12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лапутина Ирина Викторовна217

Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных

Задачи:

Образовательная: познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных; познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок; повторить написание букв о и е после шипящих в корне и в окончаниях существительных;

Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе и индивидуально; развивать орфографическую зоркость;

Воспитательная: воспитывать патриотизм у учащихся.

Оборудование:

Учебник

Карточки

Речь учителя

Речь учащихся

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Какой сейчас урок?

- Какая тема была на прошлом уроке?

- Сегодня на уроке мы продолжаем работать по разделу «Имя существительное». Тема урока: «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

- Кто сегодня дежурный?

- Витя, раздай тетради

Словарный диктант

- Сейчас мы будем писать словарный диктант, внимательно слушайте и записывайте.

Говорить неправду, ненастье, не счастье, а грусть, ключик, замочек, сыночек, словарик, грузчик, переводчик, каменщик, стекольщик.

- Давайте проверим.

- Молодцы, вы отлично все справились с заданием!

Коллективная работа с текстом.

Родина.

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

 

- Выразительно прочитайте текст.

- Назовите собственные существительные.

- Выпишите существительные, называющие людей по профессии.

- Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами (2-3)

- ор-: конструктор

- чик-/ -щик-: бакенщик

-ист-: машинист

Изучение нового материала

- Давайте вспомним правило правописания букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных

- Сегодня мы изучим новое правило - написание букв О и Е в суффиксах существительных.

- Давайте вспомним, что такое суффикс?.

- Какие буквы называются шипящими?

- Откройте учебник на странице 106 и прочтите правило. От чего зависит написание букв О/Е? Запишите примеры и обозначьте условие выбора орфограмм.

Выборочный диктант.

- Распределите слова в колонки таблицы

           Гласные о и е после шипящих и ц

корень

суффикс

окончание

 

 

 

       Задачей, пейзажем, шелк, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, жердочка, медвежонок, шорох, шепот, бычок, барашек.

Закрепление

         Выполнение упражнений по учебнику (254, 256).

- Прочитайте задание, что нужно сделать?

Итог урока

- Чему сегодня научились на уроке?

-Домашнее задание: Выучить правило на странице 106, упражнение 255

- Здравствуйте!

- Сейчас урок русского языка.

- На прошлом уроке мы изучали имя существительное: буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –чик и – щик

- Витя дежурный.

- Возьмите, пожалуйста, тетрадь.

- Я раздал тетради.

- Говорить неправду пишется слитно, потому что можно подобрать синоним – ложь.

- Ненастье пишется слитно, потому что без НЕ не употребляется.

- Не счастье, а грусть пишется раздельно, потому что есть противопоставление.

- в слове ключик пишется буква И , потому что при склонении гласная остается.

- в слове замочек пишется буква Е , потому что при склонении гласная выпадает.

- Имена существительные собственные: Москва, Орлово, Волга.

- Конструктор, бакенщик, машинист.

- архитектор, директор, инспектор

- сварщик, разведчик, каменщик

- пианист, гитарист, тракторист

- под ударением пишем о, без ударения – е

- значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.

- ш, ч, ж, щ .

- Нужно выбрать буквы О/Е и объяснить свой выбор.

- Мы научились определять выбор букв О/Е в суффиксах существительных после шипящих

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.