Брейн-ринг для учащихся 6–7 классов «История правил дорожного движения»
БРЕЙН-РИНГ
для учащихся 6-7 классов
«ИСТОРИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Составитель: Алешина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Образовательный центр № 11»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: знакомить учащихся с историей появления и развития правил дорожного движения; убеждать в необходимости соблюдать правила дорожного движения и подавать своим поведением на дороге пример другим; развивать творческие способности учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг и пособий по ПДД, рисунки учащихся по теме мероприятия, набор карточек с изображением дорожных знаков.
МАТЕРИАЛЫ: вопросы по истории ПДД, сформулированные по книге Дмитрука В.П. Правила дорожного движения для школьников.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
ПОДГОТОВКА: учащиеся делятся на команды, выбирается капитан («голос группы»); участники придумывают название и девиз группы, изготавливают эмблему или вымпел по теме мероприятия; дается домашнее задание почитать материал по истории правил дорожного движения, сочинить частушки о пешеходах.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Слово ведущего.
Наша игра посвящена истории возникновения и развития Правил дорожного движения. Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Количество транспортных средств повышается день ото дня, движение на дорогах становится более интенсивным, особенно в городах.
Несомненно, знание, как правильно передвигаться по улице, является залогом безопасности людей.
А знаете ли вы, когда возникла необходимость упорядочивать дорожное движение? (как только человек сел на лошадь, а потом – с изобретением колеса – в повозку, сразу стало ясно, что необходимы определенные правила движения)
Итак, начинаем брейн-ринг. Познакомимся с командами-участницами! (Далее идет представление команд: объявляется название, девиз, жюри и зрителям демонстрируется эмблема или вымпел команды).
Первый раунд.
Вопрос 1. Первые правила дорожного движения были введены еще в Древнем Риме. Были введены улицы с односторонним движением, запрещалось ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время; иногородним вменялось оставлять свои транспортные средства за городской чертой и двигаться пешком или в «такси»- наемном паланкине. Назовите имя императора, который пытался упорядочить движение на дорогах в Древнем Риме. (Юлий Цезарь)
Вопрос 2. В России также были учредители ПДД. Послушайте указ и
назовите его автора: « Великим государем ведомо учинилось, что многие
учали ездить в санях на возжах с бичами большими и, едучи по улицам
небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях на возжах
не ездить». (Петр Первый в 1683 году)
Вопрос 3. Министр Франции Аргенон при короле Людовике Четырнадцатом издал указ, запрещающий «управление средствами перевозки для всех уважаемых дам» до определенного возраста. Как вы думаете, женщины какого возраста могли управлять конными экипажами? (от 30 лет)
Вопрос 4. При появлении первых паровых автомобилей в Англии было много противников такого транспортного средства. Правительство установило ряд правил для движения паровиков. Например, нельзя было выпускать пар из машины, если на дороге были лошади. Попробуйте догадаться, с какой скоростью разрешалось двигаться паровому автомобилю? (в городе 3 километра в час, в деревне 6 километров в час)
Вопрос 5. В Москве в начале 19 века специальная комиссия постановила, что «экипажи на резиновом ходу должны снабжаться номерными знаками особого цвета». Как вы думаете, с какой целью это было сделано? («Дабы обиженные шинниками обыватели, платье которых может быть забрызгано грязью, летящей из-под шин, могли заметить своих обидчиков, чтобы затем привлечь из к законной ответственности»)
Вопрос 6. Баварские медики в начале ХХ века выступали с заявлением, что быстрая езда на автомобиле вызывает опасное заболевание. Предположите, что это за заболевание? (буйное помешательство)
Музыкальная пауза. Исполняются частушки о пешеходах, сочиненные участниками накануне игры. Критерии оценки: соответствие заявленной теме, артистизм.
Тексты частушек могут быть такими:
Мы по улицам гуляли,
Ни о чем не думали.
Чуть автобус не помяли,
Под колеса сунулись.
Вот на красный свет прошла
И очень удивилась:
ДПС меня нашла -
Я штрафом поплатилась.
Правил ты не соблюдаешь
И знаки ненавидишь,
Как здоровье потеряешь,
Вот тогда увидишь.
Ждать я очень не люблю,
Дорог не разбираю.
Жизнь свою вот погублю -
На вечность опоздаю.
Конкурс болельщиков.
Для подготовки к творческому конкурсу участникам дается 3-4 минуты.
В это время проводится конкурс для болельщиков. Ведущий
демонстрирует карточки с дорожными знаками, ребята должны их
объяснить. Правильные ответы пополнят счет очков той команды, за которую болеет отвечающий.
Второй раунд.
Вопрос 1. 14 августа 1893 года во Франции вводятся первые правила дорожного движения. По примеру французов аналогичные правила принимают и другие европейские страны. Попробуйте предположить, кому в первую очередь были адресованы правила: пешеходам, автомобилистам или тем и другим одновременно? (автомобилистам)
Вопрос 2. Всем известно, что водитель не имеет право садиться за руль без водительского удостоверения. Назовите, кто и когда ввел это правило в России? (В.И.Ленин в декрете «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям \правила \»)
Вопрос 3. Как вы думаете, почему ПДД постоянно уточняются? (изменилось количество и качество транспортных средств, повысились скоростные характеристики автомобилей и др.)
Вопрос 4. Всем известна важность дорожных знаков и указателей. Как вы думаете, какой формы были первые, принятые в России дорожные знаки? (треугольной)
Вопрос 5. Какую опасность представляют для пешеходов автомобили? Так знаете ли вы, в какой стране был совершен первый наезд транспортного средства на человека? (в Англии)
Вопрос 6. Назовите, в какой стране появился первый трехцветный электрический светофор? (США)
6. Подведение итогов. Пока жюри считает общее количество очков за два раунда игры и музыкальную паузу, ведущий выясняет, что нового узнали участники мероприятия, что им больше всего запомнилось, показалось интересным.