Статья «Организация исследований с младшими школьниками»
Организация исследований с младшими школьниками
Данилова Вера Леонидовна, методист, педагог дополнительного образования АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей»
В младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Именно этот период жизни школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Познавательные интересы позволяют детям узнать много нового об окружающем мире, приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения. Для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать становлению у младших школьников исследовательской позиции.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
Главный итог учебно-исследовательской работы ребенка – развитие его познавательных потребностей, исследовательских способностей, умений и навыков самостоятельно приобретать новые сведения о мире. К ним относятся умения: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать и т.п. Повышение эффективности обучения зависит от использования методов, развивающих познавательную активность учащихся.
Одними из эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников являются экскурсии и практические занятия.
Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Метод наблюдения на экскурсии сочетается с рассказом педагога или беседой, а затем и выполнением определенного задания. Здесь дети не только слушают педагога и наблюдают за природными объектами, но и учатся письменно фиксировать результаты своих наблюдений.
Особенно большое познавательное и воспитательное значение во время практических занятий имеют эксперименты, в которых учащиеся принимают активное участие. В ходе проведения экспериментов дети учатся сравнивать наблюдаемые явления, анализировать и делать выводы, т.е. становятся исследователями.
Для включения в исследовательскую работу на экскурсиях и практических занятиях каждому ребенку выдается инструкция к проведению наблюдений за различными объектами. Наблюдения, сделанные с помощью данных инструкций, являются основой для выполнения и оформления самостоятельных исследовательских работ. Примеры составления подобных инструкций представлены ниже:
Наблюдения за играми животных
Дата, время |
Место игры |
С чем играет |
С кем играет |
Движения и положение лап, туловища, головы |
Выражение морды |
Какие звуки при этом издает |
Наблюдения за воробьями
Воробей домовый (у самцов – «серая шапочка», у самок «шапочки» нет)
Воробей полевой (у самцов и самок «коричневая шапочка»)
Дата __________________ Время ______________________________
Место наблюдения __________________________________________
Где находятся птицы (на земле, на ветках дерева, на доме и т.д.)
____________________________________________________________
Погода: Температура ______ Облачность _______ Осадки _________
Направление ветра ___________________ Сила ветра _______________
Действия птиц (клюют корм, сидят, чирикают и т.д.) ___________________________________________________________
Есть ли агрессивные контакты между ними? Сколько? Их причина?___________________________________________________
Вид корма _________________________________________________
Есть ли в стайке другие виды птиц? Какие и сколько?
___________________________________________________________
Есть ли агрессивные контакты между воробьями и другими видами птиц? Сколько? Их причина?_________________________________________
Позы и сигналы птиц во время агрессивных контактов: ______________________________________________________________
Дистанция вспугивания (в метрах) ________________________________
Реакция на автомобили __________________________________________
Реакция на кошек и собак ________________________________________
Случаи необычного поведения ____________________________________
Кормовое поведение животных
(изучение пищевых предпочтений животных)
ФИО наблюдателя __________ Вид животного __________________________
Место наблюдения _______________ Дата и время наблюдения ___________
Условия наблюдения ________________________________________________
Вид пищи |
Реакция животного (позы, движения, мимика, звуки и т.д. при поиске и поедании пищи) |
Очередность поедания пищи |
Длительность поедания пищи (в сек., мин., час.) |
Примечания |
Исследовательский проект «Плесень»
ФИО _____________________________ класс _______ школа _____________
Плесень – это ______________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
Задачи: ___________________________________________________________
Оборудование: _____________________________________________________
Методика опыта: ___________________________________________________
Результаты исследования:
Варианты опыта |
Даты и изменения |
|||
Вид плесени под микроскопом (рисунок):
Выводы: __________________________________________________________