Введение в тему урока | Урок у нас сегодня необычный, а интегрированный, который включает в себя сразу несколько учебных дисциплин. Работая над темой урока, мы поговорим о наших пернатых друзьях, узнаем интересную информацию о некоторых птицах. В конце урока выполним творческое задание. Издавна птицы привлекали наше внимание своим причудливым оперением, пением, движением, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Птицы везде, над нами, вокруг нас, рядом. Встретить их можно везде. Птиц много. Раздел зоологии, который изучает птиц – называется орнитология. Только в природе их насчитывается 9700 видов. А в нашей Ульяновской области их примерно 285 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, даже целой жизни не хватит. Но тех, которые живут рядом с нами, нужно знать. А каких птиц нашего края вы знаете? | Учащиеся приводят примеры птиц. |
Работа по теме урока: выполнение заданий | 1)На какие две группы делятся все части речи? Чем они отличаются? (Работа со словами, распределить слова по группам: летает. и, поёт, под, первый, на, они, серая, ворона, высоко. не, гнездо, скворечник). Самостоятельные | Служебные |
|
|
|
|
Ребята, а сколько всего частей речи? 2)(Ученикам предлагают три домика, в которых живут самые известные части речи. Нужно выбрать любой домик и рассказать о частях речи всё, что знаете. А затем в домике лежит конверт с заданием, ученики это задание выполняют) Ответ по плану: - название; - что обозначает; -на какие вопросы отвечает; -морфологические признаки. Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Одушевлённое или неодушевлённое | Род | Время | Собственное или нарицательное | Число | Род | Род | Падеж | Число | Склонение |
| Лицо | Падеж |
| Спряжение | Число |
|
|
-Отгадайте. Какая часть речи о себе говорит так? - Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи? (берут домик – имя существительное) Работа с сигнальными карточками – ж.р., м. р., ср. р. (крыло, клюв, головка, хохолок, грудка, голос, птенец, глаз, пёрышко, хвост, тело, птица) -А какая часть речи о себе говорит так? Определяю я предметы Они со мной всегда приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Родилась я с очень покладистым характером. Мне было страшно и грустно, и я подружилась с другой частью речи. Вместе – дружба, вместе – служба. Название моё в переводе с латинского – «прибавление». Что я за часть речи? (берут домик – имя прилагательное) Парная работа – нужно определить род, число, падеж имён прилагательных
| Род | Число | Падеж | Знакомый скворец |
|
|
| Птичьим крылом |
|
|
| О заботливой ласточке |
|
|
|
- А это что за часть речи? Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт: Блестит река, пестрят луга. Я – настоящий богатырь среди частей речи. Никакая часть речи не имеет столько форм. Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с другими частями речи. По частоте употребления я занимаю второе место. Что я за часть речи? (берут домик – глагол). Групповая работа: распределите глаголы по временам. (улетели, бродит, прилетит, искал, летят, будет петь, клевала, купаются, покормят, ловила, поют, будем ждать) Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учащиеся работают со словами, доказывают свой выбор. Рассказывают о частях речи.
Ученики выполняют задание.
Индивидуальная работа.
Работа в парах.
Ребята работают в группе: распределяют глаголы в таблице. |
Материал о серой цапле (сопровождается презентацией). | На берегу залива в Старомайнском районе находится памятник природы – «колония серых цапель». Этот вид цапель занесён в Красную книгу РФ. Участок «колония» занимает небольшой, но этих птиц здесь очень много. В разные годы здесь насчитывалось от 30 до 130 гнёзд серых цапель. Сама серая цапля птица довольно крупная (до 90 см в высоту). Цветом серая, но с большим брюхом и шеей, весит около 2-х кг. Это перелётная птица, живущая около водоёмов. Птица пуглива и осторожна. Интересно за ней наблюдать, когда она охотится: цапля бродит по берегу реки и мелководью, где вода доходит ей до брюха и терпеливо ожидает появления какой-нибудь неосторожной рыбки ли животного. Тогда она стремительно вытягивает шею и хватает добычу крепким, длинным и острым клювом, из которого не ускользнуть. Наряду с рыбой серая цапля ловит насекомых, мелких млекопитающих и птиц, лягушек, змей и даже раков, причём цапля старается всегда заглатывать рыбу с головы. Поэтому в горле у серой цапли не застревают рыбные кости, чешуя и плавники. -А вам очередное задание: глядя на картинку, вы должны назвать слова любой части речи. |
Уч-ся отвечают. |
Физминутка | Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти стряхнули- Ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут – тоже покажем Крылья сложили назад. - А сейчас выполните задание: если я называю глаголы – вы приседаете, имена существительные – прыгаете, имена прилагательные – машете руками. | Ученики выполняют.
Уч-ся слушают, записывают, делают выводы, обсуждают в группах, по парам, индивидуально
|
Изготовление птички в технике оригами. | -Ребята, искусство создания разного рода фигурок из бумаги, путём её сгибания, называется ОРИГАМИ. -Кто повторит, что такое оригами? Давайте составим алгоритм работы. Смотрите и запоминайте все этапы работы. Приготовьте по 2 листа цветной бумаги, которые сочетаются по цвету. 1.Вырезаем из них два одинаковых квадрата. 2.Складываем квадраты изнаночной стороной друг к другу, совмещая уголки. 3.Двухсторонний квадрат складываем по диагонали. 4.Отгибаем вниз два слоя бумаги таким образом, чтобы уголок выходил вниз примерно 1/3. 5.Полученную заготовку складываем пополам по вертикали. 6. Поворачиваем заготовку по часовой стрелке таким образом, чтобы нижний острый угол оказался в левой руке. Формируем из него клюв птицы. 7.Отгибаем вверх один из уголков, которые смотрят вниз. Это будет крыло. 8.Со стороны, противоположной голове, намечаем контуры туловища птицы и вырезаем ненужную часть. 9.Начинаем формировать перышки хвоста, вырезая узкие длинные треугольники. 10.Таким же образом формируем перышки крыльев. 11.Дополняем фигурку птицы глазками. Их можно наклеить или нарисовать. -Поднимайте руку, я подойду, если вам нужна будет помощь, можете воспользоваться помощью своего товарища. Пожалуйста, во время своей работы не забывайте про самые важные правила техники безопасности: безопасность; аккуратность; эстетичность. Если нет вопросов, и все понятно, приступайте к работе.
| Ребята выполняют работу по алгоритму. |
Галина Владимировна
Кирюхина Валентина Ивановна