Исследование на тему «Особенности наследования некоторых видов имущества»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Г. УСИНСКА
Исследование на тему
ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА
Исполнитель: Короткова С. Д.
Руководитель: Киршева Наталья Петровна, учитель истории, обществознания
г. Усинск
2017 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности наследования некоторых видов имущества 4
1.1 Наследование выморочного имущества 4
1.2 Принятие наследства, открывшегося за рубежом 5
Заключение 7
Список литературы 8
Введение
Изменения, происходящие в социальной структуре общества в последние годы, курс на рыночную экономику, преобразования в политической системе постоянно диктуют необходимость принципиального обновления российской правовой системы. Юридической формой экономических отношений являются гражданско-правовые отношения. В этой связи повышается роль гражданского права. Среди субъектов гражданского права экономика рыночных отношений выдвинула на первый план именно гражданина.
Расширился круг объектов права собственности граждан и, кроме того, количество и стоимость имущества, находящегося в их собственности, в соответствии с п. 2 ст. 213 ГК РФ не ограничивается, за редким исключением. В этих условиях особое значение приобретает институт наследства, так как, во-первых, это, в той или иной степени, затрагивает интересы каждого его гражданина, и, во-вторых, это необходимо для обеспечения непрерывности существования и развития частной собственности. Преемство в отношениях собственников заключается в том, что, от умершего собственника его имущество переходит к живым наследникам.
Неокончательно урегулирована в законе проблема «выморочного имущества». Некоторые авторы, такие как Г. А. Иванов, считают, что такое имущество должно переходить не в государственную (как предусмотрено частью третьей ГК РФ), а в муниципальную собственность, хотя бы частично.
Таким образом, актуальность настоящего исследования предопределяется необходимостью дальнейшего теоретического изучения института наследования, а также комплексного разрешения давно назревших проблем в этой области.
Целью исследования является рассмотрение на основе анализа законодательства об особенностях наследования некоторых видов имущества, его развития и содержания, определение путей его совершенствования.
При этом необходимо решить следующие задачи:
провести научный анализ основных особенностей наследования некоторых видов имущества;
рассмотреть вопросы наследования иных видов имущества.
проанализировать вопросы, возникающие в области включения имущества в состав наследства;
рассмотреть наследственные права российских граждан за границей
Объектом нашего исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере наследования отдельных видов имущества.
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации, регулирующие вопросы наследования, специальная научная юридическая литература.
Структуру работы составляют Введение, Основная часть (которая состоит из одной главы), Заключение, Список литературы
Глава 1. Особенности наследования некоторых видов имущества
1.1 Наследование выморочного имущества
Во второй половине ХХ века понятие «выморочное имущество» в советском и российском законодательстве не употреблялось. Предпочиталось говорить об имуществе, переходящем по праву наследования к государству. В то же время эти понятия отнюдь не равнозначны. По праву наследования имущество может переходить к государству не только как к наследнику по закону, но и как к наследнику по завещанию. Между тем выморочное имущество переходит к государству именно как к наследнику по закону, что указанный термин удачно оттеняет. Выморочным является «имущество, после смерти собственника которого не осталось наследников ни по закону ни по завещанию»1.
С «реабилитацией» указанного понятия в третьей части ГК РФ надлежит согласиться. Впрочем, этому спору едва ли следует придавать принципиальное значение.
Важно лишь четко очерчивать круг случаев, когда наследственное имущество переходит к государству по праву наследования именно как выморочное. При этом легализация понятия «выморочное имущество» никак не отразится на наследственных правах российского государства в отношениях с иностранным элементом, если в законе прямо предусмотрено, что указанное имущество переходит к государству в порядке наследования.
Данная проблема проявилась при обсуждении проекта части третьей ГК РФ2. В ходе дискуссии было высказано мнение, что такое расширение круга лиц определяется господствующей в государстве тенденцией ко всемерному, может быть, даже не всегда оправданному, освобождению государства от управления каким бы то ни было имуществом. Понятно, что такие нормы резко уменьшат количество выморочного имущества.
Лица, входящие в число наследников по закону, определены ст.532 ГК, и круг этот традиционно сложился. Теперь же придется разыскивать и троюродного племянника, тогда как сам наследодатель мог даже и не подозревать, что существует такое лицо. Не следует бояться того, что какое-то имущество останется выморочным. Но нельзя забывать и о другой стороне. Жизнь наша сейчас не так богата, очень многие остались обездоленными. Государство не в состоянии всех обеспечить. В детских домах, домах-интернатах, домах престарелых, в лечебных учреждениях не хватает средств. Граждане часто не в состоянии сохранить или восполнить принадлежащие им культурные ценности для того, чтобы народ смог пользоваться этим достоянием. Государство не всегда может сделать то, что нужно для развития литературы, процветания музеев, школ, библиотек, других культурных учреждений. Если есть опасение, что государство не сможет разумно распорядиться выморочным имуществом, пусть законодатель сделает это. Можно согласиться с мнением Г. А. Иванова о том, что в отношении исторических, литературных, художественных ценностей следует записать адресно, что все, что касается подобного имущества, должно быть отнесено к федеральной собственности. А другое имущество, не представляющее исторической или культурной ценности, останется в муниципальной собственности (как это было предусмотрено проектом) и поступит в дома престарелых, школы, больницы и иные учреждения.
С чего начиналось наследственное законодательство? Сначала был декрет об отмене наследования. Потом стали призывать к наследованию по закону лишь родителей и супругов. До 1964 г. даже братья и сестры не входили в число наследников. Круг наследников по закону должен быть расширен. Очевидно, что вообще этот круг должен быть представлен довольно широко. Его следует не ограничивать, а предусмотреть возможность призвания наследников до шестой степени родства. Это сложилось исторически, а не придумано составителями: начало положено Юстинианом, продолжается Кодексом Наполеона и старыми российскими законами, где такой широкий круг наследников был предусмотрен. И трудно себе представить, что такого рода имущество могло бы оказать вспомоществование слабым, сирым и убогим. Не следует бояться расширения круга наследников. И государство должно заботиться о своих гражданах, а не они должны заботиться в данном случае о соблюдении интересов государства. Хотя, конечно, гражданам не должны быть безразличны интересы государства.
Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит исключительно в собственность Российской Федерации. Наследственное имущество как выморочное по праву наследования переходит к государству в следующих случаях:
во-первых, если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
во-вторых, если все наследники лишены завещателем права наследования;
в-третьих, если ни один из наследников не принял наследства;
в-четвертых, если кто-либо из наследников или все наследники отказались от наследства в пользу государства;
в-пятых, если при отсутствии наследников по закону завещана только часть имущества наследодателя, то остальная часть по закону переходит к государству.
Может случиться, что часть наследства перейдет к государству по завещанию (была государству завещана), другая часть при отсутствии наследников по закону осталась незавещанной. Эта часть наследства перейдет к государству по закону.
При переходе наследства к государству как по закону, так и по завещанию, оно переходит к нему, так же как и к остальным наследникам, в порядке универсального правопреемства.
1.2 Принятие наследства, открывшегося за рубежом
Российским и международным правом предусмотрена возможность призвания российских граждан к наследованию за рубежом и наоборот. Во всех случаях наследование с иностранным элементом будет определяться правом, подлежащим применению либо в силу коллизионных норм внутреннего законодательства того или иного государства, либо в силу правил международного соглашения.
По договорам о правовой помощи в отношении недвижимого имущества применяется закон места нахождения имущества, в отношении движимого имущества — закон гражданства наследодателя (или закон места жительства наследодателя). Если, например, российский гражданин умер на территории иностранного государства, то его движимое имущество, как правило, передается консулу РФ по его требованию, для того чтобы он мог с ним поступить по законам своей страны. Договоры тем самым устанавливают как бы расщепление режима имущества, то есть в зависимости от категории имущества используются разные принципы применения права. Из этого же принципа разделения движимого и недвижимого имущества исходят ряд консульских конвенций, заключенных с другими странами.
Под недвижимым имуществом по российскому закону понимаются не только строения, но и с недавнего времени и земельные участки. Движимое имущество — это вещи, денежные суммы и другое имущество. Правила о применении тех или иных правовых норм страны, на территории которой находится имущество, к отношениям по наследованию есть и в договорах, заключенных с другими государствами. Так, консульские договоры с Австрией, Финляндией устанавливают, что при наследовании недвижимого имущества применяется закон того государства, где оно находится. Кроме того, в договорах с Австрией и Финляндией предусмотрено, что закон места нахождения может быть применен и при наследовании движимого имущества, если об этом просят наследники3.
Договоры о правовой помощи обычно устанавливают, что производство по делам о наследовании движимого имущества осуществляют органы того государства, гражданином которого был наследодатель, а относительно недвижимого — органы страны, на территории которой это имущество находится (правила о компетенции органов).
Согласно договорам о правовой помощи, способность лица составлять или отменять завещание определяется законодательством страны гражданства наследодателя. Форма завещания также определяется этим законодательством. Однако для действительности завещания достаточно, если оно будет соответствовать законодательству той страны, на территории которой составляется.
Положение о Консульском учреждении РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 2010 г., в числе основных задач консульских учреждений предусматривает осуществление в пределах своей компетенции функций в отношении наследства (наследственных прав российских граждан) с соблюдением законодательства государства пребывания.
Консул принимает меры к охране оставшегося после смерти российского гражданина его заграничного имущества. Последующие действия консула в отношении наследственной массы такого имущества определяются соответствующим соглашением РФ с государством пребывания консула или практикой, установившейся во взаимоотношениях РФ с этой страной. Если вся наследственная масса или часть ее в соответствии с соглашением или установившейся практикой передаются консулу, с тем чтобы он поступил с ней согласно законам его страны, то при распоряжении имуществом он руководствуется действующим российским законодательством. Консульские конвенции, заключенные с другими странами, предусматривают обычно, что консул должен уведомляться о смерти гражданина своей страны. Тогда же ему и сообщают сведения о наследственном имуществе. В случае смерти гражданина на территории консульского округа, если он находился там временно, консулу передаются деньги и вещи, которые умерший имел при себе.
Российское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в отношении получения российскими гражданами наследственных сумм из-за границы.
В период разгара «холодной войны» в Калифорнии, Неваде, Айове и некоторых других штатах США были приняты законы, в силу которых право наследования находящегося в США имущества признается за проживающими за границей иностранцами лишь при условии взаимности. В ряде штатов практика применения этих законов пошла по пути применения принципа материальной взаимности.
Законы штатов Нью-Джерси, Нью-Йорк, Массачусетс и др. «о выгоде, пользовании и контроле» предоставили судам право отказывать в разрешении на выплату находящимся за рубежом наследникам и помещать их в депозит суда, если суд придет к заключению, что зарубежный наследник не получит от наследства «выгоды или пользы» или «не приобретет контроля» в отношении наследства4. Применение этих и подобных им законов в ряде случаев ограничивало права граждан на получение причитающихся им наследственных сумм. Следует иметь в виду, что наши граждане ничем не ограничены в получении наследственных сумм из-за границы. Эти суммы поступают в полное распоряжение наследников.
Важную роль в охране наследственных прав наших граждан за рубежом призваны играть консульские представители РФ. Если консулу станет известно об открывшемся наследстве в пользу проживающих в РФ российских граждан, то он незамедлительно сообщает все известные ему сведения о наследстве и возможных наследниках в Министерство иностранных дел РФ. Согласно ряду, консульских конвенций, заключенных с другими странами5, компетентные власти государства пребывания должны извещать консула об открытии наследства в государстве его пребывания, когда наследником является гражданин представляемого государства. На практике в этих случаях часто возникает необходимость незамедлительно принять меры по охране наследственных прав. В этом отношении важную роль могут сыграть действия российского консула, который в соответствии с положениями ряда консульских конвенций, заключенных Россией, может представлять интересы российских граждан.
Право консула представлять граждан своей страны без особой доверенности, в том числе и по наследственным делам, в стране пребывания, если граждане отсутствуют и не поручали ведения своего дела какому-либо лицу. Согласно Консульскому уставу, консул выполняет и ряд других функций, касающихся наследования. Он принимает меры к охране наследственного имущества, выдает свидетельства о праве наследования, принимает наследственное имущество для передачи находящимся в РФ наследникам.
Таким образом, реформирование наследственного права в РФ: установление приоритета наследования по завещанию, увеличение количества очередей наследников по закону, расширение круга имущества, подлежащего наследственному правопреемству, - все это позволяет говорить о сближении российской правовой системы с законодательствами ведущих, экономически развитых государств, что способствует дальнейшей экономической и политической интеграции России в мировое сообщество.
Заключение
Подведя итоги моего доклада, необходимо отметить, что постоянно увеличивался круг лиц, входящих в число наследников по закону, что уменьшает вероятность возникновения выморочного имущества и получения его государством, которое в условиях рыночной экономики старается, как можно менее обременять себя управлением и содержанием имущества.
Анализируя особенности наследования некоторых видов имущества можно сделать вывод, что выморочное имущество согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ переходит исключительно в собственность Российской Федерации. Может случиться, что часть наследства перейдет к государству по завещанию (была государству завещана), другая часть при отсутствии наследников по закону осталась незавещанной. Эта часть наследства перейдет к государству по закону. При переходе наследства к государству как по закону, так и по завещанию, оно переходит к нему, так же как и к остальным наследникам, в порядке универсального правопреемства.
Принятие наследства, открывшегося за рубежом предусматривает положение о Консульском учреждении РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 2010 г., в числе основных задач консульских учреждений рассматривает осуществление в пределах своей компетенции функций в отношении наследства (наследственных прав российских граждан) с соблюдением законодательства государства пребывания. В завершении работы хочется сказать, что тема наследственного права достаточно обширна и в данной работе рассмотрены лишь некоторые аспекты наследования в российском гражданском праве. Актуальность же данной темы требует всестороннего изучения с целью усовершенствования законодательной базы.
Список литературы:
Юридический словарь. – М., 1996. С. 21.
Иванов Г. А. Обсуждение части 3 проекта Гражданского кодекса РФ: раздел «Наследственное право»// Законодательство. – 1997. – № 2.
Богуславский М. М. Международное частное право. – М., 1994. С. 328-329.
Рубанов А. А. Указ. Соч. - С. 54
Консульская конвенция между РФ и Венгерской республикой // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4918
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст. 4552; (в ред. Федеральных законов от 02.12.2004 N 156-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 29.11.2007 N 281-ФЗ, от 29.04.2008 N 54-ФЗ, от 30.06.2008 N 105-ФЗ)
КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 386-ФЗ, от 12.11.2012 N 183-ФЗ, от 21.07.2014 N 267-ФЗ)
1 Юридический словарь. – М., 1996. С. 21.
2 См.: Иванов Г. А. Обсуждение части 3 проекта Гражданского кодекса РФ: раздел «Наследственное право»// Законодательство. – 1997. – № 2.
3 См.: Богуславский М. М. Международное частное право. – М., 1994. С. 328-329.
4 См. об этом: Рубанов А. А. Указ. Соч. - С. 54.
5 См., например: Консульская конвенция между РФ и Венгерской республикой // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4918.