Отчёт «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Моя тема по самообразованию звучит так: «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
Тема рассчитана на 4 года. Работаю по ней с сентября 2012года. Мною был составлен план работы по данной теме.Согласно плана, с сентября 2012 года по февраль 2013года,я изучила научно методическую литературу.
Статьи:
- «Проектная деятельность ДОУ для развития связной речи дошкольников».
-«Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности».
-«Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста».
«Технология проектирования в ДОУ», Евдокимова Е.С., М.:ТЦ «Сфера», 2006 г.
«Проектный метод в дошкольном образовании»,Тимофеева Л.Л. / Детский сад: теория и практика №9/2012 г.
В марте 2013года я провела обследование детей 3-4лет, используя методику обследования Ушаковой О.С.
В обследовании приняло участие 14 детей. Анализ результатов показал, что низкий уровень речевого развития у 28,6% воспитанников; средний уровень у 57,1% , а высокий уровень у 14,3% детей.
Дети испытывали затруднения при употреблении слов-обобщений, слов, обозначающих действия и при использовании определений (Приложение № 1).
С апреля 2013года я начала предлагать детямразличные игры и упражнения на формирование умений:
1. Использование в речи обобщающих слов - Д/и: «Назови одним словом», «Продолжи ряд слов», «Что лишнее и почему?».
2.Использование в речи слов, обозначающих действия - Д/игры: «Узнай животное по действиям»,«Что делает кошка?», «Отгадай, кто это?».
3.Использование в речи определений -Д/игры: «Найди и назови», «Подбери посуду для куклы», «Назови какой».
В течение учебного года разработала и внедрила педагогические мини- проекты: «Овощи»,«Повар», «Моя любимая игрушка» (Приложения 2-4).
В летнее время работала над проектом «Хочу все знать о летних видах спорта»,который я оформила в презентацию.
Проводила работу с родителями: в марте 2013 года провела родительское собрание на тему «Речь младшего дошкольника». В течение года постоянно обновляла уголок для родителей, где размещала рекомендации и памятки для родителей («Как обогатить словарь ребенка 3-4 лет» , « Обогащение словаря ребенка в домашних условиях» ).
С сентября 2013года я продолжила работу с детьми средней группы. Начала с обследования дошкольников, в котором приняло участие 16 детей.Для обследования мною была использованаметодика того же автора.
Анализ результатов показал, что дети испытывали затруднения при использовании в речи определений к предметам, объектам, явлениям, обозначающим их действия, а также в использование в речи наречий.
В течение года формировала у детей умения:
1.Использовать в речи обобщающие слова - Д/и «Что лишнее и почему?», «Назови одним словом», «Я знаю много названий», «Я знаю пять названий».
2.Использовать в речи слова, обозначающие действия - Д/игры: «Отгадай, кто это?, «Кто может совершать эти действия?».
3.Использовать слова - определения - Д/игры: «Узнай на ощупь», «Найди и назови».
4.Использовать слова - наречия - Д/игры: «Скажи наоборот», «Ответьте на вопрос».
Также в течение года работали с детьми над педагогическими проектами: «Домашние животные», «Транспорт», «Птицы наши друзья» (Приложение № 5-7).Создала презентацию: «Домашние животные».
В течение года проводила работу с родителями. Было проведено родительское собрание «Игра – путешествие по стране «Развитие речи». В уголке для родителей систематически размещала рекомендации, консультации и папки-раскладушки («Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»). Мною была подготовлена папка - передвижка «Давайте поиграем» с описанием игр на обогащение словаря, которую я предлагала родителям.
В мае 2013 года я провела повторное обследование детей средней группы, используя ту же методику, что и в начале года.
Анализ данных показал, чтов результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:
Использование слов обобщений пришло к норме;
Уменьшился низкий уровень при использовании слов-действий на 12,5%; увеличился высокий на 49,9%;
Увеличился высокий уровень при использовании слов-определений на 18,7%;
Уменьшился низкий уровень при использовании слов-наречий на 25% (Приложение № 8-9).
С сентября 2014года я продолжилаработус детьми старшей группы. В начале учебного года провела обследование дошкольников, в котором приняло участие 16 детей.
Анализ результатов показал, что у некоторых детей еще вызывает затруднение использование в речи наречий, синонимов, а также подбор слов с противоположным значением (антонимов) (Приложение № 10).
Для формирования словаря синонимов и антонимов, грамотного использования наречий я начала предлагать детям следующие игры: «Назови нужное слово», «Говори наоборот», «Скажи по-другому», «Все наоборот» и др.
С сентября 2014 года работали с детьми над педагогическими проектами «Чудная пора осень», Зимушка-зима»,«Пернатые друзья» (Приложения 11-13).
С марта 2015 года начала работу над проектом «Они сражались за Родину».
В течение года для родителей подготовила несколько консультация, которые разместила на сайте образовательного учреждения:«Речевые игры в развитии детей», «Роль семьи в развитии речи ребенка»,«Речевые игры по дороге домой для детей старшего дошкольного возраста».
В конце марта 2015 года планируюпровести родительское собрание «Играя, развиваем речь!».
В ходе работы над темой по самообразованию мною была собрана картотека Дидактических игр и игровых упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи.Составленную картотеку игр я постоянно пополняю новыми играми,
изготовлены речевые физминутки, игры, проекты.
Дальнейшую работу буду проводить согласно намеченному плану