Родительское собрание для родителей дошкольников и младших школьников «Что делать? Ребёнок не слушается»
Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов
на лучшую разработку нестандартного родительского собрания
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ЧТО ДЕЛАТЬ? РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ»
Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 36»
Пояснительная записка
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах выстраивания и поддержания бесконфликтных отношений с ребенком с целью профилактики, коррекции деструктивного поведения у детей.
Задачи:
1. Научить родителей анализировать конфликтные ситуации с целью выбора оптимального пути выхода из них.
2. Сформировать у родителей представление о том, что такое дисциплина и для чего она нужна.
3. Определить условия, необходимые для воспитания у ребенка дисциплины (личный пример, правила).
4. Выработать тактику конструктивного взаимодействия с ребенком с целью профилактики (или коррекции) непослушания.
Целевая аудитория. Родители дошкольников и младших школьников.
Состав группы. Родители одной группы или одного класса.
Наилучшим вариантом является такой, при котором в группу входят только отдельные родители или только супружеские пары. Это позволит проводить корректировку методов работы в соответствии со спецификой группы, что значительно повышает эффективность работы.
Место проведения. Родительское собрание проводится педагогом-психологом в его кабинете, либо в помещении (группа, класс), в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
Предварительная работа. Приглашения для родителей (Приложение 1).
Родители на собрание приглашаются дважды. Первый раз – за две недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в нем. Второй раз – за два – три дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Каждому родителю вручаются именные приглашения.
Оборудование. Проектор, ноутбук. Флипчарт. Фломастеры, ручки, листы бумаги. Атласная лента. Предметная картинка – чемодан (по количеству человек). Видеоролик с мультфильмом «Секреты воспитания» (1960 г.). Презентация «Я в детском саду» или «Я в школе». Бланк регистрации. Раздаточный материал (по количеству человек) к упражнениям «Техника позитивной дисциплины», «Что я требую от ребенка, а сам не выполняю», «Четыре цветовые зоны», Домашнее задание.
Теоретические основы. В основу положена концепция детского развития, разработанная Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным. Использовались теории личностного развития, общения и поведения Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Абрахама Маслоу, Рудольфа Дрейкурса.
Форма работы. Родительское собрание построено в форме групповой консультации с элементами психологического тренинга.
Вопросы поведения очень деликатные. Родители могут бояться осуждения со стороны окружающих, особенно педагогов, что они не воспитывают своего ребенка либо все делают неправильно. Поэтому родительское собрание по данной теме предусматривает работу с позиции равенства его участников. В неформальной обстановке, где психолог и родители больше проявляются как личности, происходит живое общение о «наболевшем».
Самым важным условием в работе является установление доверительных, партнерских отношений между родителями и специалистом. От степени доверия и понимания между ними зависит, насколько семья сможет грамотно свести воедино все те рекомендации, знания, которые она получит в ходе родительского собрания.
Продолжительность родительского собрания составляет приблизительно 1,5 часа.
Актуальность.
В процессе воспитания ребенка каждый родитель рано или поздно сталкивается с проблемой упрямства, неповиновения, неподчинения. Родитель, не справляясь с непослушным ребенком, начинает постоянно испытывать стресс, искать пути выхода из сложившейся ситуации.
Чаще всего родитель обращается к своему личному опыту, который не всегда является положительным и может сводиться к запретам, требованиям, наказаниям. Если выбранная тактика воспитания не помогает, то родители обращаются к многочисленным статьям психологического и педагогического содержания, размещенным в интернете.
Но нехватка умений систематизировать психолого – педагогические знания, аккумулировать их в единую систему воспитания, а также нехватка внутренних ресурсов, чтобы применить эти знания на практике, не позволяет родителям самостоятельно справиться с проблемой. В итоге проблема усугубляется, что может привести к возникновению в будущем поведенческих трудностей у ребенка.
Поэтому стоит цель повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросе выстраивания бесконфликтного общения со своим ребенком.
Ключевым фактором в профилактике деструктивного поведения является дисциплина. Она учит детей ответственности, стимулирует у них формирование самоконтроля, помогает делать осознанный самостоятельный выбор. Чем более эффективно родитель включится в процесс формирования дисциплинированности у ребенка, тем будет меньше возникать острых ситуаций с непослушанием дома, а затем в дошкольном образовательном учреждении, в школе. Это не простая работа, которая требует от родителей терпения, внимания и понимания своего ребенка; знание собственных сильных и слабых сторон в решении дисциплинарных задач.
Практика показывает, что рассмотрение вопроса дисциплины, непослушания нельзя ограничивать лишь предоставлением родителям перечня советов по воспитанию. Необходимо детально разобрать каждый аспект вопроса, дать родителям возможность самостоятельно придти к нужным выводам и найти в себе ресурсы для реализации необходимых шагов на практике.
Принципы работы.
1) Принцип взаимоуважения педагогов и родителей.
2) Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие.
3) Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия.
4) Принцип содеятельности, допускающий совместную деятельность педагогов и родителей в работе с детьми.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
(ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)
«ЧТО ДЕЛАТЬ? РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ»
Упражнение | Ход выполнения | Комментарии к упражнению |
I. Регистрация участников. | ||
Родители записывают Ф.И.О. в бланке регистрации (Приложение 2). Занимают место за столом. Пока все участники собираются на экране демонстрируются фотографии, короткие видеоролики из жизни детей в детском саду (в школе). | ||
II. Знакомство. | ||
«Продолжи предложение» | Каждый участник представляется и кратко рассказывает о себе. Меня зовут … Моего сына (дочь) зовут ... , ему (ей) …. лет. Я пришел на встречу потому, что … | |
III. Обсуждение правил. | ||
| Родителям предлагаются следующие правила: 1. Быть активным. 2. Слушать и слышать каждого. 3. Говорить по очереди. 4. Говорим только от своего имени. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считает, что…», «Некоторые думают…» на суждения «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т.п. 5. Высказываем свои мысли, не забывая при этом об основной теме. | После прочтения правил психолог уточняет, есть ли у родителей дополнения, принимают ли они эти правила. |
IV. Основная часть. | ||
Введение в тему Как часто, можно услышать от родителей «Он совершенно меня не слушает!», «Игрушки не собирает», «Я говорю ему по сто раз одно и то же, а он ноль внимания на меня!», «На замечания не реагирует». Взрослые хотят, чтобы дети всегда с первого раза выполняли их просьбы, требования. Тогда родителям стало бы намного легче: не надо спорить, ругать, наказывать, доказывать. Но так не бывает. Проблема непослушания возникает в каждой семье. В одних семьях эпизоды непослушания единичны и не вызывают у родителей стресса. В других, к сожалению, возникают ежедневно и начинают вызывать тревогу по поводу поведения ребенка. Рано или поздно большинство родителей задается вопросом «Что делать?», когда их ребенок упрямится, сопротивляется или протестует. Сегодня вы найдете ответы на вопросы: Блок 1. «Мой ребенок непослушный?». Блок 2. «Чего я жду от своего ребенка: беспрекословного подчинения или дисциплины?». Блок 3. «Как воспитать дисциплину у ребенка?». | ||
Блок 1. «Мой ребенок непослушный?» | ||
Техника позитивной дисциплины | Родители вспоминают эпизод, где они о чем-то просят ребенка, а он это не выполняет. Затем с помощью Схемы 1 (Приложение 3) анализируют ситуацию, давая ответы на вопросы: 1) Действительно ли ребенок сделал что-то не так? Есть ли здесь действительно проблема, или вы просто устали и вышли из терпения? - Если реальной проблемы нет, освободитесь от стресса вдали от ребенка. - Если есть действительная проблема, перейдите к следующему вопросу. 2) Подумайте, может ли ваш ребенок выполнять то, что вы от него ожидаете? - Если вы нереалистичны в своих ожиданиях, пересмотрите их. - Если ваши ожидания соответствуют реальности, перейдите к следующему вопросу. 3) Знал ли ребенок в момент совершения поступка о том, что он делает что-то не так? - Если ребенок не знал, что делает что-то непозволительное, помогите ему осознать, что вы ожидаете, и как он может это реализовать. Предложите помощь. - Если ребенок знал, что делает то, что нельзя делать, и нарочно пренебрегает разумными ожиданиями, то в этом случае можно говорить о непослушании. Вопросы для обсуждения после ответов на вопросы: - Изменился ли ваш взгляд на поведение ребенка после анализа ситуации? | Каждый ребенок хоть раз не выполнял то, о чем его просят родители. Но поведение одних детей можно отнести к категории трудного. Поведение же других легко корректируется, если родитель проанализирует конфликтную ситуацию. Иногда ребенок попадает в ряды «непослушных» в силу завышенных требований к нему, из-за усталости родителей или просто отсутствия знаний, как ему поступить в данной ситуации. Каждый раз, когда ребенок не реагирует на ваши просьбы, дайте ответ себе на эти вопросы и потом принимайте решение, как действовать. |
Блок 2. «Чего я жду от своего ребенка: беспрекословного подчинения или дисциплины?» | ||
Мозговой штурм «Что такое дисциплина?» | I. Родители отвечают на вопрос: «Что такое, на ваш взгляд, дисциплина?». Каждый по очереди высказывает свою точку зрения. В процессе обсуждения все ответы записываются на флипчатре, психолог дополняет и комментирует ответы участников. II. Обращая внимание на вышеперечисленные суждения, психолог просит родителей отнести их либо к желанию родителя подчинить себе ребенка либо к желанию развить в нем дисциплинированность. Родители разделяют свои высказывания на две группы. III. Родителям необходимо дать ответ на вопросы «Что дает детям дисциплинированность, а что подчинение? Что на перспективу важнее воспитать в ребенке дисциплинированность или способность подчиняться?». | Необходимо развести понятия «беспрекословное подчинение» и «дисциплина». Дисциплина должна способствовать тому, чтобы ребёнок сам учился понимать границы дозволенного и принимать решения, т.е. ребенок знает правило, его важность и необходимость и действует согласно этому правилу. «Беспрекословное подчинение» - когда ребенок делает так, как ему говорят. С возрастом возможности родителей контролировать поведение ребёнка уменьшаются, и он начинает сам решать, что можно, а что нельзя. Поэтому важно, чтобы усвоение норм происходило путем их «включения» в структуру личности. Обсуждайте с ребёнком существующие правила и ограничения; объясняйте, для чего они нужны; хвалите за поведение, которое считаете правильным; соблюдайте правила сами. Не стремитесь сделать ребенка послушным и удобным «здесь и сейчас», а стремитесь воспитать в нем дисциплинированность. |
Блок 3. «Как воспитать дисциплину у ребенка?» | ||
Упражнение «Паровозики» | «Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты — это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой, он — паровоз. Он держит за локти среднего, средний — первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди). Вопросы для обсуждения: - Какие чувства вы испытывали во время упражнения на каждой из позиций? - Какая позиция была самой удобной? - Легко ли было, когда вами руководили? - Легко ли было самому руководить? | У каждого человека есть своя комфортная позиция — вести за собой или быть ведомым. Но! В воспитании дисциплины важна именно руководящая роль взрослого (не подчиняющая). У родителей должны быть правильные ориентиры в воспитании детей – ответственность, самостоятельность, дисциплина. Качества, которые вы хотите заложить в своих детях, должны воспитываться под чутким руководством взрослого, на основе личного примера родителей. |
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР – важная составляющая часть в воспитании дисциплины | ||
Просмотр мультфильма «Секрет воспитания» (1960 г.) | Для иллюстрации значения личного примера в воспитании детей родителям предлагается посмотреть мультфильм «Секреты воспитания» (1960г.). | Родители – это первая и самая важная фигура в жизни ребенка, именно с вас дети берут пример, как им себя вести. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что вы им говорите, но и то, что вы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.
|
Упражнение «Мои сильные стороны» | Каждому родителю предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера ребенку и хотел бы сформировать у своего ребенка. Необходимо нацелить родителей на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной, а не условной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение. Вопросы для обсуждения: - Какие чувства вы испытали, когда говорили о собственных сильных чертах? - Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности ребенка? | Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах ребенка. Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед ребенком, то есть таким, какой ты есть на самом деле. Но для этого необходимо развивать в себе такие качества, которые, являясь неотъемлемыми чертами вашей личности, будут положительно влиять на формирование определенных сторон личности ребенка. |
Упражнение «Что я требую от ребенка, а сам не выполняю» | Родителям предлагается заполнить таблицу 1 (Приложение 4), где названия столбиков не подписаны. - В первом столбике опишите, что вас больше всего беспокоит в поведении ребенка. - Во втором столбике напротив каждой заполненной строки отметьте плюсом, если вы в своем поведении замечали подобные проявления. - В третьем столбике напишите, каким должно быть ваше поведение, чтобы показать ребенку как нужно себя вести. Вопросы для обсуждения: - Какие чувства вы испытали в ходе выполнения упражнения? | Личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения. Будьте образцом для подражания. Ведите себя так, как хотите, чтобы ребенок действовал. Если вы нашли в себе качества, которые вам не нравятся в вашем ребенке, то самое время начать меняться и самому. |
ПРАВИЛА – вторая важная составляющая в воспитании дисциплины | ||
Упражнение «Викторина» | Родители делятся на две команды. Им психолог задает вопросы, на которые нужно ответить. Одно важное условие: ответ засчитывается только, когда он написан на бумаге. Первой команде объясняется это правило, второй – нет. Вопросы можно подобрать исходя из темы недели в детском саду, или связанные с профессиональной деятельностью родителей. Как правило, родители, которым не было изначально названо условие игры, начинают понимать правило в ходе игры – писать ответы. По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться сначала предоставляется участникам второй команды, затем первой команды. Вопросы для обсуждения: - Как вы чувствовали себя при выполнении упражнения? - Ваши ощущения после того как вы узнали важное условие игры? | Сейчас вы сами испытали насколько не комфортно быть в ситуации, когда не знаешь, как нужно действовать. Ребенку нужны правила. Наличие правил снижает эмоциональное напряжение у ребенка. Рассмотрим эти правила. |
Правило № 1. В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). | ||
Обсуждение «Семейные правила» | Вопросы для обсуждения: - Есть ли у вас в семье правила? Назовите их (например, мыть руки перед едой, брать вещи отца только с разрешения и др.). - Проанализируйте, часто ли ребенок проявляет непослушание в этих ситуациях? (не хочет идти мыть руки, берет без спроса вещи). - Озвучьте ситуацию, в которой вас больше всего беспокоит поведение ребенка. - Проанализируйте, есть ли у вас дома правила, ограничения, требования, связанные с этой ситуацией. - Как вы думаете, что надо сделать, чтобы это исправить? | Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Дети чувствуют, что за родительским «нельзя» скрывается забота о них. |
Правило № 2. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Если правила не согласованы, то ребенку невозможно привыкнуть к дисциплине. Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом без ребенка обсудить разногласия и прийти к общему мнению. Важна последовательность в соблюдении правил. Дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, только то, что не поддается расшатыванию. | ||
Правило № 3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. | ||
Упражнение «Запреты» | Один из родителей сыграет роль ребенка, а все остальные будут строгими и запрещающими взрослыми. Запрет будет ограничивать ребенка в действии с помощью атласной ленты. Каждый участник игры должен придумать запрет для ребенка. - Девочка, скажи, как тебя зовут? - Маша. - Ой, Машенька, что ты трогаешь руками? - это трогать нельзя, я завяжу тебе ручки. Машенька не бегай, я завяжу тебе ноги. Не смотри туда, там играют плохие дети, придется тебе завязать глаза, чтобы ты не смотрела. А чего ты кричишь? Не кричи, замолчи! – (завязываем рот). Машенька не слушай - это плохие слова – (завязываем уши). Машенька, ты, наверное, хочешь погулять? Иди, погуляй (при этом завязываем руку ребенка с рукой взрослого). - Дорогие взрослые, посмотрите, что произошло с Машей. Давайте, спросим, как ты себя чувствуешь Машенька, что ты хочешь сделать? Машенька – молчит. Как Машу освободить, расколдовать? Для этого каждому взрослому снимая запрет (развязывая атласную ленту) необходимо переформулировать его в заботу, не ограничивая свободы. (Я развяжу рот и скажу, говори, Машенька, своим красивым, тихим голосом…). Вот мы с вами и расколдовали Машеньку. Вопросы для обсуждения: - Машенька, что ты чувствовала, когда тебе ограничивали свободу. - Что тебе хотелось сделать? - Как ты себя чувствуешь сейчас? - Что ты хочешь сделать в данный момент? - Взрослые, что вы чувствовали, когда завязывали, ограничивали свободу ребенка? - Как вы себя чувствовали, когда увидели связанного ребенка, что хотелось сделать? | Не вводите непосильные для ребенка ограничения. Например, сидеть тихо два часа. Ребенку с этим не справиться, т.к. его естественная потребность – движение и игра. |
Правило № 4. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. | ||
Упражнение «Четыре цветовые зоны» | Родителям необходимо заполнить таблицу 2 (Приложение 5): к каждой зоне подобрать по одному правилу, которое уже есть в их семье или которое стоит завести. Зеленая зона - то, что ребенку разрешается делать по его собственному усмотрению (пример, в какие игрушки играть). Желтая зона - действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Т.е. что ребенок может решать сам, но при соблюдении определенных правил. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Оранжевая зона - действия ребенка, которые, в общем, не приветствуются, но в силу особых обстоятельств сейчас допускаются. Красная зона - действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. | Правила, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов «можно» и «нельзя». Найти золотую середину вам поможет образ четырех цветовых зон поведения ребенка. |
Правило № 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения». Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится властным тоном, то становится трудным вдвойне. Не отвечайте ребенку на вопрос «Почему нельзя?» «Потому что я так сказала», «Нельзя, и все!». Объяснение должно быть коротким. Если ребенок снова спрашивает «Почему?», то это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть свое желание. | ||
V. Рефлексия | ||
Упражнение «Багаж знаний» | Каждому участнику раздается лист бумаги с изображением чемодана (Приложение 6), где необходимо записать, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений, навыков. Затем родители это озвучивают. | |
VI. Домашнее задание (Приложение 7) | ||
1. Постарайтесь анализировать каждую острую ситуацию, возникающую в ваших отношениях с ребенком по схеме 1. 2. Понаблюдайте за своими взаимоотношениями с ребенком в течение недели и проанализируйте их. - Как часто возникают ситуации, в которых вы требуете от ребенка бесприкословного подчинения вам? - Требования зависят от вашего настроения? 3. При заполнении таблицы из упражнения «Что я требую от ребенка, а сам не выполняю», вы выделили наиболее беспокоящие вас моменты в поведении ребенка. В течение двух недель постарайтесь своим примером показать ребенку, как нужно себя вести. 4. Составьте совместно (оба родителя) список правил и распределите их на четыре зоны. 5. Согласуйте правила со всеми членами семьи, которые принимают участие в воспитании ребенка (бабушки, дедушки, тёти). 6. Вводите правила постепенно. Предварительно объяснив ребенку о наличии данного правила в семье, его необходимости. Например, «Ты у нас уже большой и самостоятельный. Теперь на прогулку ты будешь одеваться сам. Мы тебе, всегда поможем, если у тебя что-то не будет получаться». 7. Старайтесь разъяснять ребенку, а не приказывать. Родители могут придти к психологу на индивидуальную консультацию, если у них возникнут трудности или вопросы при выполнении домашнего задания. |
Библиографический список:
1. Алексеева Е.Е., Дмитриева Т.В. Типы взаимодействия современных родителей с детьми дошкольного возраста // Процессы модернизации отечественного образования: Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2007.
2. Варшал А.В., Слободская Е.Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей / Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т.24. № 1 (90). С. 80 – 96.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
4. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. Рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позициипо отношению к детям // Школьный психолог. - № 22, 2003.
5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
Приложение 1
Уважаемые
Наталья Александровна и Виктор Сергеевич!
Приглашаем вас на родительское собрание,
которое состоится 1 октября в 17.30.
Тема: «Что делать? Ребенок не слушается»
В ходе встречи мы ответим на вопросы:
1.Мой ребенок непослушный?
2. Чего я жду от своего ребенка: беспрекословного подчинения или дисциплины?
3. Как воспитать дисциплину у ребенка?
Приложение 2
БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ
Родительское собрание. Тема: «Что делать? Ребенок не слушается»
Дата «____» ________________ 20___ г.
№ п/п | Ф.И.О. родителя | Подпись |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
6. | | |
7. | | |
8. | | |
9. | | |
10. | | |
Приложение 3
Схема 1. Техника позитивной дисциплины
Техника позитивной дисциплиныDOCX / 16.96 Кб
Приложение 4
Таблица 1. Что я требую от ребенка, а сам не выполняю
| | |
| | |
| | |
| | |
Приложение 5
Таблица 2. Четыре цветовые зоны
Зона | Правила |
То, что ребенку разрешается делать по его собственному усмотрению (пример, в какие игрушки играть). | |
Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Т.е. ребенок может решать сам, но при соблюдении определенных правил. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. | |
Действия ребенка, которые в общем не приветствуются, но в силу особых обстоятельств сейчас допускаются. | |
Действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. | |
Приложение 6
Упражнение «Багаж знаний»
Лицевая сторона
Обратная сторона
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
______________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
______________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
______________________________________________
Приложение 7
Домашнее задание
1. Постарайтесь анализировать каждую острую ситуацию, возникающую в ваших отношениях с ребенком по схеме 1.
2. Понаблюдайте за своими взаимоотношениями с ребенком в течение недели и проанализируйте их:
- Как часто возникают ситуации, в которых вы требуете от ребенка бесприкословного подчинения вам?
- Требования зависят от вашего настроения?
3. При заполнении таблицы 1 из упражнения «Что я требую от ребенка, а сам не выполняю», вы выделили наиболее беспокоящие вас моменты в поведении ребенка. Постарайтесь своим примером показать ребенку, как нужно себя вести.
4. Составьте совместно (оба родителя) список правил и распределите их на четыре зоны (таблица 2).
5. Согласуйте правила со всеми членами семьи, которые принимают участие в воспитании ребенка (бабушки, дедушки, тёти).
6. Вводите правила постепенно. Предварительно объяснив ребенку о наличии данного правила в семье, его необходимости. Например, «Ты у нас уже большой и самостоятельный. Теперь на прогулку ты будешь одеваться сам. Мы тебе, всегда поможем, если у тебя что-то не будет получаться».
7. Старайтесь разъяснять ребенку, а не приказывать.
Если возникнут трудности или вопросы при выполнении домашнего задания, вы можете придти на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу.
Часы приема:
Понедельник 17.00 – 18.30