Буклет-помогайка для учащихся начальной школы "Как решить уравнение?"
/data/files/e1730546351.jpg (843x598)
Буклет "Как решить уравнение?"DOCX / 507.44 Кб
/data/files/k1730546405.jpg (843x594)Пояснительная записка
Буклет-помогайка для учащихся начальной школы
«Как решить уравнение?»
В своей педагогической практике я широко применяю методику опорных сигналов и конспектов. Автор этой методики советский педагог-новатор В.Ф. Шаталов. Уникальность его методики заключается в том, что каждый учитель может подойти творчески к созданию таких опор, включая в деятельность своих учеников, что помогает осуществлять системно-деятельностный подход в образовании, который лежит в основе ФГОС НОО. Созданные схемы, алгоритмы, диаграммы, таблицы помогают даже слабоуспевающему ученику пошагово выполнять задания. Одним из принципов методики В.Ф. Шаталова – сверхмногократное повторение, что особенно актуально в настоящее время, так как у современных детей, в связи с большим потоком информации, преобладает кратковременная память.
Большие затруднения у учащихся вызывают решения уравнений, поэтому очень важно научить в начальной школе правильно решать уравнения. Данная проблема побудила меня создать буклет-помощник при решении уравнений. Буклет предназначен для учащихся начальной школы. Данный раздаточный материал поможет учащимся прочно запомнить названия компонентов и их взаимосвязи, а также решать уравнения.
Цель: | создание раздаточного материала, в виде предметного буклета, в помощь учащимся начальных классов для формирования умения решать уравнения |
Задачи: | 1)составить алгоритм решения простого уравнения, привлекая учащихся; 2)подобрать иллюстративный материал; 3)оформить буклет |
Образовательные задачи: | 1)закрепить знание компонентов арифметических действий и их взаимосвязи; 2)сформировать у учащихся умение решать простые уравнения; 3)подготовить учащихся к решению составных уравнений |
Предмет | Математика |
Тема | Как решить уравнение? |
Класс | 1-4 |
Рекомендации по использованию буклета. | Сам буклет – это конечный учебный ресурс для выпускника начальной школы. Использовать его можно блоками: сначала при решении уравнений на сложение и вычитание, так как эти действия изучаются раньше, затем при решении уравнений на умножение и деление. Часть материала буклета, решение уравнений на сложение и вычитание, распечатываю, делаем двусторонние карточки. Я рекомендую родителям наклеить на картон и закатать скотчем. Этими карточками пользуемся на уроках и дома. Пример карточки: приклеиваются на картон с двух сторон, покрываются скотчем. Тоже самое, делаем и с умножением и делением. Иллюстративный материал позволяет учитывать возрастные особенности учащихся начальных классов. Числа выделены разными цветами, в соответствии с названиями компонентов, что помогает детям воспроизвести правила, по нахождению нужного компонента. В кабинете у меня висят демонстрационные таблицы, выполненные по моему эскизу. Пример таблицы:
|
Рекомендуемый тип занятия | Во время уроков, при выполнении домашних заданий. |
Требуемые знания и умения учащихся | Знание компонентов арифметических действий и их взаимосвязи. |
Ожидаемые результаты | У учащихся: 1)формируются познавательные УУД: умение работать по алгоритму, находить способы решения поставленной задачи, пользоваться источниками информации (буклет); 2)учащиеся научатся решать простые уравнения; 3)получат возможность научиться составные уравнения. |
Источники, используемые при составлении буклета. | Структура буклета создана по собственному замыслу. Формулировки правил, нахождение компонентов, взяты из учебников математики М.И. Моро. Алгоритмы решения уравнений составлен на основе методических рекомендаций и собственного опыта, приобретённого ещё в школе. Иллюстративный материал взят из открытых источников интернета. |
Надеюсь, мой опыт будет особенно полезен молодым педагогам.
Содержание буклета
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» с. Дивное
«Знание – это настоящее сокровище, а умение учиться – золотой ключ к нему» (народная мудрость)
В помощь ученику начальной школы
2024 год
Алгоритм решения уравнения
Читаем уравнение.
Определяем названия компонентов.
Выделяем неизвестный компонент.
Вспоминаем правило, как найти неизвестный компонент.
Находим неизвестный компонент.
Пишем проверку. Для этого переписываем верхнюю строку, вместо неизвестного компонента ставим найденное значение. В следующей строке: под «равно» ставим «равно», правую часть переписываем, слева нужно посчитать, сравнить результаты.
СЛОЖЕНИЕ
3 + 2 = 5 3 – слагаемое 2 – слагаемое 5 – сумма (3 + 2) | Запомни! 3 + 2 = 5 5 – 3 = 2 5 – 2 = 3 |
Как найти неизвестное слагаемое?
Если из суммы вычесть одно слагаемое , то получится другое слагаемое.
Решаем уравнения
х + 2 = 5 3 + х = 5
х = 5 – 2 х = 5 – 3
х = 3 х = 2____
3 + 2 = 5 3 + 2 = 5
5 = 5 5 = 5
ВЫЧИТАНИЕ
4 – 1 = 3 4 – уменьшаемое 1 – вычитаемое 3 – разность (4 – 1) | Запомни! 4 – 1 = 3 3 + 1 = 4 4 – 3 = 1 |
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое.
Как найти неизвестное вычитаемое?
Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.
Решаем уравнения
х – 1 = 3 4 – х = 3
х = 3 + 1 х = 4 – 3
х = 4 х = 1
4 – 1 = 3 4 – 1 = 3
3 = 3 3 = 3
УМНОЖЕНИЕ
2 • 4 = 8 2 – множитель 4 – множитель 8 – произведение (2 • 4) | Запомни! 2 • 4 = 8 8 : 2 = 4 8 : 4 = 2 |
Как найти неизвестный множитель?
Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
Решаем уравнения
х • 4 = 8 2 • х = 8
х = 8 : 4 х = 8 : 2
х = 2 х = 4
2 • 4 = 8 2 • 4 = 8
8 = 8 8 = 8
ДЕЛЕНИЕ
6 : 3 = 2 6 – делимое 3 – делитель 2 – частное (6 : 3) | Запомни! 6 : 3 = 2 2 • 3 = 6 6 : 2 = 3 |
Как найти неизвестное делимое?
Если частное умножить на делитель, то получится делимое.
Как найти неизвестный делитель?
Если делимое разделить на частное, то получится делитель.
Решаем уравнения
х : 3 = 2 6 : х = 2
х = 2 • 3 х = 6 : 2
х = 6 х = 3
6 : 3 = 2 6 : 3 = 2
2 = 2 2 = 2
Как решить составное уравнение?
а)х + 254 = 68 • 7 –
1)анализируем правую и левую части, справа можно посчитать,
2)считаем – 68 • 7 = 476
3)записываем:
х + 254 = 476 – получилось простое уравнение, решаем по алгоритму.
х = 476 – 254
х = 222
222 + 254 = 476
476 = 476
б)600 – (х + 230) = 180 –
определяем порядок действий в левой части, первое действие в скобках
(х + 230), здесь неизвестное число х, значит, мы не сможем посчитать;
примем за неизвестное всю скобку:
х
600 – (х + 230) = 180 –
теперь получается, что неизвестно вычитаемое, выраженное (х + 230);
вспоминаем, как найти неизвестное вычитаемое:
х + 230 = 600 – 180
х + 230 = 420 –
получилось простое уравнение, в котором неизвестно первое слагаемое;
вспоминаем, как найти слагаемое:
х = 420 – 230
х = 190
600 – (190 + 230) = 180
600 – 420 = 180
180 = 180
в)480 : х + 436 = 516 –
определяем порядок действий в левой части, первое действие деление 480 : 6, здесь неизвестное число х, значит, мы не сможем посчитать, примем за неизвестное это действие:
х
480 : х + 436 = 516 –
теперь получается, что неизвестно первое слагаемое, выраженное 480 : х;
вспоминаем, как найти неизвестное слагаемое:
480 : х = 516 – 436
480 : х = 80 –
получилось простое уравнение, в котором неизвестен делитель; вспоминаем, как найти делитель:
х = 480 : 80
х = 6
480 : 6 + 436 = 516
80 + 436 = 516
516 + 516
УСПЕХОВ В УЧЁБЕ, РЕБЯТА!
Составитель: учитель начальных классов Крячко С.Н.
Горбачёва Марина Юрьевна
Крячко Светлана Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Крячко Светлана Николаевна