Буклеты учителя-логопеда для родителей.
Самые главные помощники
для логопеда – заботливые и внимательные
родители и педагоги.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
«Для чего нужна
артикуляционная
гимнастика»
(Рекомендации для
родителей)
Подготовила учитель-логопед
МКОУ «Киреевский центр образования № 2»
Нефедова Ю.Е.
2024г.
Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем: и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут.
2.Каждое упражнение выполнять по 5 – 7 раз.
3.Статические упражнения выполняются по счету от 5 до 10 – 15 (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5.Лучше всего, если все упражнения проводятся перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
6.Взрослый показывает выполнение упражнения.
7.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики!
Желаю успехов!
1."Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2."Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3."Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед. 4."Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 5."Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Упражнения для языка 1.«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 2.«Чашечка» - Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 3.«Иголочка» - Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 4.«Горка» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 5.«Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 6.«Качели» - Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 7.«Почистить зубы» - Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 8.«Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.