Занятие «Богатыри – защитники земли Русской»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г.Строитель
Яковлевского района Белгородской области»
Конспект музыкально-тематического занятия с детьми подготовительной группы
по образовательной области «Музыка»
музыкальный руководитель Галкина Л.Н.
Тема: Богатыри – защитники земли Русской.
Цель: Развитие музыкальных способностей дошкольников через знакомство с историей русской народной культуры.
Задачи:
· Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
· Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за подвиги русских воинов, желание им подражать и служить Отечеству.
· Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Предварительная работа: знакомство детей с репродукцией В.Васнецова «Три богатыря», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем;
разучивание танцевальной композиции с группой мальчиков «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова;
разучивание песни «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве;
разучивание народных пословиц и стихотворения В.Берестова «Богатыри», "Богатырь - он вот каков".
Активизация словаря: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава. Чтение отрывков о былинных богатырях.
Приёмы руководства деятельностью детей: беседа, игра.
Виды детской музыкальной деятельности на занятии:
Пение.
Музыкально-ритмическое движение.
Игра в оркестре.
Ожидаемые результаты:
- проявление эмоциональной отзывчивости;
- развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками.
Критерии оценки:
Активность.
Эмоциональность.
Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие».
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Дети исполняют песню «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве.
Музыкальный руководитель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?
Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Музыкальный руководитель: Правильно! Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?
Дети: Богатыри.
Музыкальный руководитель: Кто такие богатыри?
Дети: Силачи, воины, борцы.
Музыкальный руководитель: А какие они были?
Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные
Ребёнок: Богатырь, он вот каков:
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал!
Русь-матушку защищал.
Музыкальный руководитель: А каких самых главных русских богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Музыкальный руководитель: Правильно. Вот они, посмотрите (обращает внимание детей на репродукцию "Три богатыря" В.Васнецова и читает стихотворение)
Гремели славой в сказках и былинах
Три друга, три товарища старинных.
Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:
Алеша, и Добрыня, и Илья.
Прошло веков немало. Но доныне
Мы знаем эти лица по картине…
И память вечную хранит о вас родимая земля:
Алеша, и Добрыня, и Илья.
- Художник картины "Три богатыря" В.Васнецов утверждает, что богатыри земли Русской всегда готовы "стать за честь Родины против недруга, за Отчизну в нужде сложить голову".
Музыкальный руководитель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети: Из былин, русских народных сказок.
Музыкальный руководитель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?
Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.
Игра «Собери богатыря в дорогу»
На столе из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, дети выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям (фон- вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке»)
Мальчики читают стихотворение В.Берестова «Богатыри»
На лбу бывали шишки,
Под глазом - фонари.
Уж если мы - мальчишки,
То мы - богатыри.
Царапины. Занозы,
Нам страшен только йод.
Тут, не стесняясь, слезы
Сам полководец льет.
Пусть голова в зеленке
М в пластырях нога.
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.
Упрямые, с утра мы
Опять на бой, в дозор...
От тех сражений шрамы
Остались до сих пор.
Музыкальный руководитель: Мальчики, покажите свою силу богатырскую.
Танец «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова
Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?
Дети: Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!
Один в поле не воин.
Тяжело в учении – легко в бою.
Где смелость, там и победа.
Военному делу учиться, всегда пригодится.
Умелый боец везде молодец.
Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
Крепка рука у нашего богатыря.
Воюют не числом, а уменьем.
Музыкальный руководитель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята,правильно отгадали все загадки. После всех ратных дел любили богатыри русские отдохнуть душой, поиграть на музыкальных инструментах. И мы сейчас поиграем.
Обр. Г.Короткова "Русская плясовая"в исполнении детского оркестра.
Музыкальный руководитель: Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
Чепелева Татьяна Александровна
Галкина Людмила Николаевна