Урок по литератруе в 3 классе «Будет хлеб, будет и песня»
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ
1.Тема проекта.
Вниманию организаторов конкурса представляется проект по литературному чтению «Будет хлеб, будет и песня».
2. Тип проекта:
по составу участников: коллективный;
по целевому назначению: учебный;
по территории охвата: локальный;
по доминирующей в проекте деятельности: творческий;
по предметной области: литературный;
по срокам исполнения: среднесрочный;
по степени новизны: инновационный.
по содержанию: интегрированный (литературное чтение, кружок «Волшебный мир книг»)
3. Постановка проблемы проекта.
Тема учебной программы, по которой проводится проект, «Труд человека кормит, а лень портит» (УМК О.В.Кубасовой Литературное чтение: программа 1-4 класс / Кубасова О.В.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011).
Сегодня многие педагоги, психологи и социологи с тревогой говорят о том, что дети мало интересуются литературой, искусством. Мало знают о том, насколько тяжёл труд людей работающих на полях, и не представляют с каким трудом достаётся хлеб.
Одна из причин этого – утрата народных традиций, обычаев предшествующих поколений, равнодушное отношение к труженикам (комбайнёрам, хлеборобам, поварам и т.д.).
У каждого народа свой, особый хлеб, он отличается по внешнему виду, форме и рецепту приготовления. С хлебом у многих народов тесно связаны национальные традиции.
Хлеб – самый известный и распространенный продукт на Земле, без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Поэтому и говорят: Хлеб – всему голова!
Изучая содержание учебников по литературному чтению, я пришла к выводу о том, что для чтения (изучения) учащимся 3 класса авторы УМК предлагают литературные произведения разных жанров, сюжетов и авторов. К сожалению ни в одной из частей учебника «Литературное чтение» нет произведений на тему важности хлеба в жизни людей, уважительного отношения к хлебу и людям, чьи профессии и чей труд, так или иначе, связаны с хлебом (полевод, хлебороб, комбайнер, пекарь).
Сущность проблемы проекта выражена в недостаточности знаний третьеклассников о значении хлеба в жизни человека и в отсутствии в учебниках литературного чтения (Кубасова О.В. Литературное чтение 3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013) произведений, отечественных авторов, способствующих формированию знаний о хлебе, о профессиях связанных с ним, воспитанию бережного к нему отношения.
Восполнить существующий вакуум и призван проект «Будет хлеб, будет и песня», актуальность которого продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности, путем особым образом организованной познавательной деятельности третьеклассников в рамках изучения предмета «Литературное чтение» и занятий кружка «Волшебный мир книг».
4. Цель и задачи проекта.
Практические (для детей)
прочитать самостоятельно (для последующего коллективного обсуждения и анализа) С.Михалков «Булка», К.Ушинский «Хлеб», К.Паустовский «Теплый хлеб»;
изучить информацию по теме «О хлебе узнаем, читаем и поем», в том числе и представленную на сайте;
выбрать необходимый материал для последующего оформления одной из страниц книги «Хлеб на столе, мир на земле»;
оформить материалы по выбранной теме для публичного представления на страницах книги;
выучит наизусть стихотворение о хлебе;
оценить свою работу.
Косвенная цель: создание электронной книги «Хлеб на столе, мир на земле».
Педагогическая цель: создание условий для развития читательских компетенций посредством интегрированной самостоятельной проектной деятельности школьников направленной на изучение литературных произведений, посвященных хлебу под руководством учителя с использованием интернет - технологий.
Педагогические задачи проекта:
воспитательные
воспитывать интерес к чтению литературных произведений в прозе и стихах о хлебе;
способствовать формированию нравственных ценностей
обучающихся путём воспитания осознанного уважительного отношения к хлебу, понимания значимости хлеба в жизни людей;
воспитывать гражданственность и патриотизм;
привлекать внимание к культуре родного края;
воспитывать культуру общения, коммуникативные навыки;
развивающие
способствовать развитию исследовательских навыков, путем изучения литературных произведений, традиций разных стран, стихов и песен о хлебе;
развивать интерес к литературному чтению как к предмету и к литературе в целом;
развивать умение собирать и анализировать материал;
развивать умение использовать информационное пространство сети интернет для расширения сферы своей познавательной деятельности;
совершенствовать навыки пользования словарем;
обучающие
способствовать формированию читательского интереса;
расширять общекультурный кругозор обучающихся посредством знакомства с различными литературными (информационными) источниками;
формировать навыки информационной деятельности;
формировать умение работать в команде;
расширять словарный запас учащихся;
способствовать развитию навыков исследовательской работы;
формировать умение работать в команде, достигать компромисса.
5. Сведения об участниках проекта.
В проекте принимали участие 24 человека, обучающиеся 3б класса.
Предлагаемый проект может быть использован на практике с детьми 9 -10 лет и позволит организовывать образовательную деятельность на основе взаимодействия учителя начальных классов, детей, библиотекаря и родителей. Совместная деятельность детей и взрослых в проекте помогает связать обучение с жизнью, формирует устойчивый интерес к книге и чтению, навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
В разработке и внедрении образовательного веб - квеста важна роль взрослых - учитель и родители на этапе выполнения заданий выполняют роль не просто руководителя, а консультанта.
Заинтересованность в работе ребёнка и поддержка в выполнении заданий веб -квеста помогут сделать совместную работу взрослых и детей по-настоящему полезной для духовно-нравственного просвещения школьников. Выполняя вместе с ребёнком задания веб -квеста, родители должны помнить о том, что:
необходимо внимательно слушать своего ребёнка;
вместе обсуждать полученное задание;
помочь найти источники для выполнения задания;
поощрять в ребёнке самостоятельность.
Значимость проекта на уровне семьи.
1. Заинтересовывать родителей в воспитании у детей интереса к чтению.
2. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной деятельности с детьми в школе, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения, к созданию электронной книги «Хлеб на столе, мир на земле».
3. Расширять возможности сотрудничества со школьной и районной библиотекой, активизировать их семейное посещение.
6. Условия осуществления проектной деятельности.
Проект реализуется в течение месяца с использованием материалов сайта «Будет хлеб, будет и песня» с 15 сентября по 15 октября 2015 года с использованием образовательных ресурсов общеобразовательной школы №3, школьного музея и библиотеки, а так же районной центральной библиотеки им. Короленко, что позволяет расширить педагогическое пространство проекта (веб - квеста).
Чтобы начать работу в веб-квесте, учащимся необходимы начальные концептуальные знания по предметам «Литературное чтение», «Окружающий мир» и другим предметам, полученные в 1 -2 классе: знания, формирующие основные понятия о хлебе, его роли в жизни людей, знания из жизненного опыта.
Учащимся в ходе проекта потребуются умения работать в библиотечной среде, навыки работы с компьютером в сети Internet, в основных офисных программах при подготовке статей (умения оформления документов Word с помощью взрослых).
8. Вид продукта проекта.
Итогом работы над проектом является электронная книга «Хлеб на столе, мир на земле» (см. диск приложение 1)
9. Планируемые результаты.
Личностные
развитие навыков сотрудничества в коллективе, умений распределять обязанности между участниками проекта;
формирование позиции человека любознательного, активно познающего литературу;
формирование мотивации к активной читательской деятельности.
Метапредметные
Коммуникативные
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Регулятивные
планирование последовательных действий, осуществление контроля своих действий.
Предметные
знакомство с произведениями С.Михалкова, К. Ушинского, К.Паустовского на странице веб - квеста, чтение произведений этих авторов, анализ прочитанного, чтение наизусть.
По окончании работы над проектом обучающиеся должны иметь представления о ценностном отношении к хлебу, как к результату кропотливого труда людей разных профессий, об истории и традициях выпекать хлеб в разных странах, должны уметь прочитать наизусть стихотворение о хлебе (по выбору), уметь вычленять идею, главную мысль стихотворения С.Михалкова «Булка», рассказа К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», сказки К.Паустовского «Теплый хлеб».
Дети должны проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость; верить в свои силы, иметь желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к бережному отношению к хлебу, к добру и неприятию зла.
10. Дополнительные сведения о проекте.
Процесс информатизации образования требует новых подходов к организации духовно-нравственного воспитания. Использование различных ресурсов, формирование ИКТ-компетенций детей заставляет создавать новые обучающие продукты. Проект частично реализуется на площадке в интернет с одноименным названием «Будет хлеб, будет и песня».
Практика показала, что технология веб-квест эффективна в работе с младшими школьниками. Использование компьютера для ребят сегодня также естественно, как, например, игра или чтение книг. Важно как можно раньше направить деятельность, связанную с компьютером, в развивающее, полезное, воспитывающее русло. Кроме того, духовно-нравственное развитие и литературное образование детей через дистанционное взаимодействие - требование времени.
Социальная и педагогическая значимость проекта безусловна: работа в режиме проектной деятельности способствует духовно-нравственному и литературному просвещению в созданной информационно-коммуникативной среде, соответствует современным требованиям образования, активизирует познавательную активность обучающихся.
Красочное оформление веб - квеста оставляет у его участников приятное эстетическое впечатление, а содержание (о важности хлеба в жизни каждого человека, о бережном отношении к хлебу «языком» веб-квеста), раскрывая связь традиций и современности, увлекает участников веб-квеста в мир культурных поисков и духовного самосовершенствования.
II. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА
Цель веб – квеста познакомиться с литературными произведениями о хлебе, под девизом «О хлебе узнаём, читаем и поём», найти дополнительную информацию о нём и оформить одну из страниц книги «Хлеб на столе, мир на земле», выполнив задания по выбранной роли.
Количество ролей и их названия.
Учитель в классе знакомит обучающихся с темой проекта (веб-квеста), обосновывает актуальность веб - путешествия. Предлагает познакомиться с ролями и выбрать ту, которая интересна. В квесте подобраны роли, которые позволят углубить знания детей о хлебе на основе рекомендованных для чтения литературных произведений и приобрести новые по литературному чтению. Каждый участник веб-квеста может изучить исторические предпосылки возникновения хлеба на земле, традиции и разнообразие рецептуры хлеба в разных странах, примерить на себя роль артиста, выучив наизусть и прочитав стихотворение о хлебе.
Пример пошаговой инструкции для каждой роли:
Руководство для группы «Историки»
прочитать К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»;
изучить представленные на странице сайта «Историки» ресурсы и источники;
собрать информацию об исторических фактах возникновения хлеба на земле;
на основе собранного материала оформить познавательно и красочно раздел книги «История», используя возможности программ Word;
отправить свою работу на электронный адрес учителя или отдать лично на флеш - носителе.
Руководство для группы «Туристы»
прочитать К.Паустовский «Теплый хлеб»;
изучить представленные на странице сайта «Туристы» ресурсы и источники;
собрать информацию о традициях разных стран и народов выпекать хлеб;
на основе собранного материала оформить познавательно и красиво раздел «Рецепты» в книге, используя возможности программ Word;
отправить свою работу на электронный адрес учителя или отдать лично на флеш - носителе.
Руководство для группы «Артисты»
прочитать С.Михалков «Булка»;
найти в библиотеке, в интернет, стихотворение о хлебе и выучить его наизусть;
записать стихотворение (в формате видео или аудио) и отправить свою работу на электронный адрес учителя (или лично на флеш – носителе).
Материалы для дифференцированного обучения.
Ученик с проблемами усвоения учебного материала:
- планирование дополнительного времени для консультаций, рассмотрение частного случая при выполнении задания.
- возможно представления результатов в устной форме.
Одаренный ученик:
- использование множества инструментов и возможностей для выполнения заданий веб-квеста;
- более глубокое изучение темы проекта;
- применение различных методов представления результатов (по выбору учащегося).
III. ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Ценностно-ориентационный этап.
Первая неделя проекта: после прочтения африканской сказки «Лентяйка», в которой главная героиня печет африканский хлеб из кукурузы, моделируется ситуация, позволяющая выявить проблему и определить детские цели проекта, с использованием «Модели трех вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтоб узнать),
2. Этап планирования и организации деятельности учащихся.
С помощью учителя распределяются роли (несколько человек на одну роль) и обсуждаются темы работы. Одну и ту же роль могут выбрать несколько учеников, тем интереснее будет обсуждение результатов, поскольку работы могут освещать тему хлеба с разных точек зрения. Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Все члены команды «Историки», «Туристы», «Артисты» должны помогать друг другу и делиться своими знаниями для освоения технологии поиска, обработки и оформления информации (страницы книги).
3. Конструктивный этап.
Вторая, третья и четвертая недели проекта:
создание условий для реализации проекта;
работа в соответствии с заданиями веб-квеста;
работа участников веб - квеста в режиме инновационной
деятельности.
Индивидуальная работа учащихся - выполнения задания.
Задание детям:
Выберите роль, изучите вопросы, на которые вам предстоит ответить.
Изучите список ресурсов.
Познакомьтесь с критериями оценки вашей работы.
Составьте план поиска и исследуйте информацию по своей роли.
На этом этапе формируются исследовательские навыки обучающихся. При поиске ответов на поставленные для каждой роли участников в веб - квесте вопросы развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. В веб - квесте предложены вопросы для самостоятельного поиска ответов. Для работы предложены информационные ресурсы, видеоматериалы, даны инструкции по их использованию. Работу можно выполнять как в классе в группах, так и самостоятельно на домашнем компьютере.
В результате работы на этом этапе ученики приобретают навыки трансформировать полученную информацию в соответствии с задачами. Накопленный под руководством учителя опыт последовательных действий поможет каждому в организации своей дальнейшей индивидуальной исследовательской деятельности в информационном пространстве.
Третьеклассникам полностью самостоятельно работать с большим текстовым контентом и изучить предложенные сервисы тяжело, поэтому запланирована совместная работа учителя с детьми на интернет-площадке в школе (во внеурочной деятельности).
4. Подготовка к презентации проекта.
Групповая работа учащихся – оформление результатов.
Задание детям:
Объединитесь в группы по ролям.
После того, как все члены команды завершат работу, соберитесь вместе, обсудите результаты работы.
Подведите итоги вашей работы и отберите самое интересное.
Обдумайте и оформите одну или несколько страниц книги.
Подготовьте выступление своей группы в устной форме, которое будет заслушено на презентации электронной книги «Хлеб на столе, мир на земле» в рамках осеннего праздника «Слава хлебу на столе!».
Посмотрите работы других групп на страницах веб-квеста «Книга», «Галерея».
На этом этапе происходит осмысление произведенной работы. Этап предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в том числе при помощи возможностей ИК-технологий.
5. Презентация проекта.
Коллективная работа учащихся - представление выполненных заданий.
Результатом работы участников веб - квеста может стать:
статья (хорошо, если статья будет лаконичной и «нарядной»);
фотография;
видеозапись (аудиозапись) стихотворения, прочитанного наизусть.
рисунок.
Готовые работы украсили страницы книги, электронный вариант книги обсуждается коллективно.
На этом этапе закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией.
6. Рефлексивный этап.
Выявление степени удовлетворенности всех участников проекта его результатами, анализ своей работы и работы других групп на странице веб-квеста «Оценка» с помощью анкеты.
Критерии оценки.
По предложенным критериям участники веб-квеста (при поддержке родителей и учителя) оценивают свою работу.
Диагностирование детей: итоговое - выявление уровня знаний по теме «Что я знаю о хлебе» в форме анкетирования (приложение №2).
В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов, по окончании праздника «Будет хлеб, будет и песня», с презентацией книги каждый участник получает в подарок нарядный диплом «За участие в проекте «Будет хлеб, будет и песня».
IV. ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОЕКТА
В процессе реализации проекта использовались следующие способы определения эффектов:
- педагогическое наблюдение (приложение №3 «Проекционная методика «Рисуем настроение»), тестирование;
- выполнение творческих, проектных заданий;
- анкетирование родителей и детей.
В целях отслеживания и фиксирования результатов проекта разработана диагностическая карта «Что я знаю о хлебе», по итогам которой 87% детей – участников проекта характеризуются:
умением прочесть наизусть выразительно стихотворение о хлебе, умением вычленять главное в прочитанном;
развитым интересом к литературному чтению и к литературе в целом, к дополнительным источникам знаний (взрослые, библиотека, книга, интернет);
знанием исторических предпосылок возникновения хлеба;
умением трудом добиваться своей цели;
способностью работать в едином темпе со всем коллективом (группой);
способностью к ответственному поведению.
Работа над проектом способствовала и профессиональному росту учителя, который заключен в обобщении педагогического опыта по теме «Разработка и внедрение образовательного проекта в форме веб-квеста по литературному чтению».
Итог работы над веб-квестом (представление проекта) - внеклассное мероприятие «Слава хлебу на столе», посвященное значимости хлеба в жизни людей, в процессе подготовки к которому, каждая группа выступила перед другими участниками проекта, оформив итоговые материалы в книгу, подготовив концертный номер - исполнение стихов, песен, частушек о хлебе.
Каждый участник, который испытывал трудности в других видах работы (например, из-за отсутствия навыков работы в Сети, отсутствия интернет дома и т.д.) смог проявить себя на этапе представления проекта. Такие ребята, осознавая ответственность перед всей командой, приложили все усилия, чтобы изучить материал, разобраться в проблеме, достойно представить проект, и, тем самым, получить одобрение товарищей и учителя.
К положительным результатам проекта можно отнести и рождение новой традиции в классе - праздника «Слава хлебу на столе» (аналог традиционного школьного осеннего праздника).
На старте работы сомневалась, смогут ли дети начальной школы выполнить предложенные задания в режиме самостоятельного освоения. Опасения оказались напрасными - ребята быстро овладели технологиями поиска и обработки информации, при необходимости обращались за консультацией к взрослым.
Убеждена в необходимости продолжения проекта (тему следующего предложено выбрать ученикам), ведь его воспитательный, образовательный и просветительский эффект невозможно переоценить.
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Продукт проекта электронная книга «Хлеб на столе, мир на земле».
Приложение 2. Анкета «Что я знаю о хлебе» (входящая)
Приложение 3. Проекционная методика «Рисуем настроение».
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Анкета «Что я знаю о хлебе»
выявление уровня начальных знаний участников веб-квеста.
Знаете ли вы стихи, сказки, рассказы, пословицы и поговорки о хлебе?
Кто из писателей и поэтов сочинял литературные произведения о хлебе и его роли в жизни людей?
Хлеб бывает разный – черный и белый. А знаете ли вы, почему он разный?
Какой хлеб полезнее для организма – черный или белый? Чем?
Надо ли хлеб беречь? Почему?
Важен ли хлеб для нашего организма?
Слышали ли вы, что есть музеи хлеба?
В каких странах есть такие музеи?А есть ли музей хлеба в нашей стране?
Откуда вы о нем знаете?
Изучив полученные ответы и приходим к выводу, что опрошенные учащиеся не знают стихов о хлебе, знают некоторые пословицы и поговорки. Самая часто встречающаяся поговорка «Хлеб -всему голова» и выражение, которое написано на стене в школьной столовой «Хлеб к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, его береги!»
На второй вопрос никто из опрашиваемых не ответил.
На третий вопрос о разнице черного и белого хлеба большинство ребят ответили так: «Белый хлеб пекут из пшеницы, а черный из ржи», что не совсем правильно.
На четвертый вопрос большинство ребят ответили правильно, сказав, что черный хлеб для организма более полезен, чем белый, но чем он полезнее, они ответить затруднились.
На вопрос о бережном отношении к хлебу все ребята сказали: «Да, надо беречь!». А вот в вопросе почему надо беречь их мнения разошлись, а многие затруднились с ответом.
На шестой вопрос о значении хлеба для нашего организма все ответили, что хлеб важен для организма. Но почему он важен – мнения разделились. Некоторые ребята ответили: «Чтобы быть сильными», а некоторые: «Чтобы быстрее расти».
На седьмой и восьмой вопросы большинство ребят ответили, что по телевизору они слышали про музей хлеба и что он есть в России, но на вопрос, где есть такой музей в нашей стране точного ответа не поступило.
Изучив анкету, я пришла к выводу, что ученики моего класса кое – что знают о хлебе, но не всё.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Проекционная методика «Рисуем настроение»
Для изучения сформированности у школьников развёрнутого, целостного представления о хлебе на основе целенаправленной работы по формированию интереса к чтению и литературе в целом, обобщения и творческого осмысления содержания различных видов деятельности учащихся, влияющих на их познавательную и морально – нравственную сферы, проводились исследования по проекционной методике «Рисуем настроение». Исследование было проведено на первой и четвертой (заключительной) неделях работы проекта (веб-квеста). Участникам веб-квеста предлагалось изобразить свое настроение, состояние в процессе работы в веб-квесте «Будет хлеб, будет и песня» на первой неделе, выбрав для этого любой цвет карандаша.
При обработке данных использовалась характеристика цветов по Максу Люшеру:
желтый – цвет радости;
розовый, оранжевый – радостное, восторженное состояние;
зеленый – активность;
красный, ярко-малиновый – говорит о нервозном, возбужденном состоянии агрессии;
голубой и синий – спокойствие, удовлетворенность;
серый – говорит о том, что ребенок не раскрывает своих возможностей;
черный – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что к нему плохо относятся.
Из 24 опрошенных учащихся выбор настроения в процессе работы в веб-квесте отразился следующим образом:
Не определились с выбором цвета или выбрали два цвета одновременно 5 человек – 4 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что чувства радости, удовлетворенности от участия в проекте и выполнения заданий веб-квеста испытывают 78 % учащихся.
На четвертой (заключительной) неделе проекта учащимся было предложено ответить на вопрос: «Произошли ли с вами изменения после начала работы в веб-квесте «Будет хлеб, будет и песня». Из 24 человек ответы распределились следующим образом.
Список литературы и интернет - источников
для учителя
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.
Начальная школа. 2005, № 9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа. – 2004. - №2.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9.
Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся. Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7.
для учащихся
Ивин М. Хлеб сегодня, хлеб завтра. Детская литература, 1980
Митяев А. Ржаной хлебушко – калачу дедушка, Москва «Детская литература», 1990
Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации. М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997\С.Михалков «Булка», К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», К.Паустовский «Теплый хлеб».
интернет - ресурсы
Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». - http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html
Адрес веб – квеста «Будет хлеб, будет и песня» в интернет http://jannaseravina.wix.com/hlebproekt
2
Андреева Наталья Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Голдина Лилия Вильевна