми целой планеты. «Этот процесс - полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете» [2]. Это условие выполнимо, так как на Земле не осталось места, не подвергавшегося в какой-то степени воздействию человека.
2. Усиление связей между всеми государствами Земли. «Благодаря успехам связи, человек может быть неотрывно в сношениях со всем миром, нигде не может быть одиноким и потеряться беспомощно в грандиозности земной природы» [4]. Это условие также выполняется. ООН и другие международные организации еще не обеспечили единства человечества во всех вопросах, но их деятельность значительно способствовала сближению взглядов народов разных стран.
3. Резкое преобразование средств связи и облика между странами. Для передачи информации применяются радио, телевидение, факсы, скоростная авиация, радиотелефоны, сотовая связь, электронная почта, сеть «Интернет» и т.д. Средства связи постоянно развиваются и совершенствуются.
4.Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
Это условие выполнено в связи с тем, что человечество стало мощным геологическим фактором, влияющим на все процессы, протекающие в биосфере.
5. Расширение пределов биосферы, изучение космического пространства и выход в космос.
«Человек живет в биосфере, от нее неотделим. Он только ее может непосредственно исследовать всеми своими органами чувств - может ее ощущать - ее и ее объекты. За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из немногих относительно категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества. Очевидно, научное знание Космоса, только так могущее быть полученным, по разнообразию, и по глубине охвата не может быть даже сравниваемо с теми научными проблемами и охватываемыми ими научными дисциплинами, которые отвечают объектам биосферы и их научному познанию» [2]. Это условие выполнено.
6. Открытие новейших источников энергии. «Мы должны сейчас сказать более просто, что источник энергии, который захватывается разумом в энергетическую эпоху жизни человечества, в которую мы вступаем, - практически безграничен». [2]
Это условие также выполнено. Открыта и используется энергия атомного распада. Ведутся исследования по получению энергии управляемого термоядерного синтеза.
7. Равноправие людей всех рас и религий.
Это условие еще не достигнуто. Но после второй мировой войны произошло разрушение колониальной системы. Почти во всех странах люди разных вероисповеданий равноправны.
8. Усиление значения народа и его мнения в решении политических проблем. Это условие также еще не достигнуто.
9. Свобода научной мысли от давления религиозных и политических настроений. В большинстве развитых стран наука свободна от такого давления.
10. Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабление влияния болезней. Это условия еще не достигнуто.
11. Разумное преобразование и использование первичной природы нашей планеты. Это условие нельзя считать выполненным.
12. Недопущение войн и насилия. «Нигде не видим мы какого-нибудь ослабления научного движения среди войн, истребления, гибели людей от убийств и болезней. Все эти потери быстро возмещаются мощным подъемом реально осуществляемых достижений науки и ею охваченной организованности государственной власти и техники». [2]
Это условие еще не выполнено. Ноосфера – это еще достаточно дисгармоничная, находящаяся в состоянии становления реальность. Мировоззренческий смысл понятия ноосферы состоит в том, что человек своей деятельностью должен продолжить логику развития органического мира, но на качественно новом уровне.
2.2 Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества. Наука становится вселенской, мировой наукой, охватывающей всю планету. Наука – создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием является в ней научная работа живых людей...» [5]. Так что наука – социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума.
Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу.
«Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества» [2]. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии.
2.3Появление разума и результата его деятельности – организация науки – важнейший факт в развитии планеты. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как быстрый темп, охват больших территорий, глубину исследований, мощность проводимых преобразований. Это позволяет предвидеть научное движение, размаха которого в биосфере еще не было.
Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее, и ее объекты может исследовать непосредственно своими органами чувств. «За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества...» [2]. Таким образом, научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу.
2. Это изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.
3. Но это изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли.
4. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения – человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.
5. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды.
2.3.На современном этапе развития идеи В.И.Вернадского о ноосфере существуют несколько характеристик понятия «ноосфера»:
- ноосфера постоянно расширяется в пространстве. Это расширение осуществляется без перерывов на протяжении всей истории человечества, постепенно перерастая в космическое явление. Постепенно создается возможность создания биосфер земного типа на некоторых других планетах;
- для ноосферы характерна структурность, неоднородность, которая выражается в географическом распределении очагов культуры и интенсивной человеческой деятельности;
- ноосфера осуществляет целенаправленное воздействие практически на все земные оболочки, и на биосферу в том числе. Целью такого воздействия является все более полное использование природных ресурсов, что приводит к экологическому кризису;
- с течением времени все процессы в ноосфере начинают протекать намного интенсивнее, что связано с преобразовательной деятельностью человека как важнейшего компонента ноосферы.
Все эти характеристики по-новому актуализируют слова В.И.Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном и биосферном аспекте.
Заключение
Взаимоотношения Человека и Природы носят сложный характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы и умелого их использования. Человечество как часть природы может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое для жизни.
Человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей среды. И для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение их во всех отраслях своей деятельности. Следует сказать и о значении таких проблем, как укрепление здоровья человека, а также борьба с хроническими заболеваниями, патологическим старением, освоение новых экстремальных районов планеты и космоса, совершенствования существования человека в земных условиях.
Сейчас актуальны проблемы пресной воды, чистого воздуха, зеленого покрова планеты, загрязнения окружающей среды, приближение к критическим пределам использования неиспользованных рудных и энергетических ресурсов.
Наука и образование являются фундаментальными формами постижения бытия. Исторически сложившийся тандем «наука-образование» обеспечивает социум знаниями, на базе которых в соответствии с целями общества осуществляется подготовка кадров. Функциональное предназначение науки как отрасли человеческой деятельности состоит в получении знаний о всеобщих, универсальных, специальных или частных явлениях, законах и закономерностях глобальной системы «Природа - человек - общество». Среди важнейших задач науки - оформление знаний в виде законов, теорий, гипотез, правил, формул, методов и т.д. и предоставление их обществу.
Образование как фундаментальная форма постижения бытия имеет единые с наукой онтологические, гносеологические, методологические основания. Развитие потенциала возможностей человека в гармонии с природой и обществом, воспитании духовной творческой личности, способной увеличивать запас прочности жизни во Вселенной, не нарушая ее законов - это актуализация эволюционного вектора эпохи, носящего термин “ноосферное образование” (“noos” - греч. разум).
Вернадский всегда реально оценивал значение научных открытий, их возможные последствия для человечества и придерживался всю жизнь высоких эстетических принципов ученого-гражданина. Это отношение к научным исследованиям, открытиям проявилось во всем.
Владимир Иванович человек был, прежде всего, носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете, и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в его добрую волю. Человечество не может делать все, что заблагорассудится. Оно ограничено в своих действиях, ибо человеческая история - не сумма случайностей. В основных своих чертах она закономерна и направлена. «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление»- [6].
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1 Биосфера и ноосфера / Предисловие Р. К. Баландина
[Электронный ресурс] 2004.URL: https://www.litmir.co/br/?b=267888 (Дата посещения 19.11.2016)
2 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. Сост.Н.А.Костяшкин, Е.М.Гончарова: [Электронный ресурс] 2004. URL: https://www.litmir.co/br/?b=267888 (Дата посещения 19.11.2016)
3 Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Из дневников 1919-1920г.
[сайт] 1991. URL: https://xlglive.wordpress.com/category/цитаты/несколько-слов-о-ноосфере-вернадский/ (Дата посещения 19.11.2016)
4 Вернадский В.И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - Дубна: «Феникс», 1997. - 576с. - (Часть 3. Научная мысль как планетное явление. - С. 303-538)
5 Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. – М., «Знание», 1979.
6 Байбаков Ю.А , БондаревА.С., ВедровА.П. Миссия России. [сайт]2013. URL: http://tower-libertas.ru/library/predvaritelnyie-kommentarii-k-knige-missiya-rossii-avtoryi-yuriy-baybakov-anatoliy-bondarev-aleksandr-vedrov/
(Дата посещения 19.11.2016)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. – М., «Знание», 1979.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. Сост.Н.А.Костяшкин, Е.М.Гончарова:М.,»Айрис-пресс», 2004.
Вернадский В.И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - Дубна: «Феникс», 1997. - 576с.
Лебедев С.А. Философия науки: Краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С.А. Лебедев. М.: Академический проект, 2008
История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов / Под ред. А.С. Мамзина. СПб.: Питер, 2008.
Журнал POLI INFORM.RU .[Электронный ресурс] URL: http://noosphere-arts.com›modules.php?name=Journal…lid=11
(Дата посещения 19.11.2016)
Ноосферное образование – стратегия здоровья. Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической обучающей конференции/Под ред Н.В.Масловой.-Севастополь:Изд-ль Кручинин Л.Ю., 2010. -520с.