12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Данилова Вера Леонидовна75
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Организация исследований с младшими школьниками

Данилова Вера Леонидовна, методист, педагог дополнительного образования АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей»

В младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Именно этот период жизни школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Познавательные интересы позволяют детям узнать много нового об окружающем мире, приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения. Для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать становлению у младших школьников исследовательской позиции.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

Главный итог учебно-исследовательской работы ребенка – развитие его познавательных потребностей, исследовательских способностей, умений и навыков самостоятельно приобретать новые сведения о мире. К ним относятся умения: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать и т.п. Повышение эффективности обучения зависит от использования методов, развивающих познавательную активность учащихся.

Одними из эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников являются экскурсии и практические занятия.

Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Метод наблюдения на экскурсии сочетается с рассказом педагога или беседой, а затем и выполнением определенного задания. Здесь дети не только слушают педагога и наблюдают за природными объектами, но и учатся письменно фиксировать результаты своих наблюдений.

Особенно большое познавательное и воспитательное значение во время практических занятий имеют эксперименты, в которых учащиеся принимают активное участие. В ходе проведения экспериментов дети учатся сравнивать наблюдаемые явления, анализировать и делать выводы, т.е. становятся исследователями.

Для включения в исследовательскую работу на экскурсиях и практических занятиях каждому ребенку выдается инструкция к проведению наблюдений за различными объектами. Наблюдения, сделанные с помощью данных инструкций, являются основой для выполнения и оформления самостоятельных исследовательских работ. Примеры составления подобных инструкций представлены ниже:

Наблюдения за играми животных

Дата, время

Место игры

С чем играет

С кем играет

Движения и положение лап, туловища, головы

Выражение морды

Какие звуки при этом издает

             

Наблюдения за воробьями

Воробей домовый (у самцов – «серая шапочка», у самок «шапочки» нет)

Воробей полевой (у самцов и самок «коричневая шапочка»)

Дата __________________ Время ______________________________

Место наблюдения __________________________________________

Где находятся птицы (на земле, на ветках дерева, на доме и т.д.)

____________________________________________________________

Погода: Температура ______ Облачность _______ Осадки _________

Направление ветра ___________________ Сила ветра _______________

Действия птиц (клюют корм, сидят, чирикают и т.д.) ___________________________________________________________

Есть ли агрессивные контакты между ними? Сколько? Их причина?___________________________________________________

Вид корма _________________________________________________

Есть ли в стайке другие виды птиц? Какие и сколько?

___________________________________________________________

Есть ли агрессивные контакты между воробьями и другими видами птиц? Сколько? Их причина?_________________________________________

Позы и сигналы птиц во время агрессивных контактов: ______________________________________________________________

Дистанция вспугивания (в метрах) ________________________________

Реакция на автомобили __________________________________________

Реакция на кошек и собак ________________________________________

Случаи необычного поведения ____________________________________

Кормовое поведение животных

(изучение пищевых предпочтений животных)

ФИО наблюдателя __________ Вид животного __________________________

Место наблюдения _______________ Дата и время наблюдения ___________

Условия наблюдения ________________________________________________

Вид пищи

Реакция животного

(позы, движения, мимика, звуки и т.д.

при поиске и поедании пищи)

Очередность поедания пищи

Длительность поедания пищи

(в сек., мин., час.)

Примечания

         

Исследовательский проект «Плесень»

ФИО _____________________________ класс _______ школа _____________

Плесень – это ______________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________

Задачи: ___________________________________________________________

Оборудование: _____________________________________________________

Методика опыта: ___________________________________________________

Результаты исследования:

Варианты опыта

Даты и изменения

       
         
         
         
         

Вид плесени под микроскопом (рисунок):

Выводы: __________________________________________________________

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.