Методические рекомендации «Бытовые отходы, как экологическая проблема»
Бытовые отходы, как экологическая проблема
Наша планета – это наш дом с прекрасными морями, лесами, горами, лугами, реками. В этом доме вместе с людьми соседствуют деревья и травы, животные и птицы, рыбы, насекомые. Каждый человек, живущий на Земле, должен бережно относиться к окружающему миру, поскольку неразрывно связан с природой.
Как показывает статистика, средний американец выбрасывает ежегодно до 900 кг твёрдых бытовых отходов, россиянин - 340 кг, индеец – 124кг.С каждой выброшенной вещью не только загрязняется окружающая среда, но и безвозвратно уходят природные ресурсы, затраченные на её изготовление. Поэтому проблема отходов тесно связана с другими экологическими проблемами,которые в современном мире стоят очень остро.
Подключиться к решению проблемы бытовых отходов можно уже в дошкольном возрасте, когда у ребёнка закладываются нравственные качества и черты характера. Это поможет сформировать экологическое сознание и культуру, практические умения, направленные на сохранение природы.
Цели воспитателя детского сада при работе над экологической проблемой отходов – помочь детям понять причины возникновения свалок, определить их опасность для экологии и здоровья людей, познакомить со способами утилизации отходов.
Реализовать эти цели можно с помощью различных форм работы с дошкольниками и их родителями.
- Беседы и обсуждения. В группе можно обсудить вопросы: откуда берётся мусор, как он вредит планете и какие пути решения проблемы ребята видят. Детей старшего дошкольного возраста полезно познакомить с книгами по данной теме, а также с доступными способами утилизации бытовых отходов. Родителям – предложить анкету «Сколько мусора мы производим?».
- Экскурсии и прогулки. Развивать у детей экологические знания, творческие способности, желание узнавать новое позволят походы в библиотеку. Экскурсии в парки, зелёные зоны и просто прогулки по территории детского сада научат наблюдать за природой. Дошкольники смогут находить мусор и выявлять причины его появления, определять вред для окружающей среды.
- Исследования и эксперименты. Эффективныдля экологического воспитания занятия, посвящённые тому, каким бывает мусор, как его собирать и утилизировать. Увлекательными могут стать эксперименты с бытовыми и пищевыми отходами, которые можно закопать и проверить, сколько времени требуется для разложения. Также ребятам будет интересно порассуждать на тему экологической ситуации в их населённом пункте или выбрать безопасные с точки зрения экологии места для прогулок.
- Творческая деятельность. Из бумаги, пластика, стеклянных и алюминиевых бутылок можно изготовить множество красивых и нужных вещей. Старые газеты послужат для создания шляп и вееров, коробки – для шкатулок, бутылки – для игрушек. Здорово, если к этой работе подключатся родители, а готовые изделия украсят, например, площадку группы на улице. Другие варианты творческой деятельности – рисунки, плакаты и аппликации, оформление альбомов на экологическую тему отходов.
- Игровая деятельность. Игры могут быть подвижными, например, «Кто быстрее соберёт мусор», «Самый меткий» и т.д., а также дидактическими – «Экологические знаки», «Сортируем мусор правильно».
- Трудовая деятельность. Дошкольники вместе с родителями могут выйти на уборку площадки, собрать опавшие листья для удобрения клумб на территории сада, украсить группу и площадку поделками из бросового материала.
- Акции. Сбор макулатуры, пластика или батареек сегодня актуален как никогда.
Можно устроить соревнование между группами детского сада. Также дошкольники с удовольствием поддержат акцию по изготовлению информационных листовок, посвящённых решению проблемы бытовых отходов, которые затем смогут раздать родителям, старшим братьям и сёстрам, друзьям.
Это лишь часть методов, которые используются в работе с дошколятами, привлекая их к решению экологических проблем, в частности, вопроса о бытовых отходах. Каждый педагог может разработать собственные методы и формы работы с учётом интересов и способностей своих воспитанников. Главное, чтобы такая деятельность стала регулярной.
Благодаря этому у детей сформируется достойный уровень экологической культуры. Они будут знать о способах загрязнения природы и последствиях этого, научаться сопереживать проблемам экологии, будут интересоваться природоохранной деятельностью.
В результате работы по экологическому воспитанию на примере рассмотрения проблемы бытового мусора ребята становятся внимательнее к окружающему миру, видят то, мимо чего раньше могли просто пройти мимо. У детей формируются такие качества как, сочувствие, отзывчивость, ответственность, ведь они стремятся поделиться своими наблюдениями и знаниями со взрослыми. Ну а творческая, трудовая деятельность и участие в различных экологических акциях развивают практические навыки, направленные на сохранение природы.