Буклет для родителей «Предупреждение нарушений слоговой структуры у детей»

5
0
Материал опубликован 23 October 2019 в группе

Рекомендации родителям.

Предупреждение нарушений слоговой структуры слова у детей.

t1571840495aa.jpg

Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической, лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания. У детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом. Если в 3 года нарушения слоговой структуры не уходят, необходимо обратиться к логопеду.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава слова могут быть деформированы за счет:

Нарушения количества слогов (элизия-сокращение (пропуск) слогов: моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава).

Нарушения последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот).

Искажения структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон).

Антиципаций (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан).

Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове:пананама-панама).

Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница).

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова.

Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление, так называемых, вторичных психических наслоений.

В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребенка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:

t1571840495ab.jpg

«Для развития слуховой памяти»: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».

«Для развития слухового внимания»

«Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал?@

«Работа над ритмом и темпом».

(сначала над простым, затем над сложным).

Детям предлагают различные способы воспро-

изведения ритма: отхлопывание, отстукивание

мячом об пол, использование музыкальных

инструментов-барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты». Берется музыкальный инструмент и задается ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью ударов ладонью по столу или хлопков.

«Передавай привет». Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном темпе.

«Упражнения на развитие координации рук»: «Пальчиковые игры», «Делай как я» (воспроизведение серий движений руками-ногами), «Движения животных» (ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера-мишка вперевалку, зайчик-быстро с подскоками).

«Графические упражнения»: «Продолжи строчку», «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее?», «Собери бусы»

t1571840495ac.jpgt1571840495ad.jpg
 

 

t1571840495ae.jpgt1571840495af.jpg
 


 

«Артикуляционная гимнастика»

«Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений»: начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний. (на примере сказок –«Репка», «Теремок».

«Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова»: «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать на него слово-вагончик); «Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог).

«Игры, направленные на формирование чувства рифмы»: «Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов); «Подбери рифму» (ложка-кошка, танки-санки).


 

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!


 

Литература


 

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПБ, 2000.


 

2. Виноградова Е. В. "Что такое нарушения слоговой структуры?" Самара, 2013.


 

3. Левина Р. Е. Нарушения слоговой структуры// Специальная школа, 1959. В. 4.


 

4. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией//Школа для детей с ТНР-М, 1961.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.