Статья «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития детей дошкольного возраста»
Харламова Татьяна Андреевна
МАДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида
Информационно-коммуникационные технологии
как средство развития детей дошкольного возраста
Современный мир характеризуется стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, которые входят во все сферы жизни общества и виды деятельности людей, становятся необходимым атрибутом системы образования на всех его ступенях. Это коснулось и дошкольного образования как первого звена непрерывного образовательного процесса, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Сегодня изменения, происходящие в сфере информационных технологи, значительно опережают темпы смены поколений, в связи с эти современному обществу необходимы представители готовые к труду в десятки раз более производительному и творческому. Это предъявляет существенные требования к образованию, которое должно быть ориентировано на формирование особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению к новому, рефлексивностью и критичностью, умением видеть мир и объекты всесторонне в их вариативной и сложной взаимосвязи, способностью быстро находить наиболее эффективные варианты решения разных задач и проблем.
Задача информационно-коммуникационных технологий состоит в том, чтобы помочь современным дошкольникам овладеть компьютерной грамотностью, сформировать готовность к осуществлению общественной и учебной деятельности, широко основанной на использовании компьютера как одного из средств обучения, познания, решения разного рода задач.
Ряд педагогических и психологических исследований показал, что наиболее эффективно познакомить с компьютером в дошкольном возрасте в процессе использования специально разработанных учебно-игровых и развивающих компьютерных программ.
Компьютерная развивающая программа позволяет ребенку через конструктивно-моделирующие действия осуществлять продуктивную (творческую) деятельность, развертывать самостоятельную поисковую деятельность по анализу свойств объектов, сравнению, обобщению, что создает основу для формирования обобщенных способов действий.
Деятельность, связанная с компьютерной развивающей программой, может быть включена в другие виды деятельности ребенка: собственную предметную, продуктивную, игровую, совместную деятельность с педагогом и с другими детьми.
Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
В дошкольном образовательном учреждении целесообразно использовать такую программу как «Игры для Тигры» - единый программно-методический комплекс, который с помощью компьютерной технологии обеспечит коррекцию общего недоразвития речи. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Таким образом, одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер.
Список литературы:
Жуйкова Т.П. Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 47-50.