Буклет для младших школьников «Как говорить и не терять звук [р]?»
Буклет для младших школьников
«Сам себе логопед».
Как говорить и не терять звук [Р]?
Куда пропадает звук?
Здравствуй, дорогой друг! Поздравляю, ты уже научился произносить звук [р] четко, звонко и красиво! Но этот звук все еще показывает характер—никак не удается произнести его в словах. Почему же так происходит—Куда пропадает звук?
Все дело в автоматизации!
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.
Новый звук очень хрупкий, так как у тебя годами складывалась привычка неправильно произношения. Теперь тебе предстоит избавиться от старой привычки и сформировать новую. Как ты уже знаешь, привычки формируются постепенно. Вот и автоматизации звука проходит в несколько этапов.
Этапы автоматизации звука:
1. Автоматизация изолированного звука, т.е. отдельно от всех других звуков.
Свершилось! Постановка пройдена, звук получен. Теперь нужно приучить мышцы языка к новым движениям. Для этого ты постоянно рычишь: «рокот самолета—рррр», «рычание тигра—рррр», «мурлыкание кошки—рррр».
Ты уже можешь «завести моторчик» с первого раз? Тогда переходим к слогам.
2. Автоматизация звука в слогах.
звук в открытых слогах (РА, РО, РУ , РЫ);
звук в закрытых слогах (АР, ОР, УР, ЫР);
звук между гласными в (АРА, ОРО, УРУ);
звук в стечении согласных (КРА, КРО, КРУ и АКР, ОКР, УКР).
Старайся произносить звук раскатисто, длительно, например: РРРРа.
У тебя стали получатся слоги? Переходи к словам.
3. Автоматизация звука в словах.
в начале слова (рак, ракета);
с средине слова (баран, барабан);
в словах со стечением согласных (бархат, гармонь).
конце слова (повар, топор);
Если ты с легкостью произносишь слова со звуком [р], переходи к следующему этапу.
4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах
(Крупный виноград. У Раи розы).
5. Автоматизация звука в стихах.
6. Автоматизация звука в текстах, рассказах.
7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Весь речевой материал ты можешь попросить у логопеда или найти в сети Internet.
Вне зависимости от этапа нужно помнить несколько моментов:
Старайся работать над звуком как можно чаще. Закрепляй новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы. Ты даже можешь работать над звуком по дороге в школу или магазин!
Первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» - это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.
Если тебе трудно:
1. ПРОИЗНЕСТИ СЛОГ:
Не получается соединить в слог два звука. Все время выходит: РРРРР___а.
В момент произношения звука [р] плавно переходи к гласной, опускай язычок. Можешь попробовать и «спеть» этот слог, произноси протяжно: ррррраааа.
В слог добавляются дополнительные звуки, получается: РВА или что-то на подобии РУА.
Посмотри в зеркало: в момент произношения слогов РА, РЫ, твои губы не должны двигаться, смыкаться. Можешь придерживать нижнюю губу пальчиком.
Не получается произнести обратные слоги, звуки будто бы разорваны: а___р.
Произнеси слог протяжно: аааааарррр. В момент произношения гласной, поднимай язычок к бугоркам, переходи к звуку [р].
2. ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО:
Звук «выпадает» из середины слова.
Попробуй разделить слово по слогам. Например, ба-ра-бан. Затем, чтобы получить плавное произношение, попробуй пропеть слово.—бааарааабааан.
Звук в конце слова произносится отдельно: пова___р.
Произнеси слово протяжно: пооооваааррр. В момент произношения гласной, поднимай язычок к бугоркам, переходи к звуку [р].