Урок «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных» (Русский язык, 8 класс)
Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных
Задачи:
•Образовательная: познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных; познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок; повторить написание букв о и е после шипящих в корне и в окончаниях существительных;
•Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе и индивидуально; развивать орфографическую зоркость;
•Воспитательная: воспитывать патриотизм у учащихся.
Оборудование:
•Учебник
•Карточки
Речь учителя |
Речь учащихся |
|||||||||
Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! - Какой сейчас урок? - Какая тема была на прошлом уроке? - Сегодня на уроке мы продолжаем работать по разделу «Имя существительное». Тема урока: «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных» - Кто сегодня дежурный? - Витя, раздай тетради Словарный диктант - Сейчас мы будем писать словарный диктант, внимательно слушайте и записывайте. Говорить неправду, ненастье, не счастье, а грусть, ключик, замочек, сыночек, словарик, грузчик, переводчик, каменщик, стекольщик. - Давайте проверим. - Молодцы, вы отлично все справились с заданием! Коллективная работа с текстом. Родина. Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.
- Выразительно прочитайте текст. - Назовите собственные существительные. - Выпишите существительные, называющие людей по профессии. - Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами (2-3) - ор-: конструктор - чик-/ -щик-: бакенщик -ист-: машинист Изучение нового материала - Давайте вспомним правило правописания букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных - Сегодня мы изучим новое правило - написание букв О и Е в суффиксах существительных. - Давайте вспомним, что такое суффикс?. - Какие буквы называются шипящими? - Откройте учебник на странице 106 и прочтите правило. От чего зависит написание букв О/Е? Запишите примеры и обозначьте условие выбора орфограмм. Выборочный диктант. - Распределите слова в колонки таблицы
Задачей, пейзажем, шелк, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, жердочка, медвежонок, шорох, шепот, бычок, барашек. Закрепление Выполнение упражнений по учебнику (254, 256). - Прочитайте задание, что нужно сделать? Итог урока - Чему сегодня научились на уроке? -Домашнее задание: Выучить правило на странице 106, упражнение 255 |
- Здравствуйте! - Сейчас урок русского языка. - На прошлом уроке мы изучали имя существительное: буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –чик и – щик - Витя дежурный. - Возьмите, пожалуйста, тетрадь. - Я раздал тетради. - Говорить неправду пишется слитно, потому что можно подобрать синоним – ложь. - Ненастье пишется слитно, потому что без НЕ не употребляется. - Не счастье, а грусть пишется раздельно, потому что есть противопоставление. - в слове ключик пишется буква И , потому что при склонении гласная остается. - в слове замочек пишется буква Е , потому что при склонении гласная выпадает. - Имена существительные собственные: Москва, Орлово, Волга. - Конструктор, бакенщик, машинист. - архитектор, директор, инспектор - сварщик, разведчик, каменщик - пианист, гитарист, тракторист - под ударением пишем о, без ударения – е - значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов. - ш, ч, ж, щ . - Нужно выбрать буквы О/Е и объяснить свой выбор. - Мы научились определять выбор букв О/Е в суффиксах существительных после шипящих |