Буклет «Правила выбора профессии для учащихся» (4–9 класс)
МАУДО «ЦДТ «Радуга»
Гайского городского округа Оренбургской области
«Правила выбора профессии
для учащихся»
Автор: педагог-психолог Гринева И.Ф.
2019г.
Дорогой друг!
Чтобы сделать правильный выбор профессии, необходимо знать следующие правила:
1) Далеко не всегда профиль любимого школьного предмета подходит как профессия. Часто отношение к предмету зависит от взаимоотношений с учителем.
2) Не разумно выбирать профессию своего кумира, идеала, любимого героя. (Это - его удачно выбранная профессия, а не твоя. Если сможешь так же удачно сделать свой выбор, то, может быть, тоже станешь чьим-то кумиром.)
3) Нельзя выбирать профессию «за компанию» (даже если люди давно и крепко дружат, им не обязательно подойдут одинаковые профессии).
4) Выбирая профессию, надо иметь достаточно информации о мире профессий (какие существуют, какие требования предъявляют к человеку, чем занимаются, с кем (или чем) работают, в каких условиях, сколько получают, насколько востребованы и т.п.)
5) Родители не всегда знают мир современных профессий лучше, чем их дети. Неверно с их стороны настаивать на профессии, продолжающей династию, или о которой мечтали сами (смотри правила 2, 4, 6, 7).
6) Хорошее знание самого себя (особенности здоровья, личностные особенности, потребности, способности и т.п.) - одно из основных условий удачного выбора профессии.
7) Удачным выбор профессии называется в том случае, если личностные особенности человека и его состояние здоровья отвечают требованиям, которые предъявляет профессия к кандидату.
Профессиограмма - это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда.
Профессиограмма - это информационный источник, необходимый для ознакомления с профессией.
«Выбор профессии – это «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». Е.А. Климов
Профессиограмма включает:
общие сведения о профессии;
характеристику процесса труда;
психологические требования профессии к человеку;
медицинские противопоказания;
требования к профессиональной подготовке;
родственные профессии (специальности);
пути получения профессии.
Информация о последовательности выбора:
1 шаг - хорошо узнать себя. Определить предрасположенность свою к определённому типу и классу профессий.
2 шаг - определиться с перечнем профессий, соответствующих вашим способностям и интересам.
3 шаг - подробно изучить профессиограммы профессий из списка, которые составили в шаге 2.
4 шаг - оценить соответствие состояния своего здоровья с заболеваниями, противопоказанными для интересующих профессий (отсеять те, которые не подходят).
5 шаг - оценить соответствие своих личностных особенностей с требованиями, которые интересующие профессии предъявляют к кандидатам (отсеять не соответствующие).
6 шаг - на практике познакомиться с профессией (поговорить с представителями профессии, сходить на экскурсии, походить на кружки, элективные курсы, провести профессиональные пробы, поработать летом по выбранному профилю и т.п.).
7 шаг – остановить свой выбор на 2-3 профессиях (хорошо иметь запасной вариант).
Далее можно выяснить:
- какому профилю обучения в старших классах соответствуют выбранные варианты профессий,
- в каких школах по таким профилям обучают.
Дорогой друг, помни!
Знание правил выбора профессии
и последовательности действий –
это теоретическая основа
удачного выбора профессии
для каждого человека!