Формирование слоговой структуры слова у дошкольников. Консультация для воспитателей

2
0
Материал опубликован 31 October 2021

Формирование слоговой структуры слова

у дошкольников

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития харак­теризуется трудностями в произношении слов сложного слого­вого состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обсле­довании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонема­тическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нару­шений широко варьируется: от незначительных трудностей про­изношения слов сложной слоговой структуры в условиях спон­танной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опо­рой на наглядность. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. 
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.
1. Нарушения количества слогов (элизия и итерация):
а) 
Элизия – сокращение (пропуск слогов): «моток» (молоток). Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться
слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница),
слово может не договариваться до конца («капу» - капуста).

б) Итерации - увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава), («дирижабил» - дирижабль).
2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов):
а) перестановка слогов в слове («деворе» - дерево, «моколо» - молоко);
б) перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные
искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то
время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных, вставка гласных в слог)

а) сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» - стул).
б) вставка согласных звуков в слог («лимонт» - лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан).
5. Персеверации 
(от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове, циклический повтор («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения
слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – 
соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник и хлебница).

Этапы формирования слоговой структуры слова

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:
1г.3мес.-lг.8мес.   ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога:  га-га, ту-ту;
1г.8мес.-1г.10мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-слож­ных словах
часто опускается один из слогов: 
мако (молоко), дево (дерево);
1г.10мес.-2г.1мес. в 3-сложных словах иногда все еще опус­кается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
2г.1мес.-2г.3мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2г.3мес.-3г. слоговая структура нарушается редко, глав­ным образом в малознакомых словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, при­обретают ярко выраженный, стойкий характер.

Этапы работы над слоговой структурой слова


Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной
обработке информации. 
Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе с дошкольниками по преодолению нарушений слоговой структуры слова можно выделить 2 этапа:

- подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
- коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.











Игры и упражнения направленные на коррекцию слоговой структуры слова.


Подготовительный этап.


I. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

- «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).

- «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).

- «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

- «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)

- «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»). 

- «Найди клад» (ориентировка по схемам). 

- «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

- «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)

- «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).

- «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

1. Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

- «Делай как я». Взрослый выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели -встали, сели - встали, … 2) Руки в стороны-на пояс, в стороны - на пояс, …3) Нога вперед -назад - в сторону, вперед – назад - в сторону.

- «Умелые ручки». Чередование различных поз: 1) Кулачки-ладошки, … 2) Колечки – ушки - рожки, … 3) Пальчики здороваются.

- Артикуляционные упражнения. Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» - «Хоботок» - «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» - «Иголочка».

2. Развитие чувства темпа

- «Мышка и кошка». Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

- «Кулачки —  ладошки». Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук - стук, стук - стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук – стук - стук, стук – стук - стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп - хлоп 
- хлоп, хлоп хлоп - хлоп.

3. Формирование чувства ритма

- «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок - большая туча -громкий хлопок, маленькая тучка - тихий). 

- Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета - например, красный - желтый - красный - желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» - большая капля - длинный хлопок, маленькая капелька - короткий). 

- Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки». У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук - тук - тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / .


Коррекционный этап


Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

- уровень гласных звуков;

- уровень слогов;

- уровень слов;

- уровень коротких предложений;

- уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.



Работа над гласными

- Произнесение ряда из двух, трех и более звуков: в сопровождении символов («Человечки - звуки»), затем без зрительной опоры.

- Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же - с опорой на наглядность и без нее - на слух). 

- Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.

- «Музыкальный мяч». Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

- Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.

- Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.

- Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

2. Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

- с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» - имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);

- с общим гласным (ка – та – ма – ва);

- обратные слоги. Взрослый предлагает сказать «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано;

- закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

- прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости - глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);

- слоги со стечением.

3. Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

- Слоговые дорожки (на дорожках следы - в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).

- Слоговые линейки.

- Слоговые домики

1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме - 3 дома с разным количеством этажей - ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом.

2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак - 1 слог, петух - 2, лягушка - 3 слога.

- «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов). 

- «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов) 

- «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ) 




- «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).

- «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

4. Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

- «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).

- «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка).

- Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.