Урок русского языка в 6 классе «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных»
Пояснительная записка к презентации
Видео "У лукоморья дуб зелёный..."
WMV / 24.69 Мб
Конспект урока
DOC / 487.5 Кб
Приложение 1
DOC / 46.5 Кб
Цель урока: формирование навыка правильного написания гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных.
Задачи:
обучающие:
- повторить написание гласных букв после шипящих в корне слова, написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и в окончаниях существительных и прилагательных;
- совместно с учащимися открыть правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных;
- расширить знания учащихся по теме «Устаревшие слова», сделать вывод о роли устаревших слов в сказках А. С. Пушкина;
развивающие:
- развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формировать у учащихся умение применять полученные знания на практике;
- развивать у учащихся навыки самооценки своей учебной деятельности;
воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к труду писателя.
Формирование предметных учебных действий:
- знание условий написания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных;
- умение правильно писать суффиксы прилагательных;
- умение применять знания в новой ситуации.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные УУД:
- умение работать с информацией;
- поиск решения проблемной ситуации;
- умение выполнять логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация понятий).
Регулятивные УУД:
- умение выявлять проблему;
- умение определять цель урока, формулировать учебную задачу;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение оценивать свою работу и полученный результат.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение выражать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point 2003.
Ход урока:
1. Организационный момент. Демонстрация видеофрагмента «У лукоморья дуб зелёный» из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Ребята! Сегодня наш урок будет построен на сказках А. С. Пушкина. Мы с вами ещё раз вспомним пушкинские сказки и понаблюдаем за их языком.
2. Актуализация знаний. Работа по карточке (Приложение 1). Учащиеся работают в тетрадях, несколько учащихся разбирают примеры на доске.
- Ребята! Выразительно прочитайте стихотворные отрывки, вставьте в слова пропущенные буквы, объяснить их написание.
1. Петуш…к с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
2. Ель растёт перед дворц…м,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
3. Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города больш…го.
4. Уж не хочет быть она цариц…й,
Хочет быть владычиц…й морскою.
5. И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищ…лкивать перстами.
Учащиеся вспоминают правила: «Буквы Ё и О после шипящих и Ц в корнях слов», «Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных», «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую», «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных», объясняют написание слов с пропущенными буквами.
- Ребята! От чего зависит написание гласных после шипящих в данных примерах?
Учащиеся делают вывод об условиях выбора написания букв О, Е, Ё после шипящих.
При возникновении затруднений учащиеся обращаются к таблице «Буквы О, Ё, Е после шипящих в именах существительных и прилагательных» (Приложение 2):
Ё (под ударением с чередованием): шёлк – шелковистый, шёпот – шептать. О (без ударения) в заимствованных словах: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия. Слова-исключения: крыжовник, шорох, трущоба, трещотка, шов, шомпол. |
|
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Под ударением – О: речонка, бережок. Без ударения – Е: реченька, кружочек. |
? |
Под ударением – О: плечо, ножом. Без ударения – Е: деревцем, зрелищем. |
Под ударением – О: большой, чужой. Без ударения – Е: дремучему, колючего. |
- Ребята! Вы узнали, откуда эти строки?
Учащиеся называют сказки А. С. Пушкина:
1 – «Сказка о золотом петушке»;
2, 3 – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
4 – «Сказка о рыбаке и рыбке»;
5 – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
3. Формулирование темы урока. Целеполагание.
- Ребята! Сегодня мы с вами вместе с героями пушкинских сказок продолжим постигать законы русского языка. Посмотрите внимательно на таблицу и сформулируйте тему и цель нашего урока. Сделать это вам помогут опорные слова:
Буквы О и Е … (тема урока).
Научиться правильно писать … (цель урока).
Опорные слова записаны на доске.
Слайд 1.
«Сказка о капризных шипящих и упрямых гласных».
- Ребята! А вы любите слушать сказки? (Да)
- Тогда я вам сейчас расскажу сказку о капризных шипящих и упрямых гласных, и вы мне поможете в этом. Слушайте внимательно!
В ходе рассказа учителя учащиеся «досказывают» сказку.
- Далеко-далеко за высокими горами, за широкими морями есть волшебный остров Алфавит. На этом острове, как вы уже, наверное, догадались, живут … (буквы). Всего их … (33). Дружно живут на этом острове согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются согласные не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласным, когда перед ними оказываются шипящие … (Ж, Ш, Щ, Ч). С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят! А уж как трудно рядом с ними буквам О, Е и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом только с буквой О. То они требуют рядом букву Е! (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу). Вот какие капризули эти шипящие! И буквы О, Е и Ё своё место не хотят уступать! Вот какие упрямые! Наверное, не было бы на этом чудо-острове порядка, если бы не царица Орфография. Она помирила шипящие с гласными, и теперь они живут в дружбе и согласии.
- Ребята! Понравилась вам сказка о капризных шипящих и упрямых гласных? Сегодня на уроке мы с вами тоже будем усмирять их своевольный характер.
4. Наблюдение над языковым материалом. Слайд 2.
- Давайте ещё раз обратимся к сказкам А. С. Пушкина! Прочитайте предложенные отрывки, найдите и выпишите слова на изучаемую орфограмму. Предположите, от чего зависит выбор гласных букв в суффиксах имён прилагательных.
1. Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя…
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала,
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
2. И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
3. Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Словарная работа. Слайды 3 - 6.
- В сказках Пушкина мы встречаем много незнакомых слов: перст, яства, горница, изразцовый.
- Как называются эти слова? (Устаревшие)
- Ребята! Давайте заглянем в Толковый словарь С. И. Ожегова и узнаем их значение.
Перст, -а, м. (устар.). То же, что палец (в 1 знач.; обычно о пальце на руке). П. указующий (о непререкаемости распоряжения вышестоящего лица; высок, и ирон.). Один как п. (совсем один). || прил. перстный, -ая, -ое (стар.).
Яство, -а. ср. (устар.). Рда, кушанье. Стол ломится от яств.
Горница, -ы, ж. 1. Комната [первонач. в верхнем этаже] (устар.). 2. Чистая половина крестьянской избы (обл.). || уменьш. горенка, -и, ж. (к 1 знач.).
Изразец, -зца, м. Плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. || прил. изразцовый, -ая, -ое. Изразцовая печь (облицованная изразцами).
Учащиеся читают значения устаревших слов. На слайдах последовательно появляются слова и иллюстрирующие их рисунки.
- Ребята! В произведениях Пушкина мы часто встречаем устаревшие слова. С чем это связано? Как вы думаете?
- Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь, с её избами и куполами. Пушкин использует устаревшие слова для создания колорита исторической эпохи. С помощью устаревших слов мы знакомимся жизнью наших предков, их бытом и традициями.
В сказках отражается история русского народа и родного языка, поэтому нам надо быть более внимательными к языку сказок. Знание значения устаревших слов помогает нам понять смысл произведений. В течение урока мы с вами, ребята, ещё не раз обратимся к толковому словарю.
Учащиеся выписывают выделенные прилагательные в тетради, выделяют суффиксы, ставят ударение в словах, делают вывод о написании гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных. Слайд 7.
5. Первичное закрепление. Работа с учебником.
- Ребята! Давайте заглянем учебник и прочитаем правило на стр. 28.
В таблице на месте вопросительного знака учащиеся записывают примеры на орфограмму «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных». Таблица приобретает следующий вид:
Ё (под ударением с чередованием): шёлк – шелковистый, шёпот – шептать. О (без ударения) в заимствованных словах: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия. Слова-исключения: крыжовник, шорох, трущоба, трещотка, шов, шомпол. |
|
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Под ударением – О: речонка, бережок. Без ударения – Е: реченька, кружочек. |
Под ударением – О: ежовый, вещевой. Без ударения – Е: лицевой, образцовый. |
Под ударением – О: плечо, ножом. Без ударения – Е: деревцем, зрелищем. |
Под ударением – О: большой, чужой. Без ударения – Е: дремучему, колючего. |
6. Отработка у учащихся умения распознавать изученную орфограмму и применять правило «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (Приложение 3).
Задание 1. Распределительный диктант.
Запишите словосочетания в два столбика: в первый – словосочетания с буквой О в суффиксах прилагательных, во второй – с буквой Е.
Куч…вые облака, сторож…вой пёс, вещ…вой мешок, камыш…вые заросли, сургуч…вая печать, замш…вые сапоги, бубенц…вый звон, холщ…вая рубаха, кумач…вый пояс.
- Ребята! Какие из данных слов показались вам непонятными? Давайте посмотрим их лексическое значение в словаре.
Словарная работа.
Сургуч, -а, м. Цветная твердая смесь смолистых веществ и воска, в расплавленном виде употр. для заклеивания, накладывания печатей. || прил. сургучовый, -ая, -ое. Сургучовая печать.
Замша, -и, ж. Выделанная мягкая и тонкая ворсовая кожа с бархатистой поверхностью. || прил. замшевый, -ая, -ое.
Бубенцы, -ов, ед. -нец, -нца, м. Полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. Б. под дугой. || уменьш. бубенчики, -ов, ед. -ик, -а, м. || прил. бубенцовый, -ая, -ое.
Холст, -а, м. I. Льняная ткань из толстой пряжи (в прежнее время - кустарной выделки). Домотканый х. Белить холсты. 2. Картина, писанная масляными красками на такой ткани (спец.). Холсты Репина. || прил. холщовый, -ая, -ое (к 1 знач.).
Кумач, -а, м. Хлопчатобумажная ярко-красная ткань. || прил. кумачный, -ая, -ое и кумачовый, -ая, -ое.
Учащиеся работают в тетрадях. Проверка выполнения задания. Слайд 8.
Задание 2 «Третий лишний». Слайды 9 – 10. В каждой группе словосочетаний найдите лишнее, аргументируйте свой выбор.
1) Пунц…вый румянец, свеж…е яблоко, ключ…вая вода.
2) Ветх…е корыто, ситц…вый сарафан, свинц…вые тучи.
Словарная работа.
Ветхий, -ая, -ое. Разрушающийся от старости; дряхлый. Ветхий домик. Ветхий старик.
Ключ, -а, м. Вытекающий из земли источник, родник. В овраге бьют ключи. || прил. ключевой, -ая, -ое. Ключевая вода.
Пунцовый, -ая, -ое; -ов. Ярко-красный, багровый. Пунцовые губы. Пунцовые маки.
Ситец, -тца (-тцу), м. Легкая хлопчатобумажная ткань. Набивной с. || Веселенький с. (с ярким и приятным рисунком). || прил. ситцевый, -ая, -ое.
Свинцовый, -ая, -ое. 1. свинец. 2. перен. Синевато-серый, цвета свинца. Свинцовые тучи. Свинцовые волны. 3. перен. Очень тяжелый. С. удар. Свинцовые кулаки (очень сильные). С. взгляд (пристальный и недобрый).
(В первой группе лишним является словосочетание свежее яблоко, во второй группе – ветхое корыто. Последнее прилагательное является лишним не только по морфемному признаку, но и по непринадлежности к данной орфограмме).
Задание 3. Слайд 11. Соотнесите данные существительные с подходящими по смыслу прилагательными. Объясните написание прилагательных. Кому из героев Пушкина могли принадлежать эти предметы?
холщовый воротник
шёлковый мешок
парчовый шатёр
песцовый кафтан
большой невод
- Ребята! Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей работы. Закончите предложения:
Сегодня на уроке я понял (узнал, разобрался, научился) …
Было интересно …
Было трудно …
После урока мне захотелось …
Учащиеся выбирают одно предложение и с его помощью оценивают свою деятельность на уроке (читают получившиеся предложения).
- Ребята! Я рада, что сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое, чему-то научились, что вам захотелось ещё раз перечитать сказки А. С. Пушкина. Пушкинские сказки удивительны. Они привлекают нас необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и поучительным смыслом. Перечитывая пушкинские сказки, мы становимся счастливее и добрее. Закончить урок мне хочется строчками из стихотворения Е. Шульги:
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет ваша жизнь полна
Добра и ласки!
Слайд 13 «До новых встреч!»
8. Слайд 14. Домашнее задание:
1) учебник, стр. 28 (правило для заучивания);
2) из сказок А. С. Пушкина выписать примеры с гласными после шипящих, сгруппировать их по признаку: а) О после шипящих и Ц; б) Е после шипящих и Ц;
3) сделать иллюстрацию к любимой сказке А. С. Пушкина (по желанию).
Использованные источники:
Русский язык, 6 класс. Баранов М. Т. и другие. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. – М.: Просвещение», 2012.
Пушкин А. С. Сочинения в трёх томах. – М.: Художественная литература, 1985.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1992.
http://skaz-pushkina.ru/rr_v_320.html - фрагмент из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» (по сказке А. С. Пушкина). Союзмультфильм, 1950 г. Режиссёр Михаил Цехановский.
http://do.gendocs.ru/docs/index-284473.html#6867727 - Грамматические сказки и рассказы
Исаева Лиана Вахтанговна