Эссе «Положи твое сердце у чтения»
Мое педагогическое кредо:
«Положи твое сердце у чтения»
Автор: Лазарева Марина Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №179, г. Новосибирск
Мысли после экзаменов …
Литература умерла потому,
что не ужилась с прогрессом.
М. Гелприн «Свеча горела».
Больно, когда читаешь: «моя любимая книга-это «Дерьмовочка», «Ревизорро» Гоголя, «советский восшизм» … Причины понятны. И каждый словесник сегодня должен сражаться за великую литературу, за души детей.
Необходимо формировать навык систематического чтения (жёсткая система зачётов, тестов, собеседований по тексту, литературные игры, ведение читательских дневников…). И только на основе текстового знания можно осуществлять переход к целостному осмыслению художественного произведения.
Школа – это особый мир, где неокрепшие (социально, идейно, философски, нравственно, этически) души ребят «взращиваются». И «рост» этот идёт через постижение духовной глубины книги к Знанию, через расширение «круга чтения» детей эстетически ценными и значимыми в духовной культуре России и человечества книгами, через воспитание уважения и любви к русской литературе, через формирование диалогической формы мышления.
В своей работе использую технологию «Литературные мотивы», в основу которой положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» В.С.Выготского, идеи о «правомерности ассоциаций» Б.М.Гаспарова. Основная идея технологии - это осмысление литературного процесса как «диа-поли-лога» текстов. Технология создаёт условия для развития мотивации учащихся, развивает «сильных» и «слабых». Так как чтение «трудных» по объёму и осмыслению текстов классической литературы чередуется с чтением текстов современной литературы, связанных с классикой мотивными нитями.
Так тема одиночества героев в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» может быть «сопряжена» с одиночеством Ларры (М.Горький «Старуха Изергиль»), с одиночеством Иуды (Л.Андреев «Иуда Искариот»), с одиночеством командарма Гаврилова (Б.Пильняк «Повесть непогашенной луны»), с одиночеством Андрея Срубова (В.Зазубрин «Щепка) с одиночеством героев Платонова,Тендрякова,Астафьева, Пелевина,Брэдбери…
Учитель и ученик, тексты классической и современной литературы - равноправные участники диалога о нравственных вневременных ценностях. И если диалог состоялся, то состоялось, по словам А.Перовского «общение человека с человечеством».
Список источников информации
А.В. Воронцов. Статья «Чтение как социальная проблема»
М. Гелприн. Рассказ «Свеча горела»