12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Мария Николаевна2813
Люблю поэзию серебряного века.
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «Литературное творчество учителя»
35

Блаженны чистые сердцем!

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним. Л.Н.Толстой. Родная душа — это тот, благодаря кому вы начинаете жить подлинной жизнью… Ричард Бах.

Открытость – это неизменная черта русского человека (априори не может один быть закрыт для другого). К тому же, не может русский быть счастлив поодиночке: ему просто физически необходимо делиться своей радостью и одновременно помогать тому, кому именно в эту минуту тяжело. Если русскому всё же комфортно в одиночество, значит, это либо небольшой миг его существования, который необходим для его внутреннего планирования, либо это духовно мёртвый человек, от которого веет мертвечиной.

Однако закрытость может быть мнимой, некой маской, которая надевается, чтобы глубоко спрятать самое сокровенное; но это, на мой взгляд, не выход. Да и жизнь не стоит на месте; как-то незаметно истинные ценности стали подменяться ложными, чуждыми, порой действующими, как болезнетворные бактерии, пожирающие здоровые клетки либо видоизменяющие их в мутантные; и вот тогда становится страшно, если ты не знаешь направления для собственного пути или не хочешь его знать. Это вечная битва Добра и Зла, и на поле боя всегда будут потери - важнее другое: «Во имя чего были эти жертвы?» А потому нужно понять первопричину, а потом искать лекарство. А оно неизменно во все времена: следование духовным и нравственным заветам своих предков, быть хрупкой веточкой на огромном дереве своего народа.

Наши предки – православные христиане – считали главным своим долгом ДОБРОДЕЛАНИЕ, а потому пылкость веры, знание духовных текстов, посещение храмов и молитва - всё это напрасно, если человек не сделал в своей жизни ни одного доброго дела. И опять же важно: отдать не кроху от своих богатств, а то, в чём сам нуждаешься (стихотворение в прозе «Два богача» И.С.Тургенева); по первому зову своей Родины идти её защищать (А.Невский, И.Сусанин, В.Кожина, И.Кожедуб, О.Кошевой и мн. др.) и т.д. А потому и приходят на ум слова игумена Никона (Воробьёва): «Старайся жить так, чтобы люди уходили от тебя утешенные». Будь терпелив, сдержан и сердечен. Трудно, безусловно, трудно, но другого пути нет. К тому же и современные реалии разделяют людей: сначала были просмотры у первых видеомагнитофонов, сейчас – различные социальные сети в Интернете; человек остаётся один на один с собой, в лучшем случае, с виртуальным собеседником – нет ментального контакта, нет дискурса позиций, нет, наконец, глаз.

И даже если рядом с вами родные и друзья, любимый… в вашей душе всё равно возникает потребность в человеке, вам понятном и родном… А потому встреча с таким человеком – величайшее счастье. И главная черта, по которой надо искать эту родственную душу, - это чувство узнавания, ощущения «Я дома». Это долгий и мучительный процесс, с постоянными ошибками и потерями, зато его положительный результат окупит всё сполна, главное, не останавливаться в пути: «Дорогу осилит идущий».

Я сама часто ошибалась в людях, идеализировала, теряла… жалкое желание другого человека натягивать под свои рамки. И вдруг встреча (совершенно неожиданно для меня) - я впервые в жизни поверила, что мой путь, мои мысли, мой долг не абсурд или болезненное восприятие действительности, не вынужденное одиночество, а что есть в мире человек, рядом с которым мне тепло и уютно просто от того, что он есть на свете, – Ирина Константиновна Фролова. Боже, как легко разговаривать, потому что одинаковые опорные точки мировоззрения. Их множество, но каждое из них это направление для моего самосовершенствования, вектор развития. Непререкаемый авторитет к старшему: удивительное качество - соблюдать субординацию (Меня иногда гордыня заносит).

Трепетное отношение к родителям: острота любви к ушедшим в васильковых глазах, как у Ф.Сологуба: Васильки на полях ослезились росой, —//Васильки твоих глаз оросились слезой. Логично следующее: лирическое восприятие жизни (у меня лиро-эпическое); когда стихотворные строки непроизвольно приходят на ум. Например, красивое небо над Переславлем: Занялася заря — Скоро солнце взойдёт. Слышишь… чу!.. соловей Щёлкнул где-то, поёт. И всё ярче, светлей Переливы зари; Словно пар над рекой Поднялся, посмотри. И.З.Суриков. Вера в хорошее: нельзя допустить, что человек – вор, лжец, лентяй; попытка объяснить проступок, порой даже отсутствие необходимой расчётливости (А как ему будет там? Хотя ты освобождаешься от очевидной обузы?).

Самокритичность, ответственность и рефлексия: как у Толстого, «Не могу молчать» - губительно замалчивать, но опасно и опрометчиво сказанное слово. И тут мне вновь хочется привести слова игумена Никона (Воробьёва): «Лучше испортить дело, но сохранить мир с ближним». Обе грешим этим, но искупаем искренностью и правдивостью чувств: с одной стороны, с нами легко общаться, потому что вся правда будет высказана в глаза и не будет удара в спину, с другой стороны, некоторых раздражает правдоискательство и отсутствие гибкости. Зато нам комфортно: мы живём в родной среде хорошо обжитого мира русской деревни, где тепла для души каждого отдельного человека внутри было больше, чем в городе с его нарождающейся мещанской и пролетарской культурой. Отсюда ранимость и попытка скрыться за маской закрытости, но природу не обманешь, которая зрима и в мелочах – слова старца Зосимы (Сокура), испытавшего все ужасы гонений на священнослужителей в 30-е годы, говорят о многом: «День ангела у кого – поздравь, хоть яблочко подари, не важно что; главное – внимание».

Талант быть благодарным опять же оттуда, из нашей деревни, и только та же маска заставляет отказываться от подарка, чтобы не быть обязанным – это ложное измышление: вспомните о милосердии. Дайте милостыню убогому нищему, протянувшему вам руку, даже если вы точно знаете, что пропьёт он их, горемычный, дайте, ибо он дарует вам возможность сделать благое дело (“Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5,7), тем более давайте дарить возможность проявлять милосердие живущим рядом с нами людям; а также, как говорил Свят. Тихон Задонский: “Если вы любите любящих вас, какая вам за то благодарность?» Мы-то понимаем, что это просто СЧАСТЬЕ…

Опубликовано в группе «Литературное творчество учителя»


Комментарии (2)

Мингазова Татьяна, 05.11.16 в 11:50 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваше творчество.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.