Занятие для младших школьников «Как преодолеть лень»

0
0
Материал опубликован 14 November 2018

План-конспект открытого занятия для начальной школы

«Как преодолеть лень»

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: стулья, стоящие по кругу, магнитная доска, магниты, карточки «Конструктор чувств», бумажные ободки «Термометр отношений», рисунки детей «Моя лень», цветные карточки-кирпичики.

Методы и техники: психгимнастика, ролевые игры, дискуссия, приём саморегуляции, метода арт-терапии, сказкотерапии.

 
 

комментарии

Цель: развитие произвольности поведения посредством развития внутренней активности

Задачи:

Образовательные:

учить адекватному самовыражению

Развивающие:

развивать эмоциональной чуткости, эмпатийных способностей

развивать социальных и коммуникативных умений и навыков

развивать навык рефлексии эмоциональных состояний

развивать навык самоконтроля

Воспитательные:

воспитывать толерантность

воспитывать стремление к реализации своих способностей

Деление задач по видам весьма условно ввиду особенности занятия, поскольку оно не предполагает проверки знаний умений и навыков в общепринятом виде, степень реализации задач определяется по тому, как ведут себя дети во время занятий, насколько благоприятен эмоциональный фон в группе, а так же по тому, какова компетентность детей в общении, какие из полученных знаний умений и навыков они реализуют в конкретных учебных и жизненных ситуациях

Ход занятия

I Разминка:

«Чем пахнет настроение». Дети сидят на стульях в кругу. По очереди отвечают на вопрос «Чем пахло ваше настроение, когда сегодня утром вы шли в школу?». Выслушиваются все ответы детей.

«Те, кто». Ведущий дает инструкцию к действию и называет какое-либо качество. Те, у кого присутствует названный признак, выполняют инструкцию. ( Подмигните те, кто по математике занимается на «отлично». Зарычите те, кто кого хоть раз наказывали. Оглянитесь те, кто ходит домой из школы без родителей. Топните левой ногой те, кто умеет играть на музыкальным инструменте).

«Принц – на – цыпочках». Цель упражнения - создание в группе атмосферу сосредоточенности и спокойствия. Инструкция: Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумную классную комнату в учебную мастерскую, где царит спокойствие и сосредоточенность. Пусть кто-нибудь из вас начнет игру. Это будет Принц(цесса) – на – цыпочках). Такими неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до чьего носа дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т.е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока вы все в нее не войдете, В этот момент принц – на - цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.

Продолжительность этапа –10-12 минут

II Основное содержание занятия

II.I

Упражнение «Конструктор чувств»

Детям предлагаются фрагменты фотографий, на которых изображены лишь глаза. Предлагается лишь по глазам попытаться определить, какую эмоцию испытывает человек, изображенный на фото. Выслушиваются все мнения. Затем предаются и другие фрагменты лиц. Необходимо из фрагментов сконструировать лица и определить, какие эмоции испытывают дети на фото. Анализируется, насколько точно были определены чувства лишь по глазам.

Упражнение «Термометр отношений»

Четверым участникам на голову надеваются бумажные ободки с написанными установками для остальных участников. Все должны обращаться к человеку именно так, как указано на ободке. Задача «термометра» догадаться, как к нему относятся остальные участники и что написано на ободке ( Уважайте меня, Обижайтесь на меня, Жалейте меня).

Упражнение «Психологический консилиум»

Один участник садится в центр круга и, вообразив, что пришли к психологам на прием с своими проблемами, которые мешают нормальному общению дома или в школе, рассказывают ему об этом. Психологи дают «квалифицированную консультацию». «Клиент» определяет, чья консультация или чей совет ему более по душе.

Продолжительность этапа –10-12 минут

Упражнения знакомы детям, а ситуации и материал- новые.

На этом этап прежде всего решаются задачи развития эмоциональной чуткости.

II.II

Детям загадывается загадка:

Слаще меда, мягче пуха,
«Отдохни!» — все шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить! (Лень)

Дискуссия Действительно, это лень. Мы продолжим обсуждать это коварное маленькое существо, которое, запрыгивая человеку в кармашек, может очень сильно испортить жизнь. Что вы думаете по этому поводу? Что можете сказать про свою лень? Например, когда нам нужно сделать что-либо важное, мы находите кучу других дел, которые нам нужно сделать. Мы думаем, что они важнее, но это иллюзия. А на самом деле важное дело откладываем. Это- недостаточная сила воли и самоконтроль. Для лени присуще состояние «здесь и сейчас». Когда человек не думает о будущем, о завтрашнем дне, а убегает в настоящее и живет только сегодня. И постоянно твердит себе, что завтра начнет новую жизнь, сделает то и то… Но завтра происходит то же, что и сегодня. Как с этим бороться? Лень не может появляться как угодно и где угодно, ей нужна лазейка. Если мы не ели двое суток, то мы не поленимся приготовить себе еду или если экзамен у Вас завтра — вероятнее всего, Вы начнете готовиться. Нужно как можно больше ставить перед собой требований, делать планку выше, и тогда у лени будет меньше шансов найти лазейку. Как можно «обхитрить» лень? Лень — очень заразная штука. Если мы попадаем в компанию, где все ленятся, то высока вероятность, что вы скоро обленитесь. Стоит избегать таких коллективов и общения с «ленивцами».А как стоит поступить? Что можно посоветовать «ленивцам»?

Какие пословицы и поговорки о Лени и борьбе с ней вы знаете?

Дети вспоминают известные им пословицы, можно воспользоваться сборником афоризмов и пословиц.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Будешь лениться - узнаешь голод.

Доплясались, что без дела остались.

И поедим, и спляшем, только пашни не напашем.

Как постелешь, так и поспишь.

Лежа на меже - урожай не ожидай.

Лежа хлеба не добудешь.

Ленивому всегда некогда.

Лентяй горазд на отговорки.

Лентяй за едой здоров, за работой болен.

Лентяй и сидеть устает.

Лентяю вели рукава засучить - он же тебя и начнёт учить.

Лень хуже болезни.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

Лодырь да бездельник - им праздник в понедельник.

Лодырю всегда нездоровится.

От лени - болезнь, от работы - здоровье.

Под лежачий камень вода не течёт.

Руки не протянешь, так с полки не достанешь.

Сене всё бы спать на сене.

Скорый поспех - людям на смех.

Словами туда и сюда, а делами никуда.

Тот ничего не сделал, кто ничего не начал.

Труд кормит, а лень портит.

Тяжело тому, кто от работы бежит.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Прдожительность – 20 минут

Поскольку это не первое занятие по теме, этот этап включает повторение изученного на прошлых занятиях, вспоминаются итоги дискуссии, состоявшейся на прошлом занятии о месте лени в жизни школьника, её причинах и последствиях.

Важно постараться выслушать ответы и мнения всех детей

.

Работа со сказкой. Дети слушают и обсуждают сказку.

О ленивой звёздочке (Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).-М.:Генезис, 2007.-303 с.)


 

В далеком темно-фиолетовом небе жили две звездочки-подружки. Они жили совсем рядышком, в соседних созвездиях. Одна из них была очень старательной и светила ярко-ярко, изо всех сил. Другая звездочка, о которой я и хочу вам рассказать, была сосем другой. Она совсем не старалась ярко светить, была маленькой и тусклой и спала не только днем, но частенько даже и ночью.

- Зачем мне стараться? – говорила она. – Зачем тратить силы? Все звезды одинаковые, к тому же их так много. За меня посветят другие, этого будет достаточно, чтобы на Земле стало чуточку светлее. От меня одной все равно пользы немного. Пойду-ка я лучше посплю. – И Звездочка зевнула и задремала, сложив тонкие бледные лучики.

Вдруг ее разбудил сильный ветер. Она открыла глаза и увидела ослепительное сияние. Присев на облачке, служившем ей постелью, она свесила ножки и огляделась вокруг. По небу летела сияющая комета. Она была огромной и прекрасной. У Звездочки даже дух захватило:

- Ах, как ты красива! Я знаю, ты быстро сгораешь, твое сиянье недолговечно, но я бы все отдала, лишь бы хоть ненадолго стать такой же яркой, как ты.

Комета приостановилась, слушая Звездочку, и ответила:

- Милая Звездочка! У каждого существа Вселенной – свое предназначение. У меня короткая жизнь, и я должна успеть показать все, на что я способна, успеть отдать все свое тепло и свет. Но и ты не теряй время даром! А то можно проспать всю жизнь. Спать и лениться можно и днем. Отдыхай, набирайся сил, чтобы ночью работать.

И тогда ты сможешь стать очень яркой, и кто-нибудь обязательно назовет тебя «своей звездой».

И с этими словами, взмахнув огненным хвостом, комета скрылась из виду, а звездочка так и сидела на облачке, задумчиво клонив головку набок.

«Да, не хотелось бы всю жизнь оставаться такой маленькой и тусклой. Время проходит, и надо успеть многому научиться!» – решила она.

Тем временем наступило утро, на небе появились первые проблески зари. Звезды укладывались спать.

«Что ж, и я высплюсь как следует, зато ночью буду сиять ярче всех,» – решила Звездочка и накрылась облаком.

День прошел, и заходящее солнце подарило Звездочке один из своих золотых лучиков. А с наступлением ночи Звездочка тщательно начистила свои острые кончики и засияла изо всех сил. Ее подружки сначала даже не узнали ее. Она затмила всех! Мама Луна и папа Месяц гордились ею, а в родном Созвездии все ликовали.

На далекой Земле была прекрасная звездная ночь. В парке пахло жасмином. На скамейке сидели влюбленные и смотрели в небо.

- Смотри, какая красивая звезда! – воскликнула девушка.

- Эта звезда твоя! – ответил юноша. – Она будет освещать твою жизнь, как и моя любовь.

Звездочка нечаянно услышала этот разговор и засияла еще ярче. Теперь она точно знала: если очень стараться и не лениться, обязательно добьешься всего, чего хочешь. А что может быть для звезды желанней, чем стать звездой влюбленных!

Обсуждение сказки:

- Почему сначала Звездочка не хотела стараться светить ярче?

- Как вы понимаете слово «у каждого есть свое предназначение?»

- Объясните слово «я должна успеть показать все, на что я способна».

- В чем твердо убедились папа и мама?

- Как вы поняли смысл сказки? (Чему учит нас эта сказка?).

(Чтобы добиться чего-то, нужно обязательно стараться, и тогда все получится).

Сказка сложна для понимания. Она позволяет выйти на обсуждение проблемы предназначения людей. У каждого человека свое предназначение, и он должен его выполнять.

Упражнение «Волшебная стена»

Рассматриваются изображения Лени, сделанные на прошлом занятии. Желающим представляется возможность в 2 предложениях рассказать о своей Лени. И вот мы с ней встретились лицом к лицу. Нас ждет очень необычное и интересное задание. Есть только один способ ее обезоружить: построить высокую и широкую стену из кирпича, чтобы она полностью закрыла лень от нас, а нас — от лени. Дети пишут на цветной бумаге способы борьбы с ленью и доводы, которые могут заставить перестать лениться и «закладывают» ленивую галерею «кирпичиками» побед. Какой основной вывод мы можем сделать? Какие уроки вынести из этого занятия, что взять с собой в свой «жизненный багаж»?

Каждый ребенок, крепит «кирпичик» магнитом» на «ленивую галерею и называют свой способ, написанный на нем.

По возможности выслушиваются мнения всех детей.

II Заключительная часть.

Дети по кругу отвечают на вопрос «Какого цвета ваше настроение сейчас?»

Упражнение позволяет отследить динамику эмоционального состояния детей

Использованная литература:

Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития для детей дошкольного и младшего школьного возраста, -М. Генезис, 2006. – 200 с.

Монина Г.В., Панасюк Е. В.Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником, Спб: Речь. - 200 с.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).-М.:Генезис, 2007.-303 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.