Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста
Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста
Добрый день уважаемые коллеги, сегодня мое выступление посвящено бизиборду.
Бизиборд — отличный пример современной и эффективной игры для детей, которые только начинают познавать мир вокруг себя. Он представляет собой развивающую доску или целую архитектурную композицию со множеством закреплённых на ней мелких предметов, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Вот список самых распространенных элементов в бизиборде:
застежки: шнурки, липучки, молнии, пуговицы;
замочки: замки с ключом, дверные цепочки, шпингалеты;
счеты;
часы;
лабиринты;
магниты;
мозаика с геометрическими фигурами;
выключатели, кнопки, розетки;
световые и звуковые модули.
Благодаря всем этим элементам ребенок учится правильно использовать те или иные предметы. Но важно, чтобы ребенок понимал, для чего они нужны. Так, замки должны закрывать и открывать какие-то дверцы, выключатели должны управлять световыми или звуковыми элементами, а застежки, соответственно, должны застегивать.
Все что в обычной жизни так привлекает ребенка но, как правило, такие вещи для него недоступны и взрослые не подпускают к нимпо соображениям безопасности – розетки с вилками, прищепки, крючки. Бизиборд дает такую возможность поиграть с такими интересными предметами. Дети изучают каждую мелкую деталь: двигают защелку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, открыть кошелек или расстегнуть молнию.
Играя с такой доской, ребенок вырабатывает в себе усидчивость, внимательность, развитие мышления. Недаром бизиборды еще называют «Волшебная доска», «Чудо –доска», «Доска-стенд для мелкой моторики». А еще звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори». Ведь именно итальянский педагог Мария Монтессори первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами. А прототип современного бизиборда был изготовлен в 1907 году самой Марией Монтессори.
По моему мнению, бизиборд является отличным пособием для развития детей дошкольного возраста и необходим в каждой группе, как элемент развивающей предметно- пространственной среды.
Начиная работу по использованию бизиборда, как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста, учитывала требования к организации предметно-развивающей среды которая реализуется в нашем детском саду. Исходя из них, бизиборд соответствует требованиям к таким компонентам как:
содержательно-насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на этой доске, тем интереснее она будет ребенку: замочки, крючки, колесики, дверцы, кнопочки и т.д.; если каждый закрепленный предмет может выполнять какое то действие-малыш учится нажимать, крутить вертеть и пр.);
доступный (пособие изготовлено с учетом возрастных особенностей и находится в свободном доступе, доставляя детям радость и развивая интерес к изучению нового);
безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены саморезы, использующиеся для крепления не выглядывают с обратной стороны доски; доски гладкие);
эстетически-привлекательный (основной фон яркий, предметы разных форматов и цветов, использованы шумовые музыкальные пособия).
По моему мнению, бизиборд – действительно нужный предмет. С такой доской ребенок будет не только некоторое время занят, но также пополнит свой багаж знаний, разовьет свои тактильные ощущения, мелкую моторику, логику и мышление.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое. И так же может являться формой психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Бизиборд — настоящая загадка для ребенка. Здесь всё впервые. Не стоит проявлять излишнюю заботу и показывать, например, как открыть шпингалет. Пусть ребёнок сам догадается, домыслит, почувствует. Малыш самостоятельно осваивает новое и развивает свою интуицию.
Игрушка развивает мелкую моторику ребёнка. Малыш развязывает шнурки, щёлкает затворами, дёргает пуговицы и одновременно приобретает умения, без которых не обойтись в реальной жизни. Незаметно для себя он учится координировать силу и точность движений, вырабатывает глазомер, чувствительность и подвижность пальчиков.
Игровые тренировки развивают память, учат адекватно оценивать сложившуюся обстановку и реагировать на неё. Головоломки на бизиборде тренируют усидчивость, терпение и упорство ребёнка.
Бизиборд ненавязчиво заставляет ребёнка проявлять инициативу — а значит, думать
Подбираются бизиборды в зависимости от возраста и потребностей ребенка. Их можно разделить на несколько видов.
Классический бизиборд. Это обычная одинарная доска с развивающими элементами. Ее размеры могут варьировать от дорожных компактных вариантов до метровых в ширину (при этом высота не должна превышать 60 см).
Классический бизиборд-«книжка». Эта развивающая доска состоит уже из двух частей, которые крепко скреплены между собой и надежно фиксируются в «рабочем» состоянии. Конструкция напоминает мольберт. Развивающие элементы могут располагаться как на двух сторонах, так и на одной из них, а вторая сторона в таких моделях выступает в роли меловой доски.
Классический бизиборд разной формы. Такие доски обычно выполняются в виде животных, транспорта. Возможно, что веселые образы смогут увлечь ребенка, но в то же время они же отвлекают его внимание от основной функции доски – развитию моторики. К тому же ограниченность формы отображается на наполнении бизиборда, поэтому перед покупкой взвесьте все за и против.
Бизибоксы. Это кубы с пятью функциональными сторонами и, как следствие, с большим количеством развивающих модулей. Бизибокс благодаря своей форме может выступать в роли ящика для игрушек. В эту же категорию можно включить и бизиборды в виде домиков. Здесь скатная крыша образует не одну, а две функциональные поверхности (то есть всего будет 6).
Мягкий бизиборд. Они подходят для самых маленьких и обладают большим количеством элементов для тактильных ощущений (мешочки с наполнителями, разные виды ткани), липучками, шнурками, кармашками.
Главная задача бизиборда – дать возможность ребенку познавать мир через тактильное восприятие. Также есть и ряд других целей, заложенных в бизиборды. Это развитие:
Мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается.
Координации движений. Эту функцию выполняют дверные цепочки, защелки, шнуровки, шестеренки, молнии, прорези - «змейки». Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – застегнуть молнию, привести фигурку по змейке в нужное положение и пр.
Логики. Здесь работают дверцы, магнитные лабиринты, фонарики, шестеренки. Развивается понимание последовательности действий: нажал кнопку – фонарик загорелся, поднес магнитную ручку – шарик потянулся за ней, открыл замок - открыл дверку – нашел картинку.
Усидчивости. Малышу трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может заниматься его изучением до получаса.
Воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием.
Когнитивных функции. Это:
1) Изучение цвета. В оформлении бизибордов используются различные яркие цвета, которые легко запоминаются. Так же на досках используются модули с сортерами по цветам.
2) Изучение форм. Во многих деталях и модулях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые легко изучить не только визуально, но и тактильно.
3) Первые буквы и цифры. Ребенку легче воспринять понятие цифр благодаря счетам и другим элементам. В бизибордах нередко используются буквы, которые ребенку так же легче запомнить на ощупь.
4) Базовые знания о мире. В модулях развивающих досок используются картинки с фруктами и овощами, животными, транспортом.
Таким образом, бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, который можно использовать для гармоничного развития ребенка не только воспитателям, но и логопедам, и психологам. Сегодня бизиборд – уже необходимая вещь для развития речи и восприятия мира ребенком.
Хочу свое выступление закончить словами В.А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, тем точнее, тоньше, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия; чем глубже вошло взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка, тем больше наблюдательности, пытливости, зоркости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребенка»
Презентация к выступлению
PPTX / 3.42 Мб