Бизиборд – это игровой и развивающий модуль (доска), предназначенный для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, обращения с разнообразными бытовыми предметами, выключателями, шнуровками обуви, липучками, молниями и т.п.
Работа с бизибордом способствует развитию самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка, развивает кругозор, интеллект, логическое мышление, творческие способности, речь, воображение, тактильные ощущения, сообразительность.
Доску я разделила по направлениям.
Первое направление – знакомство с домом, формирует у обучающихся жизненные компетенции. Дети знакомятся с выключателями, розетками, шпингалетами, всё, что они видят у себя дома, но в отличие от всех этих вещей в быту, в данном случае они являются максимально безопасными для ребенка. В то же время позволяют исследовать и тестировать все эти предметы, а также знакомиться с их прямым назначением.
Второе направление – развивающее. Сюда входят: часы, времена года, головоломка лабиринт, пальцы рук, счёты, магнитная доска, которые съёмные, детям очень нравится рисовать на доске, она необходима и при диагностике. Например, прошу на диагностическом обследовании начертить заданные фигуры, дорисовать «Недостающий элемент». Счёты облегчают некоторым детям сложение и вычитание при решении примеров. Запоминание цветов по мнемонической фразе, используемой для запоминания основных цветов видимого спектра светового излучения. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Третье – духовно-нравственное, где дети знакомятся с музыкальными инструментами. Направлено на привитие чувства прекрасного, развивает слуховое восприятие.
Четвёртое направление – развитие мелкой моторики и жизненных компетенций, где представлена работа со шнуровкой, замком. Для многих умственно отсталых детей шнуровка обуви является проблемой самообслуживания.
Обучающиеся работают с Бизибордом как самостоятельно, та и вместе с педагогом. Например, изучая тему «Ударение. Ударный слог» прошу ученика назвать слова, состоящие из двух слогов, причем в словах должен быть ударным второй слог. Сами привести примеры таких слов дети не могут. Тогда предлагаю подойти к доске, назвать указанный мной предмет, например, домик, сапог, определить количество слогов в слове, определить какой слог ударный. Слова называются произвольно, ребёнок во всех словах определяет количество слогов, называет ударный слог. На доске нами были найдены четыре предмета, соответствующих заданию: замок, доска, часы, сапог. Для обучающегося, поход к доске - это физминутка, соблюдается охранительный режим, развивается слуховое восприятие, мыслительная деятельность при записи найденных слов в тетрадь по слуху. Выполняя упражнение по обогащению словаря, расширению кругозора мы находим на доске предметы разные по значению, но одинаковые по написанию (многозначные), например ключ для замка и скрипичный ключ, я даю ещё два понятия ключа: гаечный ключ и маленькая речка с чистой водой, или родник.