Урок литературы в 5 классе по теме «К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»»
Пояснительная записка к презентации
Презентация к уроку "К. Г. Паустовский "Тёплый хлеб" 5 класс
PPT / 2.85 Мб
Конкурс на лучшую методическую разработку
«Урок-презентация»
Урок литературы в 5 классе
Тема: «К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Саргатский лицей» Омской области
Саргатского района: Дылье О. Н.
Урок К Г Паустовский. «Тёплый хлеб».
Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.
Задачи:
1) образовательные: формировать умения анализировать художественное произведение;
2) развивающая: способствовать развитию речи учащихся, творческих способностей обогащению их словарного запаса;
3) воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Звучит песня «Если добрый ты».
Тема урока. Целеполагание.
2. Работа по теме урока
Слово учителя
- Я неслучайно начала урок с этой, известной всем нам, детской песни. В ней есть слова, точно отражающие главную мысль сказки Паустовского «Тёплый хлеб»: «Если добрый ты, это хорошо».
-Как вы понимаете слово добро? (Ответы учащихся)
-По словарю С.И. Ожегова: Добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.
-Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово «добро» (реализация домашнего задания: нарисовать ассоциативный рисунок слова «добро») Учащиеся защищают свои рисунки.
-Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла?
- У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным, чёрным. Наш урока имеет подзаголовок: “В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души”.
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово
– И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
- Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока.
- Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре)
- Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово.
Рассказ о писателе (учитель)
Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет. Заслушивался рассказами о Запорожской Сечи, песнями, историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом. Начал заниматься литературой. Он много писал для детей. К числу таких произведений относится сказка «Тёплый хлеб».
Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
- Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».
Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста
1) Почему конь остался в деревне?
А) Его ранили. Б) Так захотел Панкрат. В) Конь не захотел идти дальше.
2) Какая кличка была у Фильки?
А) «Ничего не знаю». Б) «Да ну тебя!». В) «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата. Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата. В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?
А) Началась митель. Б) Было наводнение. В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину?
А) Он не хотел меняться. Б) Накормил всех. В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) О чем рассказывала сорока над плотиной?
А) О том, что она разбудила летний ветер. Б) О том, что Филька – плохой человек.
В) О том, что она самая умная.
7) Когда заработала мельница?
А) Вечером. Б) Она сломалась навсегда. В) Летом, когда потеплело.
8) Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него п Б) Он принес ему свежего хлеба с солью. В) Он покормил его морковкой.
9) О чем сказка «Теплый хлеб»?
А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми. Б) О злых колдунах В) О путешествии на необитаемый остров
10) Какая пословица соответствует содержанию сказки?
А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой. Б ) Язык до Киева доведет. В) Делу – время, потехе – час.
Проверка. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.
Беседа по вопросам.
-Как начинается сказка? Расскажите историю коня.
-Кто такой Филька? -Почему его прозвали «Ну тебя»? Как вы думаете, Филька был злой?
-Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конём?
Чтение учеником отрывка со слов «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «Воды нет, мука у всех вышла…» По ходу чтения звучит запись звука метели
-Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер?
-Что слышит Филька в этом завывании?
-Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?
Учащиеся находят в тексте
-олицетворения (мороз прошел…) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой;
-сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить;
-эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.
Чтение диалога бабки и Фильки учащимися по ролям.
-Как история, рассказанная бабкой, разъясняет причину такой лютой стужи.
-Что эта история помогла понять Фильке?
-Что происходит дальше?
-Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», -сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?
Чтение в лицах диалога Фильки и Панкрата.
-Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс: А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает»).
- Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся?
- Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?
Пересказ истории старой сороки
- Кто же помог спасти жителей деревни – сами люди или старая сорока?
-Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки?
Чтение финала сказки и беседа.
- Как Филька помирился с раненым конем?
- Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»?
- Как изменился Филька? Почему сказка называется «Теплый хлеб»?
Словарная работа - нахождение значения слова "тёплый" по словарю:
А) дающий, источающий тепло ;
Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);
В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната);
Г) отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
-В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке?
-Какое тепло хранит в себе хлеб?
-Когда же хлеб становится тёплым? (Общая радость, когда согреет теплом души).
Мудрые мысли. Объяснение учащимися смысла выражений.
Как аукнется, так и откликнется.
Каков привет, таков и ответ.
Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.
Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
-Какое выражение в большей степени соответствует сказке «Тёплый хлеб»?
Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К. Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
-Так в чём мудрость этой простой сказки?
/Злое дело обязательно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому. /
3. Итог: –Понравилась ли вам сказка? Достигли ли мы цель урока?
4. Д/З – А дома вы, ребята, продолжите свое творчество и напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами
Список литературы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин
Литература 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений // Москва "Просвещение" 2012 г.