Тема: Будь ярким на дороге!
Актуальность и обоснование выбора темы
В настоящее время не утешительными являются отчёты полиции о количестве дорожно-транспортных происшествий с участием школьников. С каждым годом машин на дорогах становится больше, возрастает риск нахождения на дороге детей. Важно привлечь внимание школьников к ситуации на дорогах, научить их вести себя как в роли пешеходов, так и в роли пассажиров.
Данное мероприятие поможет учащимся в изучении правил дорожного движения и усвоении навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, будет способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных ситуаций, популяризация использования световозвращающих элементов.
Цель
внедрение практики использования обучающимися световозвращающих элементов для снижения детского дорожно-транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения
Задачи
объяснить детям, что такое ФЛИКЕР и необходимость их использования для безопасности всех участников дорожного движения;
формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность;
воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения, культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения;
работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность; развивать умение работать в группе.
Планируемые результаты
Личностные:
познавательный интерес к материалу, убеждённость в необходимости соблюдения ПДД;
личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм.
Регулятивные:
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
сотрудничать с учителем, с командой;
соотносить поставленную цель с полученным результатом деятельности;
оценивать результат собственной деятельности.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке к мероприятию;
устанавливать причинно-следственные связи;
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков по заданным критериям; строить рассуждения.
Коммуникативные:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
соблюдать культуру общения в групповой работе;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.
Методы:
Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку.
Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала.
Преобразовательный метод, включающий в себя формирующий навык применения умений и знаний на практике.
Виды деятельности:
Беседа, работа в группе, поиск и анализ информации, представление творческих заданий одноклассникам, проведение рефлексии, используя метод «Пять пальцев», работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа, практическая работа.
Технологии и методики, применяемые на занятии
ИКТ
Технология развития навыков исследовательской деятельности
Здоровьесберегающая технология
Игровая технология
Технология развития критического мышления
Условия реализации занятия
наличие компьютера, экрана и проектора в кабинете;
наличие минимального количества учеников - участников игры (21 человек по 7 человек в группе);
позитивный настрой учителя и учеников;
мероприятие рассчитано по времени на 45 минут.
Анализ результатов занятия
нацелено на повышение мотивации к обучению правил дорожного движения;
даёт возможность каждому ученику применить свои знания в неформальной игровой ситуации;
групповая работа даёт возможность активной деятельности всех учащихся;
рефлексия даёт возможность проанализировать результат своей деятельности;
творческие работы учащихся способствуют развитию познавательных способностей необходимых для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде;
подобранные вопросы и задания направлены на развитие у школьников приёмов логического мышления, наблюдательности, а также обогащению словарного запаса и расширению их кругозора;
применение информационно-коммуникационных технологий способствует активизации познавательной деятельности обучающихся;
выбранные формы работы позволяют включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации;
является примером применения нескольких образовательных технологий в рамках одного мероприятия.
Данное мероприятие принимало участие во Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку «Я заметен» http://www.dddgazeta.ru/news/redaction/36595
Материал размещен во Всероссийском профессиональном педагогическом журнале «Современный урок» https://www.1urok.ru/categories/10/articles/4385
ХОД МЕРОПИЯТИЯ
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель: Наше занятие мы начнем с улыбки. Улыбнитесь, пожалуйста! Протяните друг другу ладошки, посмотрите в глаза и мысленно пожелайте удачи в работе своему соседу. Я надеюсь, что хорошее настроение вы сохраните в течение всего занятия.
2. Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии. Определение темы занятия.
Учитель: В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчится транспорт.
- Какой транспорт вы знаете? (ответы детей).
- А на каком транспорте чаще всего вы перемещаетесь? (ответы детей).
Учитель: Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. У многих сбылись мечты. Машин становятся всё больше и больше. Но автомобиль наградил человека не только удобствами – он может стать причиной несчастий. Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно.
- Кого в первую очередь подстерегает опасность на дорогах? (Опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице)
Учитель: Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому для начала мы с вами закрепим наши знания в целях профилактики детского – дорожного травматизма. Презентация «Правила дорожного движения»
https://yadi.sk/i/CvyO3YIz8aXM8g
Игра “Разрешается – запрещается”.
(Приложение 1. У детей сигнальные карты. Зеленый глаз светофора – движение разрешается, красный глаз светофора – движение запрещается)
- Играть на мостовой…(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
Учитель: Большинство аварий происходит в темное время суток. Главная причина – нарушение правил дорожного движения, как пешеходами, так и водителями. Некоторые пешеходы считают, что водитель их увидит в любой ситуации и объедет. Однако в темное время суток водители с трудом замечают пешехода или замечают слишком поздно.
- Ребята, как вы думаете, существует ли уникальный способ обезопасить себя от неприятностей на темных улицах и дорогах? (ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (ответы детей)
Учитель: Уникальный способ обезопасить себя от неприятностей на темных улицах и дорогах – использовать светлячки, световозвращающие элементы или фликеры. Это нужный и полезный для пешехода элемент. Водитель замечает ребенка со световозвращателем на одежде со значительно большего расстояния, чем без него. А значит, выше шансы, что трагедии не случится.
3. Включение в систему знаний. Исследовательская деятельность обучающихся.
За неделю дети разбились на 3 группы. Для каждой группы учитель подготовил вопрос. На занятии представитель от группы зачитывал небольшое сообщение, которое являлось ответом на поставленный вопрос. Выступление сопровождалось презентацией. А одной группе нужно было подготовить сказку по ПДД с использованием фликеров.
Вопрос для 1 группы. Что такое световозвращающие элементы или фликеры? https://disk.yandex.ru/i/Qgb9b9T6KsOAiQ
Фликеры - это изделия для детей и взрослых в виде нашивок, шевронов или подвесок для ношения в ночное время для снижения случаев наезда на пешеходов. Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке.
На первый взгляд фликер (такое название придумали российские производители световозвращателей - компания "Современные системы и сети-XXI век") выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз! Обратите внимание, где должны располагаться световозвращающие элементы. Их рекомендуется крепить с двух сторон, чтобы они были видны водителям в обоих потоках движения.
Если фликер расположен правильно на одежде, то, когда вы переходите дорогу, водитель увидит Вас и снизит скорость. Особое внимание загородным трассам. Мало ли бывает ситуаций - сломалась машина, отстал от поезда, от автобуса, засиделся у знакомых, а необходимо возвращаться в город. Человек без светоотражающих элементов на обочине дороги часто подвергает свою жизнь опасности.
Помните, фликер не освобождает Вас от соблюдения Правил дорожного движения!
Вопрос для 2 группы. Какие фликеры самые лучшие?
Покупайте фликеры только белого или лимонного цветов. Именно они имеет наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток. Кстати, оранжевые зайчики, зеленые белочки, огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего - это яркие сувениры, которые так любят маленькие дети и женщины, чьи дамские сумочки постоянно украшают подобные игрушки.
Но полагаться только лишь на фликеры тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить и о других методах решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма - о воспитании грамотного пешехода. Только в комплексе они смогут обеспечить безопасность детей на наших дорогах.
ВАЖНО:
Правильные (сертифицированные) фликеры:
Видимость - 400 метров
При скорости 90 км/ч фликер светиться 8 секунд
При скорости 60 км/ч - 24 секунды
Неправильный фликер:
Заметен на расстоянии 80 метров
При 90 км/ч видимость 3 секунд
При 60 км/ч - 6 секунды
Чтобы купить настоящий фликер, а не игрушку-сувенир:
спрашивайте у продавцов, есть ли сертификат на фликер;
отдавайте предпочтение белому и лимонному цветам;
форму выбирайте самую простую: полоска, круг.
Всем пешеходам – мудрый совет: фликер на куртке, трагедии нет
Вопрос для 3 группы. Инсценировка сказки "По щучьему велению".
Ведущий: Жил, Емеля, не тужил, полёживал на печи. Щука ему во всём помогала. Да надоело ему в деревне, захотел он путешествовать, мир посмотреть. Просит щуку ему в этом помочь. А щука сказала, что путешествовать на печи сейчас опасно, ведь правил дорожного движения Емеля не знает, и в темноте печка совсем незаметна, можно в аварию попасть.
Емеля: Прям уж опасно? Печка моя, ни в какую аварию не попадёт, она большая и видно её издалека. А без правил и подавно обойдусь.
Ведущий: И поехал Емеля на своей печке через лес. Ехал, ехал, и встретились ему разбойники.
Разбойники: Здорово, Емеля, куда путь держишь?
Емеля: Да вот путешествовать хочу, белый свет посмотреть как там и что. А щука моя говорит, что это опасно, в аварию попаду, не зная правил дорожного движения. А вы знаете эти правила?
Разбойники: Да зачем они нам нужны, обойдёмся без этих правил
С правилами мы не дружим,
Ну, зачем нам ПДД?
Мы вдвоём живём, не тужим,
В ПДД не «бе» ни «ме»
Где мы ходим по дороге?
Там, где только захотим.
Нас машины объезжают,
А иначе в глаз дадим!
Разбойники: Ну, Емеля, возьми нас с собой, а дорогой беспредельничать будем.
Ведущий: Отправились разбойники и Емеля в путь. Наступила ночь. Выехали они на дорогу. Стали громко кричать, размахивать руками, чтобы всех распугать. Но им это не помогло, немного погодя, врезалась в печку машина. Произошла авария.
Выходит мальчик в световозвращающем жилете.
Мальчик. Что же вы творите? Мало того, что правила дорожного движения не соблюдаете, так ещё и передвигаетесь в темноте без световозвращающих элементов на одежде. Если бы они у вас были, то водитель заметил бы вас за 400 метров и не было бы этой страшной аварии. В Лапландии даже оленям жилеты надевают, что бы они были заметны в темноте и с ними ничего не случилось. Вот и вам они просто необходимы. Если фликер ты возьмешь, то в беду не попадешь!
Емеля и разбойники. Спасибо, мальчик! С этого дня мы тоже будем соблюдать правила дорожного движения и носить светоотражатели на одежде. Мы больше в больницу не хотим.
Учитель. Ребята, видите, как необходимы сейчас светоотражатели на одежде. Я для вас приготовила несколько фликеров, давайте их рассмотрим. https://disk.yandex.ru/d/ThlSG88sXG1PZw
А затем посмотрим мультфильм о необходимости фликеров.
https://disk.yandex.ru/i/1umr1vvWhZvmww
4. Творческая мастерская «Засветись!»
Учитель. Сегодня, в нашей "мастерской", мы вместе изготовим световозвращающие элементы - ФЛИКЕРЫ, чтобы всегда быть заметными на дороге.
Практическая работа:
Для работы вам необходимо: картон, клей, ножницы, световозвращающая лента. Дети работают в группах: размечают на светоотражающей ленте по шаблонам фигурки, вырезают их, прикрепляют к ленточке и вешают на шею. В конце мастер-класса каждая группа демонстрирует свою работу.
5. Организация взаимодействия учителя с учащимися по теме занятия. Работа в группах.
Учитель. В заключение нашего занятия, вспомним дорожные знаки. Как вы думаете, с какой целью их используют на дороге?
Дорожные знаки известны еще со времен Ивана Грозного. Они призваны регулировать движение и обеспечивать безопасность на дороге. Представьте хоть на минуту, что дорожные знаки отменили. Что тогда начнется на дороге?
Вам предстоит прочитать рассказ по абзацам. Из предложенных дорожных знаков выбрать те, которые могут встретиться в описанном сюжете, указать место и назвать знак. (Приложение 2. Дорожные знаки у каждой группы лежат на парте).
Текст для чтения.
1. Мы с семьёй отдыхали на озере. Красивая природа, тёплая вода и хорошая рыбалка позволили нам хорошо отдохнуть за выходные. Дорога домой предстояла долгая и немного грустная, в город совсем не хотелось возвращаться. По просёлочной дороге мы доехали до шоссе и повернули в сторону города. На шоссе нам встретился пешеход, быстро переходивший дорогу по зебре.
2. Подъезжая к повороту, папа снизил скорость и перебегавшие через дорогу косули не стали для нас неожиданностью. Дальше дорога была очень извилистой и мы, не торопясь, преодолевали поворот за поворотом, не забывая любоваться пейзажем за стеклом машины.
3. На железнодорожном переезде нам пришлось простоять десять минут, шлагбаум был закрыт, зато мы узнали, что состав, перегородивший нам дорогу, был длиной в 114 вагона. Они везли лес, уголь и машины. К вечеру мы были дома.
Учитель. По завершению работы представитель каждой группы зачитает свою часть текста и демонстрирует классу соответствующий знак. Замечания, поправки делаются по ходу разбора текста.
6. Рефлексия деятельности. Метод «Пять пальцев»
Учитель: Давайте подведем итог нашей работы. Предлагаю каждому высказать свое мнение о сегодняшнем мероприятии. А поможет нам в этом игра «Пять пальцев». На бумажной ладошке высказать свое мнение о мероприятии.
Стратегия "Пять пальцев".
М (мизинец) - какие знания, я сегодня получил.
Б (безымянный) - что я сегодня сделал и чего достиг.
С (средний) - каким было сегодня мое настроение.
У (указательный) - чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал.
Б (большой) - каким было мое самочувствие.
(Приложение 3. Каждый пишет свое мнение на нарисованной руке. Ладошки выкладываются на доске, образуя солнце).
Учитель. Ребята, ваш друг в изучении правил дорожного движения журнал «Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода» предлагает вам пофантазировать и на специальном бланке нарисовать свой ФЛИКЕР. На следующем занятии мы с вами оформим выставку и выберем самую креативную работу (Приложение 4).
Учитель. Большое вам спасибо, ребята! Хочу всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и окружающих людей опасности. Обозначьте себя и дайте увидеть вас водителю, берегите себя!
А сейчас постараемся применить свои знания по ПДД на практике и поиграем в настольную игру: «Наш город» https://disk.yandex.ru/i/t3aa1gcQWRj4yA
Список дополнительных источников информации
Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., 2010г.
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д. Феникс, 2006 г.
Дубровская Е.Н. Игровые классные часы по ПДД. 2007г.
Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1- 4 классы. – М.: ВАКО, 2006г.
Методика проведения внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма http://mirznanii.com/a/174628/metodika-provedeniya-vneklassnykh-meropriyatiy-po-profilaktike-detskogo-dorozhno-transportnogo-travm
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога безопасности» (1-4 классы) https://botan.cc/prepod/nachalnye_klassy/oznedeg3.html
Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода. Светофор, №9, 2014г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2009г.