Мастер-класс: Брошь из фетра «Листок осени»
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 24 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Мастер-класс
Брошь из фетра
«Листочек осени»
интегрированный
по технологии и изобразительному искусству
возрастной критерий 4-6 класс.
Составитель:
Коченок Евгения Михайловна,
учитель ИЗО и технологии,
первая квалификационная категория
Тайшет, 2020 г.
Введение
Вот и наступила - осень, принося свои праздники и впечатления. Несмотря на запреты людей, природа движется своим циклом. И пускай, мы лишены праздника эстетического общения, концертов наших детей, объятий маленьких любопытных рук. Главное как мы радуемся простому живому общению учитель – ученики, это такое счастье.
Актуальность: В преддверии Дня учителя мы увлеклись занятиями так активно, что завтра праздничный день, у нас в интернате его перенесли на пятницу, а соответствующего оформления нет. Да и нельзя мероприятия проводить. Идея пришла быстро, а давайте порадуем учителей и себя. Нам понадобилось:
Материалы и инструменты:
Шаблон кленового листа-картон
Ножницы,
Клей Момент «Кристалл»-30гр.
Фетр желтый, оранжевый -4 листа (из расчета 12-15шт из 1 формата А4 )
Фетр красный 1 кусочек 10*10 см
Контур черный по ткани -1 тюбик
Булавка-иголочка
Цель: изготовление подарка к Дню учителя - брошь из фетра «Листочек осени»
Задачи:
создание эстетической атмосферы праздника
передать настроения тепла и яркости осени через цвет и фактуру
научиться видеть и фиксировать красоту и форму листьев
научиться работать с фетром
научиться работать контуром по ткани
познакомиться (закрепить) понятие живая линия
закрепить навыки аппликации через составление гармоничной композиции
закрепить навыки работы с клеем, ножницами, шаблоном
оформить подарок листком с пожеланием
познакомиться с профессиями чертежник, ювелир, раскройщик, технолог, художник
Листопад, листопад!
Птицы желтые летят!
Может и не птицы это,
Собрались в далекий путь,
Может это просто лето,
Улетает отдохнуть.
Отдохнет, сил наберется
И обратно к нам вернется.
Играем в профессии
1вариант. Для экономичности предлагаю детям поработать производственным конвейером. Таким образом, легче контролировать процесс выполнения заготовок и производительность качественнее и быстрее. Разделить детей на профессии, проинструктировать по ТБ, выявить астматиков, открыть окна на проветривание. Раздать приложение №1.Если есть возможность можно клей заменить на клеевой пистолет.Инструктаж ТБ при работе с клеевым пистолетом.
Чертёжники: 4 листа желтого или оранжевого фетра- 4 человека на обрисовку шаблона листка. Задачи, аккуратно очертеть ручкой шаблон, экономично использовать тканевое пространство.
Ювелир: красный фетр 10*10см -разметить и вырезать божьи коровки не более 1 см. Шаболн-овал.-2 человека
Раскройщик: Задача очень ответственная, самая ответственная вырезать по контуру листья, так чтоб срезать след от ручки т.е чистенько, четкой край- без рваных краев. Фетр любит хорошие ножницы и крепкую руку, если жует-замени ножницы. Старайся.
Сначала упражняются на бумаге желтой для поздравления. Предают стихотворцам бумажные кленовые листья. От 4-6 чел
Технолог. Склеивает клеем моментом божью коровку и листик.2-3 чел.
Стихотворцы. Сочиняют, составляют поздравление коротко. Красивым подчерком подписывают пожелания или кому, если текст распечатан на листьях.
Художник: самые аккуратные дети которым можно доверить прорисовку прожилок листьев, и божью коровку. 2-3 мастера художественной росписи зависит от тюбиков контура.
2 вариант. Затратный, каждому приготовить набор материалов. 10*10 см. желтый, красный-15*3=45рублей, клей Кристал 30гр-50руб, контур-150рублей. Булавка или невидимка. Итого-245р.
Для сравнения мы на 40 листиков-брошей затратили-270 рублей.
Ход занятия.
Показываю брошь. Спрашиваю. (Озвучиваем перечень производственных этапов)
-Сегодня вы попробуете себя в роли кого???
-Какие профессии участвуют в изготовлении броши?
-С чего нужно начать? План работ?
Разработка требований к изделию. (на доске, изделие должно быть… )
1. Красивым
2. Простым в изготовлении
3. Аккуратным
4. Практичным, удобным (многофункциональным) в использовании
5. Безопасным в использовании
Опираясь на требования, выбираем форму и материалы:
Посмотрите, какие листья я засушила.
Цветовая палитра листьев разнообразна, как и форма. Где можно использовать сухие листья? (аппликациях, поделках) Долговечным эти поделки можно назвать? (нет) Почему?
Наблюдение, анализ, сравнения.
Какой лист вырезать легче, почему?
Какой самый красивый? Ажурный? Сложный? Какой лист ассоциируется с летом? Осенью? Вяжущем вкусом? Горьким?
Картины из листьев относятся к искусству флористики.
Картинка взята с
В чем достоинство листьев сухих как материала?
(натуральный, живой, текстурный, красивый, ароматный, настоящий)
Недостатки? Заготовка сушка под прессом или утюгом требует времени (хрупкий, недолговечный, теряет окрас после сушки)
Они кропотливы в изготовлении и требуют особого ухода, например, могут выгорать цветовые оттенки на солнце. Бледнеть.
Поэтому мы как все люди искусства, будем брать у природы вдохновение, форму, цвет и создавать более практичные подарки.
Материалы и их свойства
Нам доступны:
Бумага/картон | фетр |
Легко режется Сгибается Сминается Держит форму Минусы Мнется, боится влаги | Сложнее режется (от толщины 1-2-3 мм) Мягкий Не сыпется Приятный на ощупь Принимает любую форму Можно стирать |
Фломастеры | Контур по ткани |
Легко рисует Минусы исправить нельзя На глянцевой бумаги, размазывается от рук. Боится влаги. | Рисунок налаживается из тюбика сразу/исправить нельзя Корректировать можно (утолщением линий) Время высыхания от 2-12 часов (смотри на тюбике) Закрепить горячим утюгом через ткань. |
Сравним требования и свойства. Делаем вывод: поделка из фетра интересней и полезней так как будет иметь больше преимуществ в сравнении с бумажной. Например, как украшение на валенки, шапочку, брелок.
Этапы выполнения
1. Выбираем форму листьев, подарок должен нести информацию- пожелания поэтому, шаблон используем как носителя информации. Работаем с ним аккуратно.
2 Инструменты и материалы. Фетр желтый/оранжевый и красный. Контур по ткани, клей Момент Кристалл(он прозрачный), булавочка. Ножницы, ручка.
3. Шаблон. Переводим на бумагу.
4. Отрезаем полосу, складываем на 3 части. Вырезаем это заготовка для пожелания, поздравления и кому. Таким способом мы тренируем руку, многослойность нам помогает
5. Переводим шаблон на фетр, ручкой несильно жирно. И овал для божьей коровки 1 саниметр.
6. Вырезаем аккуратно, без равных краев, мелкими шажками ножниц. Поворачивай ткань а не ножницы.
7. Разлаживаем экономично, плотно с минимумом отходов.
8 Наклеиваем божью коровку клеем Момент. Можно составить композицию из разных листьев. Склеить точечно, аккуратно, чтоб клея не было видно.
9 Берем контур по ткани. Наносим головку божьей коровки, делим спинку на крылышки, по три точки на каждом. Можно обвести контур овал.
10. Рисуем прожилки от центра листа. Можно попробовать на шаблоне бумажном. Они не должны быть прямые, жесткие. Живая линия это постепенно теряющаяся. Где то утолщается и снова теряется к краям листка.
11. Готово. Оставим сушить, иначе контур размажется. Оформи подарок бумажным листком с пожеланием. Красивым подчерком подпиши поздравление.
12. С днем Учителя. Нам закалывали брошь дети на входе в школу.
-Понравилось работать? Почувствовали разницу материалов? В чем особенности фетра? Кто может похвалить себя за рациональное использование материалов, посмотрим.
Молодцы!
Работы сушить на учительский стол, убираем рабочие места. Спасибо за подарки помощь.
На следующий день модно проутюжить, закрепить контур через х/б ткань. И использовать не на 1 день.
Спасибо за внимание!
Приложение №1
Чертёжники:
Фетр: 4 листа желтого или оранжевого фетра. Обведите шаблон листка, много раз, пока место на фетре не закончится. Задачи, аккуратно очертеть ручкой шаблон, экономично использовать тканевое пространство.
Ювелиры:
красный фетр 10*10см -разметить и вырезать божьи коровки не более 1 см. Шаболн-овал.-2 человека.Задачи, аккуратно очертеть ручкой шаблон, экономично использовать тканевое пространство.
Раскройщики:
Сначала упражняются на бумаге желтой. Потренировать ловкость рук, вырезать лисики для открыток , сложив полоску 3 раза. Предают стихотворцам бумажные кленовые листья.
Задача очень ответственная, самая ответственная вырезать по контуру листья из фетра, так чтоб срезать след от ручки т.е чистенько, четкой край- без рваных краев. Фетр любит хорошие ножницы и крепкую руку, если жует-замени ножницы. Старайся.
Технологи:
Склеивает клеем моментом божью коровку и листик. Если листья разные, составте красивое сочетание из листьев -приклейте между собой.
Стихотворцы:
Сочиняют, составляют поздравление коротко. Красивым подчерком подписывают пожелания или кому, если текст распечатан на листьях. Эту работу можно распределить освободившимся ребятам.
Художники:
Самые аккуратные дети которым можно доверить прорисовку прожилок листьев, и божью коровку. 2-3 мастера художественной росписи зависит от наличия тюбиков- контура.
Приложение №2
/data/files/w1604555958.jpg (1920x2641)Шаболн листьев.
Горбачёва Марина Юрьевна