Буклет: "Советы логопеда родителям будущих первоклассников"





Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения), а значит, и в усвоении многого словесного учебного материала.
Вот несколько рекомендаций по развитию речевых навыков ребенка:
1. Развитие речевого дыхания:
Выполняйте с дошкольником упражнения на дыхание: дуть в трубочку, надувать шарики, дуть на перышко, чтобы оно не упало.
2. Артикуляционная гимнастика:
Выполняйте упражнения для тренировки губ, языка и челюсти. Например, «улыбаемся», «вытягиваем язык» и т.д.
3. Словарный запас и грамматический строй речи:
Читайте книги вместе с ребёнком, обсуждайте прочитанное. Задавайте вопросы о сюжете и персонажах.
Играйте в игры на развитие словарного запаса, например, «Что на букву…?».
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Развитие фонематического слуха:
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
Играйте в игры, где нужно различать звуки: «Угадай звук», «Собери слово из звуков».
Используйте карточки с изображениями предметов и просите ребёнка назвать их, выделяя первый звук.
5. Звукопроизношение:
Ребенок к шести-семи годам должен четко произносить все звуки. Если ребёнок неправильно произносит какие-то звуки, аккуратно корректируйте его.
6. Коммуникативные навыки:
Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.
Поощряйте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Участвуйте в групповых играх и мероприятиях.
Учите его слушать других и задавать вопросы.
7. Игры на развитие внимания и памяти:
Играйте в настольные игры, которые требуют концентрации и запоминания (например, «Мемори»).
Используйте карточки с изображениями и задавайте вопросы о них.
8. Творческие занятия:
Рисуйте, лепите, занимайтесь аппликацией. Обсуждайте процесс создания: что вы делаете, какие цвета используете.
9. Состояние связной речи:
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.
Учите ребёнка рассказывать о событиях в правильной последовательности: «Сначала… потом… в конце…».
10. Поддерживайте позитивный настрой:
Хвалите ребёнка за успехи и проявляйте терпение в процессе обучения. Важно создать комфортную атмосферу для развития.
Эти советы помогут подготовить ребёнка к школе и развить его речевые навыки. Главное — делать это в игровой форме и с удовольствием!
Полянская Оксана Николаевна