Урок литературы в 5 классе по теме «К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»»

3
0
Материал опубликован 11 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации


Презентация к уроку "К. Г. Паустовский "Тёплый хлеб" 5 класс
PPT / 2.85 Мб

 

Конкурс на лучшую методическую разработку

«Урок-презентация»

Урок литературы в 5 классе

Тема: «К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

 

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Саргатский лицей» Омской области

Саргатского района: Дылье О. Н.
 

Урок К Г Паустовский. «Тёплый хлеб».

Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

Задачи:

1) образовательные: формировать умения анализировать художественное произведение; 

2) развивающая: способствовать развитию речи учащихся, творческих способностей обогащению их словарного запаса;

3) воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Звучит песня «Если добрый ты».

Тема урока. Целеполагание.

2. Работа по теме урока

Слово учителя

- Я неслучайно начала урок с этой, известной всем нам, детской песни. В ней есть слова, точно отражающие главную мысль сказки Паустовского «Тёплый хлеб»: «Если добрый ты, это хорошо».

-Как вы понимаете слово добро? (Ответы учащихся)

-По словарю С.И. Ожегова: Добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.

-Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово «добро» (реализация домашнего задания: нарисовать ассоциативный рисунок слова «добро») Учащиеся защищают свои рисунки.

-Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла?

- У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным, чёрным. Наш урока имеет подзаголовок: “В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души”.

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово

– И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

- Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока.

- Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре)

- Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово.

Рассказ о писателе (учитель)

Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет. Заслушивался рассказами о Запорожской Сечи, песнями, историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом. Начал заниматься литературой. Он много писал для детей. К числу таких произведений относится сказка «Тёплый хлеб».

Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

- Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста

1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили. Б) Так захотел Панкрат. В) Конь не захотел идти дальше.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю». Б) «Да ну тебя!». В) «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата. Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата. В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась митель. Б) Было наводнение. В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться. Б) Накормил всех. В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) О чем рассказывала сорока над плотиной?

А) О том, что она разбудила летний ветер. Б) О том, что Филька – плохой человек.

В) О том, что она самая умная.

7) Когда заработала мельница?

А) Вечером. Б) Она сломалась навсегда. В) Летом, когда потеплело.

8) Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него п Б) Он принес ему свежего хлеба с солью. В) Он покормил его морковкой.

9) О чем сказка «Теплый хлеб»? 

А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми. Б) О злых колдунах В) О путешествии на необитаемый остров

10) Какая пословица соответствует содержанию сказки? 

А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой. Б ) Язык до Киева доведет. В) Делу – время, потехе – час.

Проверка. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.

Беседа по вопросам.

-Как начинается сказка? Расскажите историю коня.

-Кто такой Филька? -Почему его прозвали «Ну тебя»? Как вы думаете, Филька был злой?

-Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конём?

Чтение учеником отрывка со слов «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «Воды нет, мука у всех вышла…» По ходу чтения звучит запись звука метели

-Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер?

-Что слышит Филька в этом завывании?

-Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

Учащиеся находят в тексте

-олицетворения (мороз прошел…) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой;

-сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить;

-эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.

Чтение диалога бабки и Фильки учащимися по ролям.

-Как история, рассказанная бабкой, разъясняет причину такой лютой стужи.

-Что эта история помогла понять Фильке?

-Что происходит дальше?

-Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», -сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?

Чтение в лицах диалога Фильки и Панкрата.

-Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс: А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает»).

- Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся?

- Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?

Пересказ истории старой сороки

- Кто же помог спасти жителей деревни – сами люди или старая сорока?

-Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки?

Чтение финала сказки и беседа.

- Как Филька помирился с раненым конем?

- Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»?

- Как изменился Филька? Почему сказка называется «Теплый хлеб»?

Словарная работа - нахождение  значения слова "тёплый" по словарю:

А) дающий, источающий тепло ;

Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);

В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната);

Г) отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

-В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке?

-Какое тепло хранит в себе хлеб?

-Когда же хлеб становится тёплым? (Общая радость, когда согреет теплом души).

Мудрые мысли. Объяснение учащимися смысла выражений.

Как аукнется, так и откликнется.

Каков привет, таков и ответ.

Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

-Какое выражение в большей степени соответствует сказке «Тёплый хлеб»?

Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К. Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
 

-Так в чём мудрость этой простой сказки?

/Злое дело обязательно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому. /

3. Итог: –Понравилась ли вам сказка? Достигли ли мы цель урока?

4. Д/З – А дома вы, ребята, продолжите свое творчество и напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами

Список литературы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин
Литература 5 класс Учебник для общеобразовательных  учреждений // Москва "Просвещение" 2012 г.

Предварительный просмотр презентации

Цель: понять нравственные Цель: понять нравственные уроки сказки, увидеть нераз- рывное единство природы и человека.

По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.

всё лучшее своей души В дела ты добрые вложи

Немало встречается злого В любой человечьей судьбе. А скажут лишь доброе слово – И легче на сердце тебе. Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же Мы вслух произносим его. Марк Шехтер  

1892 - 1968

Ответы: Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.

А) дающий, источающий тепло ; А) дающий, источающий тепло ; Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер); В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната) Г) отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

Как аукнется, так и откликнется. Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ. Люби ближнего своего (из заповедей Божьих). Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтоб поступили с тобой. Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

«О чём заставила меня задуматься сказка «О чём заставила меня задуматься сказка К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.