12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акатова Ирина Анатольевна3432
Акатова Ирина Анатольевна.Социальный педагог высшей категории, учитель ОДНРК и ОРКСЭ , педагог -психолог МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района Костромской области
Россия, Костромская обл., Галичский район, д Степаново
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
14

Урок «Защитники Отечества-Богатыри Земли нашей»



Тема:  Защитники Отечества-Богатыри Земли нашей.
Цели урока:
формировать   представление   о   героическом   прошлом   русского   народа
Древней Руси, ознакомить учащихся с защитниками земли русской; 
оживить   представление   о   былинных   героях   расширить   знания   детей   о   названиях   элементов   костюма   и   оружия русского богатыря,
развивать речь учащихся; формировать   представление   о   героическом   прошлом   русского   народа Древней Руси, ознакомить учащихся с защитниками земли русской; 
оживить   представление   о   былинных   героях   расширить   знания   детей   о   названиях   элементов   костюма   и   оружия русского богатыря,
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, прививать любовь к
чтению; развивать   внимание,   воображение,   познавательный   интерес,   мышление, память;  воспитывать   любовь   и   уважение   к   историческому   прошлому, патриотические   чувства   к   Родине   и   её   истории,     чувство   гордости   за богатырскую   силу   Руси,   уважение   к  русским   воинам, , стремление защищать свою Родину. 

Задачи урока: 
Обучающая: познакомить обучающихся с разными типами русских  Былинных героев
Развивающая:  развивать   умение   устного   выступления   на   заданную   тему, побуждать учащихся к творчеству
Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к истории, фольклору.
Формируем умения:
познавательные УУД
отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного;делать выводы в результате совместной работы класса и учителя,находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
коммуникативные УУД
развивать умение слушать и понимать речь других;оформлять свои мысли в устной форме; развивать умения аргументировать свою точку зрения;
регулятивные УУД
определять   и   формулировать   цель   деятельности   на   уроке   с   помощью учителя; высказывать   своё   предположение   (версию)   на   основе   работы   с рисунками ;
личностные УУД
высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование:  компьютер,   проектор,   экран,  презентация   «Богатыри   земли», карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, рисунок дуба для рефлексии.

( Предварительная работа)   Оформление «Мини-Музея»: 

щиты, мечи, шлемы;

Информационный материал «Воин на Руси. Характер ,одежда, оружие,»

панно «Русские богатыри»;

рисунки детей.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

                                                  Ход занятия

Орг момент .

Традиционное начало урока.. Посадим маленького ангелочка на ладошку и тихонько сдуем его в окно. Пусть , кому трудно или одиноко, наш маленький ангелок тихонько коснется его головы. И этому человеку хоть на минутку или на мгновение станет легче или веселей.

2. Формулирование темы и цели занятия

.Ребята, не так давно мы отмечали праздник День Победы, Вы приготовили сообщения о своих родных, которые служили в Армии и тоже стояли на страже Отечества в мирное время.

_ Узнать тему нашего урока, вам поможет задание №1. Сложите пазл и сформулируйте тему урока.

-Складывают пазл.

-Богатырь.

Какова же тема урока : Богатыри –защтиники Отечества

- Что хотим узнать про богатырей ( Какие подвиги совершили, как одеты, какое оружие использовали)

Да сегодня мы поговорим о героях богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

3.Работа по теме занятия

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сраженья,

Да про подвиги богатырские!

Работа по теме занятия

Работа в группах ( Раздаются карточки с мини –информацией о богатырях)

Инструкция по работе в группах.

1.Ознакомится с материалом и найти наиболее значимую информацию и подготовить доказательство богатырских поступков. .

2. Составить синквейн.

Итоги работы в группах. ( Рассказ сопровождается презентацией)

4.Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков:                      (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,                               (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,                     (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

5. Закрепление материала(Прием Данетка)

Наша Родина сильна ……………………………..да.

И у нас она одна…………………………………..да.

На Руси богатыри есть……………………………да.

Им всегда хвала и честь…………………………..да.

Илья Муромец герой ……………………………..да.

Он был самый молодой………………………….нет.

Соловья он победил………………………………да.

Из автомата подстрелил…………………………нет.

Алёша Попович тоже герой……………………..да.

Он сильный, смелый, молодой………………….да.

Он в Киеве граде дружинником был……………да

Карабаса в бою победил………………………..нет.

На танках боролись богатыри с врагом………..нет.

Они воевали с мечом и копьём…………………да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.

Он змея сумел победить своей силой…………..да.

Гордимся мы нашими богатырями……………..да.

Хотим ли быть такими же сами…………………да.

6. Закрепление материала.

В мини музее вы ознакомились с вооружение богатырей. Когда работали в группах встречался материал о снаряжении и вооружении богатырей.

Индивидуальная работа Задание по карточкам.

Чем вооружен богатырь ( раскрась ) Я загадываю загадки.

Раздаются карточки учащиеся раскрашивают вооружения богатырей.

Взаимопроверка ( Обмениваются карточками)

Дополнительный материал (Тест)

6.Рефлексия.

Дуб на Руси всегда считали родовым деревом. Поэтому всегда старались посадить около своего дома дерево.

Если занятие понравилось, узнали много нового – зеленый лист, а было скучно-красный.

7. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок богатыря.


 

Литература

1. Лев   Прозоров   Богатырская   Русь.   Языческие   титаны   и   полубоги.   –   Я.:
Эксмо, 2012. 
2. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – 
М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Нечаев А. Былины – М.: Стрекоза­Пресс, 2007. 
4. Ушакова О.Д. Былины о русских богатырях. Книга для умных детей и
заботливых родителей – К.: Литера, 2010

. Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/536238-kakie-podvigi-sovershali-bogatyri-na-velikoj-russkoj-zemle.html

 

                                          Дополнительный материал к уроку

Дидактическая игра «Найди богатыря»

Цель: Закрепить представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

Тест

Вопросы:

1.О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает»________________________________________

(Микула Селянинович)

2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, (Садко)

3.Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович?_______________________________

(Святогор)

4. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший

огромную Салтанову силу в Золотой орде? ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

(Вольга Всеславьевич)

5. Какому богатрю передал Святогор свой меч – кладенец?_________________________________

(Илья Муромец)

                                                Загадки

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. 
Кольчуга весила 7 килограммов.
• Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
• Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
• Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.. 

                                     Приложение Карточки для работы в группах.

1 Индивидуальное задание ( Вооружение богатырей)

2.Информация о богатырях

Добрыня Никитыч

Никита Кожемяка


 

 

Алеша Попович

 

 


 


 

Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». А еще в былинах Мукула Селянинович посрамил князя Вольгу и его дружину , которые на конях не могут угнаться за его плугом ,и не смогли вытащить оставленный им сошник. Фольклер говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.


 

Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его Князь К с просьбой сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

 

Святогор. Мегабогатырь

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю. Почти во всех былинах отмечается факт передачи великаном перед смертью части своей огромной силы Илье Муромцу. Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, вдохнул мощь в богатыря из Мурома. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.


 


 

 

История началась в селе Карачарова, что под древним Муромом. Родился мальчик, высокий и крепкий. Его нарекли Ильей. Рос он на радость родителям и сельчан. Однако в семью пришла беда – мальчик заболел неведомой болезнью и не смог самостоятельно передвигаться, онемели руки. Ни травы, ни долгие молитвы матери не могли помочь ребенку. Прошло много лет. Илья стал красивым юношам, но неподвижным. В праздничный день Преображение, когда отец и мать ушли в церковь, в дом Ильи постучали странники и попросили впустить их. Но Илья ответил, что не может отворить дверь, так как уже много лет неподвижен. Но странник настаивал на своем и повторял как заклинание: «Встань, Илья». Сила слов оказалась велика. Илья встал и отворил дверь. Странники попросили водицы, но сперва предложили отпить ее доброму молодцу. Илья выпил несколько глотков и почувствовал неимоверную силу в себе. «За твою веру и терпения Господь подарил тебе исцеление. Будь защитником Руси и православной веры, и смерть не настигнет тебя в бою.», - сказали странники. 
Раньше на территории Руси было много непроходимых лесов. Добираться в Киев следовала объездными путями: к верховью Волги, а потом к Днепру, по реке попадали в столицу древней Руси. Прямая дорога в лесных дебрях была уставлена крестами погибших людей. Русь подвергалась разорению со стороны врагов внутренних и внешних. Угроза была не только одиноким странникам, но и князьям, которые не могли победить зло. Именно Илья Муромец помог расчистить короткий путь к Киев-граду и убил многих врагов Руси того времени.

Кто же такой Илья Муромец?

Русский народ сложил про него наибольшее количество былин. Он был могуч и справедлив, был старшим среди богатырей. 


 


 

Добрыня был резанцем. В некоторых былинах рассказывается о его детстве. С 7 лет он изучал грамоту и проявлял великие способности в изучении разных наук. В 15 лет ощутил он в себе силу богатыря. С раннего детства его привлекало оружие. Управляться с ним его никто не учил, а богатырское дело постигал самостоятельно. Первое приключение с ним произошло на охоте – он встретил змея. «Молоденький Добрынюшка» стал змеенышей топтать. Это говорит он зарождении нового русского героя, который растет в глубинке, но прославиться на всю Русь. Вмести с силой в нем сочетаются миролюбие, душевная чистота, простота и кротость. Добрыня хорошо образован и разносторонне одарен. В былинах часто подчеркивается его хорошие манеры и воспитание. Богатыря зовут для решения деликатного спора или стать важным посланником. Добрыню Никитича по праву можно назвать самым достойным представителем Руси. Основным подвигом Добрыни считается спасение племянницы князя Забавы Путятичной от змея Горыныча.


 


 


 


 


 

 

Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой. Совсем маленьким он просит благословения для того, чтобы идти гулять по свету. Алеша, оказывается, уже может управляться с конем и оружием (такое преувеличение очень характерно для былинного эпоса). Алеша Попович - еще один богатырь, из дальней Ростовской земли, включается в состав киевского богатырства. Алёша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Во многих былинах он упоминается вслед за Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Главный его подвиг - поединок с Тугарином. В характере былинного Алеши Поповича есть и богатырская храбрость, и юношеское безрассудство, и хитрость, резкость поступков и высказываний.
В Древней Руси верили в то, что жил в действительности богатырь Алеша. Под именем «храбра» Александра Поповича он упоминается в летописях как историческое лицо. Он успешно бьется с различными противниками, участвует в княжеских междоусобицах и гибнет вместе с другими «храбрыми» в битве на реке Калке. Удалой молодец, хитрый и ловкий. И не столько силушкой богатырской он брал победу над врагом, сколько хитростью да смекалкой. За что получал от своих старших товарищей, правда). Но победителей не судят! А главный подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином, диким захватчиком земли русской


Богатыри- защитники Отечества.
PPTX / 1.72 Мб

 

Работа в парах с информацией

«Мы посовещались и решили…» Подводим итог работы в паре

Выполнение индивидуального задание « Богатырское снаряжение»

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ильина Оксана Геннадьевна, 21.06.17 в 16:22 2Ответить Пожаловаться
Ирина Анатольевна, большое спасибо за интересный урок!

Акатова Ирина Анатольевна, 21.06.17 в 19:44 0Ответить Пожаловаться
Оксана Геннадьевна, спасибо за отзыв!!
Лещёва Светлана Николаевна, 21.06.17 в 17:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересно и познавательно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.