Урок русского языка в 3 классе «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

1
0
Материал опубликован 7 May 2018

Тема: Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён

существительных. (Слайд 1)

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: формирование понятия о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

Цели урока:

обосновать выбор гласных о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных;

формировать умение применения орфограммы на практике;

развивать навыки работы с текстом, развивать интерес к познавательной деятельности;

способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

воспитывать чувство товарищества, чувство уважения к одноклассникам, воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ;

содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка;

способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

_уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

_ проговаривать последовательность действий на уроке;

_ уметь высказывать предположение на основе работы с материалом учебника;

_ уметь работать по коллективно - составленному плану;

_  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

_ планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД :

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания : находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные УУД:

_ уметь использовать в речи речевые единицы;

_ уметь сравнивать разные формы имён существительных , делать выводы на основе наблюдений за изменением формы слова;

_ знать правописание окончаний имён существительных при их  изменении по падежам

Ход урока

Организационный момент (приветствие).

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна еще прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- И пусть наш урок пройдет под девизом:

Не говори: « Не умею»,

А говори: «Научусь!» (СЛАЙД 2)

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Начнем наш урок.

(Слайд 3)

II. Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою.

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

У: Открываем тетради. Пишем число, классная работа.

1. Чистописание.

Перед вами буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ. Чистописание.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.

В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).

В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. СЛАЙД.

Ш, Ж, Ч, Щ- шипящие.

2.Введение в тему урока.

СЛАЙД:4

Лапш..й

неуч…м

нож…м

свинц…м

рощ..й

-Прочитайте слова (по цепочке)

-Посмотрите внимательно. Слова какой части речи перед нами?

-Можем ли мы определить, какие буквы пропущены?

-Почему мы не можем точно назвать пропущенные буквы? (не хватает знаний)

- Сформулируйте тему урока.

Попробуем назвать цель нашего урока.

- Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока СЛАЙД 5

Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.

 

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!

 

3.Актуализация знаний.

Поиск решений.

Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.

У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет нам идти правильным путем.

СЛАЙД 6

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР

Прочитайте пары слов.

Поставьте знак ударения в каждом слове.

Выделите окончание.

Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.

 

Свечой – тучей

Карандашом – душем

Ужом – пейзажем

Борцом – пальцем

Плащом – товарищем

Огурцом - зайцем

Запишите вывод на карточке - правило.

Слайд 7

Карточка-правило

В окончаниях имён существительных после букв __________________________ под ударением пишем ___, без ударения ______.

 

ЧИТАЕМ ПРАВИЛО НА КАРТОЧКАХ

Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. Составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и назовем алгоритм под названием «Исключи ошибку».

Итак, какое действие мы должны выполнить первым? (подчеркнуть шипящий и ц)

Вторым? (поставить ударение)

Третье наше действие? (вспомнить правило)

Составление алгоритма (Слайд8)

«Исключи ошибку»

Подчеркнуть шипящий или ц.

Поставить ударение.

Вспомнить правило

Написать слово правильно.

СЛАЙД 9

4. Первичное усвоение новых знаний.

А теперь вернемся к нашим словам

Лапш..й

неуч…м

нож…м

свинц…м

рощ..й

Применим алгоритм и вставим пропущенные буквы. (ПРОГОВАРИВАЮТ)

Физминутка. Слайд 10

5. Первичная проверка понимания .

К доске приглашаю двоих ребят.

Перед вами слова с пропущенными буквами. 1- прикрепляет слова в столбик с названием О, 2 – Е.

Мяч..м птенц..м врач..м пшениц…й учениц…й ландыш..м

Все остальные работают со мной. У вас на столах карточки с буквами О и Е. Я показываю вам слово с пропущенной буквой, а вы поднимаете нужную нам букву.

Кирпич…м сердц…м певиц…й умниц…й кольц…м конц…м

Если ошиблись, проговорить правило.

Проверяем у доски. Правило.

6. Первичное закрепление. (Выдаются карточки каждому ученику)

 

   

о

е

1

пляж..м

   

2

рощ…й

   

3

плеч..м

   

4

синиц…й

   

5

невеж…й

   

 

7. Д/з.

8. Рефлексия деятельности.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы воспользуемся методикой незаконченного предложения.

Я узнал…

Я научился…

Теперь я могу…

Я понял…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я умею…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации