Буклет "Грамматический разбор"
Буклет "Грамматический разбор"DOCX / 281.09 Кб
/data/files/v1716807836.docx (Буклет "Грамматический разбор")Пояснительная записка
Буклет «Грамматический разбор».
Предмет – русский язык
Тема: виды грамматического разбора в начальной школе.
Классы: 3-4
Цель: совершенствование навыков выполнения грамматического разбора в начальной школе.
Задачи: 1)совершенствование выполнения звуко-буквенного анализа слов; 2)разбора слов по составу; 3)выполнение разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола как части речи; 4)синтаксического разбора предложения.
Содержание буклета. Буклет составлен с использованием методики опорных сигналов и конспектов В.Ф. Шаталова. В данном буклете представлены виды грамматического разбора для учащихся начальной школы. Фонетический разбор. Представлен порядок фонетического разбора, опорная схема характеристики звуков, памятка по гласным и согласным буквам, приведены примеры разбора слов: с парной согласной, с безударной гласной, с непроизносимой согласной, с йотированными гласными. Разбор по составу. Приведён порядок разбора слов по составу, с краткими рекомендациями, как определить ту или иную часть слова. Морфологический разбор. Приведён алгоритм разбора слова как части речи. Даны примеры разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола, жирным шрифтом выделены особые указания для отдельных признаков. Синтаксический разбор. Дана памятка для разбора предложения, с примерами, в том числе и предложения с однородными членами. Заканчивают буклет пословицы о важности учения, что является мотивационным моментом.
Рекомендуемый тип занятия: данный буклет можно использовать на уроках, при подготовке домашних заданий, подготовке к контрольным работам, к ВПР. Он является хорошим подспорьем для слабоуспевающих ребят. Моё мнение следующее: «Чем чаще ребёнок смотрит на схему, алгоритм, тем лучше его запомнит. Лучше выполнить разбор, опираясь на схему, чем писать, что на ум придёт».
Требуемые знания и умения для работы с буклетом. Фонетический разбор. Учащиеся должны уметь писать транскрипцию слова, давать характеристику звукам, уметь определять у гласных: ударность, безударность, у согласных: звонкость-глухость, твёрдость-мягкость, знать какие буквы не обозначают звуков, в каких случаях гласные я, е, ё, ю обозначают по два звука. Разбор по составу. Дети должны знать части слова, уметь их определять. Морфологический разбор. Учащиеся должны уметь различать части речи, определять постоянные и непостоянные признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов. Синтаксический разбор. Учащиеся должны уметь различать предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное, невосклицательное), по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое); уметь определять главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, составлять схему предложения.
Ожидаемые результаты. Учащиеся, выпускники начальной школы, овладеют прочными навыками выполнения различных видов грамматического разбора: фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического.
Используемые источники при составлении буклета
Учебники русского языка для 3, 4 классов. Т.Г. Рамзаева, Москва, «Дрофа». 2023-2024 гг.
Авторская схема-опора «Характеристика звука»
Схема разбора слова по составу из открытых источников Интернета
Авторские схемы-примеры разбора предложения, выполненные в программе Paint
Картинка для оформления обложки из открытых источников Интернета
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fprezentacii.org%2Fupload%2Fcloud%2F19%2F03%2F133453%2Fimages%2Fscreen1.jpg&lr=20239&p=3&pos=22&rpt=simage&text=картинки%20для%20презентаций%20по%20русскому%20языку%20в%20начальной%20школе
СОДЕРЖАНИЕ БУКЛЕТА
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
МКОУ СОШ №1 с. Дивное
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью»
(А.И. Куприн)
Памятки по русскому языку
для учащихся начальных классов
2024 год
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР(¹)
Порядок фонетического разбора
1.Запиши слово, поставь ударение. Запиши транскрипцию слова.
2. Запиши, сколько в слове слогов, какой слог ударный.
3. Запиши в столбик буквы этого слова.
4. Произнеси звуки по порядку. Давай по схеме характеристику звукам.
5. Посчитай, сколько в слове букв и звуков.
ПОМНИ!
Гласные: а о у ы э – обозначают твёрдость согласных звуков
я ё ю и е – обозначают мягкость согласных звуков
Буквы: я ё ю е - обозначают 2 звука, когда стоят вначале слова, после гласных или после разделительных Ъ и Ь
Согласные:
парные - б в г д ж з – звонкие
п ф к т ш с - глухие
непарные - л м н р й - звонкие
х ц ч щ - глухие Всегда мягкие - ч щ й
Всегда твёрдые - ж ш ц
Ь и Ъ – звуков не обозначают!
Образец разбора:
1)моро′з – [марос] – 2 слога, 2 уд.
м – [м] – согл.; зв., непарн.; тв., парн.
о – [а] – гл.; безуд.
р – [р] – согл.; зв., непарн.; тв., парн.
о – [о] – гл.; уд.
з – [с] – согл.; глух., парн.; тв., парн.
5 б. – 5 зв.
2)бе′лая – [б’элай’а] – 3 слога, 1 уд.
б – [б’] – согл.; зв., парн.; мягк., парн.
е – [э] – гл.; уд.
л – [л] – согл.; зв., непарн.; тв., парн.
а – [а] – гл.; безуд.
я – [й’] – согл.; зв., непарн.; мягк., непарн.
[а] – гл.; безуд.
5 б. – 6 зв.
3)се′рдце – [с’эрцэ] – 2 слога, 1 уд.
с – [с’] – согл.; глух., парн.; мягк., парн.
е – [э] – гл.; уд.
р – [р] – согл.; зв., непарн.; тв., парн.
д – [-]
ц – [ц] – согл.; глух., непарн.; тв., непарн.
е – [э] – гл.; безуд.
6 б. - 5 зв.
4)коньки′ – [кан’к’и] – 2 слога, 2 уд.
к – [к] – согл.; глух., парн.; тв., парн.
о – [а] – гл.; безуд.
н – [н’] – согл.; зв., непарн.; мягк., парн.
ь – [-]
к – [к’] – согл.; глух., парн.; мягк., парн.
и – [и] – гл.; уд.
6 б. – 5 зв.
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ(²)
Порядок разбора слов по составу
1 )Окончание ( ). (Для этого измени слово, например, поездка - поездки)
2)Основа – без окончания ( ) - поездка.
3 )Корень ( ). (Подбери однокоренные слова: поездка, ездить, переезд)
4)Приставка (). (Подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой: выезд, отъезд, поездка)
5)Суффикс (. (Он после корня) - поездка
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(³)
Алгоритм морфологического разбора
Записываем слово, ставим вопрос
1) начальная форма;
2) часть речи;
3) постоянные признаки;
4) непостоянные признаки;
5) роль в предложении.
Разбор имени существительного.
Записываем слово, ставим вопрос.
1) начальная форма – И.п., ед. ч. (кто? что?);
2) часть речи;
3) постоянные признаки: одушевлённость; собственное или нарицательное; род; склонение;
4) непостоянные признаки: число, падеж;
5) роль в предложении.
Образец разбора:
Брезжит свет на заводи ночные.
(На) заводи – брезжит (на что?)
1) н.ф. – заводь;
2) сущ.;
3) неодуш.; нариц.; ж.р.; 3 скл.;
4) мн. ч.; В. п.;
5) втор. чл. предл.: дополн.
Разбор имени прилагательного.
Записываем слово, ставим вопрос.
1) начальная форма – И.п., ед. ч., м. р. (какой?);
2) часть речи;
3) непостоянные признаки: число, род в ед. ч., падеж;
4) роль в предложении.
Образец разбора:
Брезжит свет на заводи ночные.
(На) ночные (заводи) – (на какие?)
1) н.ф. – ночной;
2) прил.;
3) мн. ч.; В. п.;
4) втор. чл. предл.: опред.
Имя прилагательное стоит в таком же числе, роде и падеже, что и имя существительное с которым оно связано. У прилагательных во множественном числе РОД не определяется!
Разбор глагола.
Записываем слово, ставим вопрос.
1) неопределённая форма – (что делать?), (что сделать?);
2) часть речи;
3) постоянные признаки: вид; спряжение;
4) непостоянные признаки: время; лицо (у прошедшего времени не определяется); число; род в ед.ч. прошедшего времени;
5) роль в предложении.
Образец разбора:
Брезжит свет на заводи ночные.
Брезжит – (что делает?)
1) н.ф. – брезжить;
2) гл.;
3) несов. вид;II спр.;
4) наст. вр.; 3 л.; ед. ч.;
5) гл. чл. предл.: сказ.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР(4)
Памятка для разбора предложения
1)Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос (кто? или что?). Подчеркни подлежащее одной чертой. Сверху укажи часть речи.
2) Поставь от подлежащего вопрос что делать? (или другие вопросы, обозначающие действия). Это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами. Сверху укажи часть речи.
3)Задавай вопросы к остальным словам и определи член предложения. Правильно подчеркни, укажи части речи.
4)В скобках укажи характеристику предложения по плану:
1)вид предложения по цели высказывания ( повеств., вопросит., побудит.);
2)вид предложения по интонации (восклиц., невосклиц.)
3)вид предложения по наличию второстепенных членов (распростран., нераспростран.)
5. Начерти схему предложения.
Образец разбора:
Разбор предложения с однородными членами предложения.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но.
Перед союзами а, но между однородными членами предложения всегда ставится запятая. . Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом и.
Образец разбора:
Народная мудрость
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Ученье – путь к умению.
Мудрым никто не родился, а научился.
Повторенье – мать ученья.
Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.
УСПЕХОВ В УЧЁБЕ, РЕБЯТА!
356720 Ставропольский край, Апанасенковский район,
с. Дивное, ул. Кашубы, 4 т. (86555)5-16-43
http:// www.divsch1.ru; e-mail:school1ap@yandex
Составитель: учитель начальных классов Крячко С.Н.
Богданова Ольга Николаевна
Крячко Светлана Николаевна