Урок русского языка в 3 классе «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
Тема: Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён
существительных. (Слайд 1)
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель: формирование понятия о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.
Цели урока:
обосновать выбор гласных о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных;
формировать умение применения орфограммы на практике;
развивать навыки работы с текстом, развивать интерес к познавательной деятельности;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
воспитывать чувство товарищества, чувство уважения к одноклассникам, воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ;
содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка;
способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
_уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
_ проговаривать последовательность действий на уроке;
_ уметь высказывать предположение на основе работы с материалом учебника;
_ уметь работать по коллективно - составленному плану;
_ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
_ планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД :
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания : находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные УУД:
_ уметь использовать в речи речевые единицы;
_ уметь сравнивать разные формы имён существительных , делать выводы на основе наблюдений за изменением формы слова;
_ знать правописание окончаний имён существительных при их изменении по падежам
Ход урока
Организационный момент (приветствие).
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна еще прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- И пусть наш урок пройдет под девизом:
Не говори: « Не умею»,
А говори: «Научусь!» (СЛАЙД 2)
- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Начнем наш урок.
(Слайд 3)
II. Минутка чистописания.
Я тетрадочку открою.
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
У: Открываем тетради. Пишем число, классная работа.
1. Чистописание.
Перед вами буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ. Чистописание.
У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?
Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.
– В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).
– В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.
Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. СЛАЙД.
Ш, Ж, Ч, Щ- шипящие.
2.Введение в тему урока.
СЛАЙД:4
Лапш..й
неуч…м
нож…м
свинц…м
рощ..й
-Прочитайте слова (по цепочке)
-Посмотрите внимательно. Слова какой части речи перед нами?
-Можем ли мы определить, какие буквы пропущены?
-Почему мы не можем точно назвать пропущенные буквы? (не хватает знаний)
- Сформулируйте тему урока.
Попробуем назвать цель нашего урока.
- Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.
Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока СЛАЙД 5
Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.
Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!
3.Актуализация знаний.
Поиск решений.
Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.
У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет нам идти правильным путем.
СЛАЙД 6
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР
Прочитайте пары слов.
Поставьте знак ударения в каждом слове.
Выделите окончание.
Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
Свечой – тучей
Карандашом – душем
Ужом – пейзажем
Борцом – пальцем
Плащом – товарищем
Огурцом - зайцем
Запишите вывод на карточке - правило.
Слайд 7
Карточка-правило
В окончаниях имён существительных после букв __________________________ под ударением пишем ___, без ударения ______.
ЧИТАЕМ ПРАВИЛО НА КАРТОЧКАХ
– Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. Составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и назовем алгоритм под названием «Исключи ошибку».
Итак, какое действие мы должны выполнить первым? (подчеркнуть шипящий и ц)
Вторым? (поставить ударение)
Третье наше действие? (вспомнить правило)
Составление алгоритма (Слайд8)
«Исключи ошибку» Подчеркнуть шипящий или ц. Поставить ударение. Вспомнить правило Написать слово правильно. |
СЛАЙД 9
4. Первичное усвоение новых знаний.
А теперь вернемся к нашим словам
Лапш..й
неуч…м
нож…м
свинц…м
рощ..й
Применим алгоритм и вставим пропущенные буквы. (ПРОГОВАРИВАЮТ)
Физминутка. Слайд 10
5. Первичная проверка понимания .
К доске приглашаю двоих ребят.
Перед вами слова с пропущенными буквами. 1- прикрепляет слова в столбик с названием О, 2 – Е.
Мяч..м птенц..м врач..м пшениц…й учениц…й ландыш..м
Все остальные работают со мной. У вас на столах карточки с буквами О и Е. Я показываю вам слово с пропущенной буквой, а вы поднимаете нужную нам букву.
Кирпич…м сердц…м певиц…й умниц…й кольц…м конц…м
Если ошиблись, проговорить правило.
Проверяем у доски. Правило.
6. Первичное закрепление. (Выдаются карточки каждому ученику)
о |
е |
||
1 |
пляж..м |
||
2 |
рощ…й |
||
3 |
плеч..м |
||
4 |
синиц…й |
||
5 |
невеж…й |
7. Д/з.
8. Рефлексия деятельности.
– Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы воспользуемся методикой незаконченного предложения.
Я узнал…
Я научился…
Теперь я могу…
Я понял…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я умею…