Буклет-помогайка для учащихся начальной школы "Как решить уравнение?"

11
4
Материал опубликован 2 November в группе
e1730546351.jpg
1 сторона

/data/files/e1730546351.jpg (843x598)


Буклет "Как решить уравнение?"DOCX / 507.44 Кб
k1730546405.jpg
2 сторона

/data/files/k1730546405.jpg (843x594)Пояснительная записка

Буклет-помогайка для учащихся начальной школы

«Как решить уравнение?»

В своей педагогической практике я широко применяю методику опорных сигналов и конспектов. Автор этой методики советский педагог-новатор В.Ф. Шаталов. Уникальность его методики заключается в том, что каждый учитель может подойти творчески к созданию таких опор, включая в деятельность своих учеников, что помогает осуществлять системно-деятельностный подход в образовании, который лежит в основе ФГОС НОО. Созданные схемы, алгоритмы, диаграммы, таблицы помогают даже слабоуспевающему ученику пошагово выполнять задания. Одним из принципов методики В.Ф. Шаталова – сверхмногократное повторение, что особенно актуально в настоящее время, так как у современных детей, в связи с большим потоком информации, преобладает кратковременная память.

Большие затруднения у учащихся вызывают решения уравнений, поэтому очень важно научить в начальной школе правильно решать уравнения. Данная проблема побудила меня создать буклет-помощник при решении уравнений. Буклет предназначен для учащихся начальной школы. Данный раздаточный материал поможет учащимся прочно запомнить названия компонентов и их взаимосвязи, а также решать уравнения.


Цель:

создание раздаточного материала, в виде предметного буклета, в помощь учащимся начальных классов для формирования умения решать уравнения

Задачи:

1)составить алгоритм решения простого уравнения, привлекая учащихся;

2)подобрать иллюстративный материал;

3)оформить буклет

Образовательные задачи:

1)закрепить знание компонентов арифметических действий и их взаимосвязи;

2)сформировать у учащихся умение решать простые уравнения;

3)подготовить учащихся к решению составных уравнений


Предмет

Математика

Тема

Как решить уравнение?

Класс

1-4

Рекомендации по использованию буклета.


Сам буклет – это конечный учебный ресурс для выпускника начальной школы. Использовать его можно блоками: сначала при решении уравнений на сложение и вычитание, так как эти действия изучаются раньше, затем при решении уравнений на умножение и деление.

Часть материала буклета, решение уравнений на сложение и вычитание, распечатываю, делаем двусторонние карточки. Я рекомендую родителям наклеить на картон и закатать скотчем. Этими карточками пользуемся на уроках и дома. Пример карточки: приклеиваются на картон с двух сторон, покрываются скотчем.

t1730546236aa.png

Тоже самое, делаем и с умножением и делением.

Иллюстративный материал позволяет учитывать возрастные особенности учащихся начальных классов. Числа выделены разными цветами, в соответствии с названиями компонентов, что помогает детям воспроизвести правила, по нахождению нужного компонента. В кабинете у меня висят демонстрационные таблицы, выполненные по моему эскизу. Пример таблицы:

t1730546236ab.png


Рекомендуемый тип занятия

Во время уроков, при выполнении домашних заданий.

Требуемые знания и умения учащихся

Знание компонентов арифметических действий и их взаимосвязи.

Ожидаемые результаты

У учащихся: 1)формируются познавательные УУД: умение работать по алгоритму, находить способы решения поставленной задачи, пользоваться источниками информации (буклет);

2)учащиеся научатся решать простые уравнения;

3)получат возможность научиться составные уравнения.

Источники, используемые при составлении буклета.

Структура буклета создана по собственному замыслу.

Формулировки правил, нахождение компонентов, взяты из учебников математики М.И. Моро.

Алгоритмы решения уравнений составлен на основе методических рекомендаций и собственного опыта, приобретённого ещё в школе.

Иллюстративный материал взят из открытых источников интернета.


Надеюсь, мой опыт будет особенно полезен молодым педагогам.


Содержание буклета

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» с. Дивное




t1730546236ac.gif


t1730546236ad.png

«Знание – это настоящее сокровище, а умение учиться – золотой ключ к нему» (народная мудрость)


В помощь ученику начальной школы

2024 год

Алгоритм решения уравнения

Читаем уравнение.

Определяем названия компонентов.

Выделяем неизвестный компонент.

Вспоминаем правило, как найти неизвестный компонент.

Находим неизвестный компонент.

Пишем проверку. Для этого переписываем верхнюю строку, вместо неизвестного компонента ставим найденное значение. В следующей строке: под «равно» ставим «равно», правую часть переписываем, слева нужно посчитать, сравнить результаты.


СЛОЖЕНИЕ

t1730546236ae.png

3 + 2 = 5

3 слагаемое

2слагаемое

5сумма (3 + 2)

Запомни!

3 + 2 = 5

53 = 2

52 = 3

Как найти неизвестное слагаемое?

Если из суммы вычесть одно слагаемое , то получится другое слагаемое.

Решаем уравнения

х + 2 = 5 3 + х = 5

х = 5 – 2 х = 5 – 3

х = 3 х = 2____

3 + 2 = 5 3 + 2 = 5

5 = 5 5 = 5


ВЫЧИТАНИЕ

t1730546236af.png

41 = 3

4уменьшаемое

1вычитаемое

3разность (41)

Запомни!

4 1 = 3

3 + 1 = 4

43 = 1

Как найти неизвестное уменьшаемое?

Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое.

Как найти неизвестное вычитаемое?

Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.

Решаем уравнения

х – 1 = 3 4 – х = 3

х = 3 + 1 х = 4 – 3

х = 4 х = 1

4 – 1 = 3 4 – 1 = 3

3 = 3 3 = 3


УМНОЖЕНИЕ

t1730546236ag.png

24 = 8

2множитель

4множитель

8произведение (24)

Запомни!

2 4 = 8

8 : 2 = 4

8 : 4 = 2

Как найти неизвестный множитель?

Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.

Решаем уравнения

х • 4 = 8 2 • х = 8

х = 8 : 4 х = 8 : 2

х = 2 х = 4

2 • 4 = 8 2 • 4 = 8

8 = 8 8 = 8

ДЕЛЕНИЕ

t1730546236ah.png

6 : 3 = 2

6делимое

3делитель

2 частное (6 : 3)

Запомни!

6 : 3 = 2

23 = 6

6 : 2 = 3

Как найти неизвестное делимое?

Если частное умножить на делитель, то получится делимое.

Как найти неизвестный делитель?

Если делимое разделить на частное, то получится делитель.

Решаем уравнения

х : 3 = 2 6 : х = 2

х = 2 • 3 х = 6 : 2

х = 6 х = 3

6 : 3 = 2 6 : 3 = 2

2 = 2 2 = 2


Как решить составное уравнение?

а)х + 254 = 68 • 7

1)анализируем правую и левую части, справа можно посчитать,

2)считаем – 68 • 7 = 476

3)записываем:

х + 254 = 476 – получилось простое уравнение, решаем по алгоритму.

х = 476 – 254

х = 222

222 + 254 = 476

476 = 476

б)600 – (х + 230) = 180

определяем порядок действий в левой части, первое действие в скобках

(х + 230), здесь неизвестное число х, значит, мы не сможем посчитать;

примем за неизвестное всю скобку:

х

600 – (х + 230) = 180

теперь получается, что неизвестно вычитаемое, выраженное (х + 230);

вспоминаем, как найти неизвестное вычитаемое:

х + 230 = 600 – 180

х + 230 = 420 –

получилось простое уравнение, в котором неизвестно первое слагаемое;

вспоминаем, как найти слагаемое:

х = 420 – 230

х = 190

600 – (190 + 230) = 180

600 – 420 = 180

180 = 180


в)480 : х + 436 = 516 –

определяем порядок действий в левой части, первое действие деление 480 : 6, здесь неизвестное число х, значит, мы не сможем посчитать, примем за неизвестное это действие:

х

480 : х + 436 = 516 –

теперь получается, что неизвестно первое слагаемое, выраженное 480 : х;

вспоминаем, как найти неизвестное слагаемое:

480 : х = 516 – 436

480 : х = 80 –

получилось простое уравнение, в котором неизвестен делитель; вспоминаем, как найти делитель:

х = 480 : 80

х = 6

480 : 6 + 436 = 516

80 + 436 = 516

516 + 516

t1730546236ai.png


УСПЕХОВ В УЧЁБЕ, РЕБЯТА!

Составитель: учитель начальных классов Крячко С.Н.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за качественную помощь коллегам!

2 November

Спасибо, Марина Юрьевна, за отзыв!

2 November

Благодарю за очередной содержательный ресурс!

2 November

Спасибо, Наталья Фёдоровна!

3 November