Советы логопеда родителям будующих первоклассников
Упражнения для развития связной речи. Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …); Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза); Подбирать действия к предмету и наоборот; Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения… Назвать слова с определённым слогом, звуком; Составлять словосочетания и предложения с заданными словами; «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.); «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…); «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку.) | «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку); «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»); Переделать известную сказку; Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова); Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.; Придумать продолжение сказки; «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить); Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.). |
Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Составила учитель-логопед Михайлова Наталья Александровна МБОУ СОШ№34 г.Владимира |
Особенности речевого развития детей 6-7 лет. Правильно произносят все звуки родного языка; Производят простейший звуковой анализ слов; Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов); Грамматически правильно строят фразу; Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам; Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль); Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения. | Предпосылки для успешного овладения грамотой. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация). Психическое и физическое здоровье. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту. 3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте узнать: «А понятен ли тебе мой ответ?» 4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Исправляя неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, не смейтесь, а тактично поправляйте то или иное слово. | 5. Полноценное речевое окружение. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова непременно объясняйте. 6. Нормальное развитие двигательной сферы. Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнить), игры с мелкими предметами (мозайка). 7. Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед). |