Буллинг как проявление девиантного поведения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
«ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА»
САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(МКОУ «Детский дом-школа»)
Конспект занятия
Тема: «Буллинг как проявление девиантного поведения.
Составитель: Пильник Нелли Радиковна
социальный педагог
Бакал, 2021 год
Цель: Профилактика проявлений травли, создание благоприятного социально-психологического климата в классе.
Задачи:
воспитательные:
воспитание уважения, формирование гуманного отношения и чувства ответственности за свое поведение.
развивающие:
развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности, развитие памяти, внимание, расширение кругозора.
образовательные:
изучение и закрепление понятий «травля», «буллинг», «девиантное поведение».
Материалы: конспект, видеоролики, презентация, ватман, фломастеры, карточки-смайлы
Продолжительность занятия: 40 минут
Участники: воспитанники 12-14 лет
Ход урока
I этап. Организационный момент (настрой на работу).
Социальный педагог: Добрый день, ребята! Как Ваше настроение? Готовы ли Вы работать? Есть ли у Вас все необходимое для урока? Предлагаю вам начать занятие с создания позитивного настроя. На нашей доске прикреплены смайлики – разноцветные улыбающиеся, веселые и позитивные. Возможно, кто-то из Вас сегодня грустит или не выспался, а у кого-то, наоборот, море хорошего настроения! Поделитесь друг с другом улыбкой и смайликом, добрым пожеланием.
Социальный педагог: Теперь вы готовы, и заряжены положительной энергией. Начнем!
Тема занятия: «Буллинг.
Целью нашего занятия является: узнать, что такое буллинг и девиантное поведение. А также что нужно сделать, чтобы в нашем классе была благоприятная дружелюбная атмосфера.
II этап. Введение в тему занятия. Основная часть.
Давайте посмотрим фрагмент художественного фильма Романа Быкова «Чучело». (Приложение № 1)
Просмотр фрагмента.https://www.youtube.com/watch?v=4hgkh2Mb-Yc
Социальный педагог: Ответьте на вопросы:
Почему началась травля Лены Бессольцевой?
Презентация "Буллинг как проявление девиантного поведения"
PPTX / 559.35 Кб
Какие чувства вы испытывали по отношению к главной героине?
Как бы вы поступили в этой ситуации?
Беседа.
Социальный педагог: К сожалению, подобные проявления агрессии очень часто возникают в детских коллективах. Не всегда подростки понимают, насколько жестоки их поступки, им кажется, что это просто шутки, ведь другим тоже весело. Но когда над человеком постоянно, в течение длительного времени издеваются, прячут или портят его вещи, дразнят обидными словами, объявляют бойкот или даже бьют – это и есть буллинг (травля). Прошу Вас обратить внимание на слайд № 1 презентации – давайте разберем понятия «буллинг», «травля» и «девиантное поведение».
Давайте запомним, что в слове буллинг две буквы «л», а девиантное поведение – это отклоняющееся от нормы поведения.
Беседа во время просмотра презентации.
Слайд № 1(Определения)
Прошу Вас рассмотреть слайд № 2. Бывает несколько разновидностей буллинга:
1. Словесный буллинг
2. Физический буллинг
3. Угрозы
4. Неприличные жесты
5. Вымогательство
6. Игнорирование кого-то, оставление в стороне
7. Попытки заставить других не любить жертву
8. Писать или рисовать гадости про кого-то
9. Кибербуллинг
Но все виды буллинга преследуют одну цель – причинить боль (душевную или физическую), страдания, вывести человека из равновесия и заставить переживать.
Беседа.
Как вы считаете, почему Димка Сомов не признался?
Почему поджег платье Лены и травил ее вместе со всеми, хотя знал, что она не виновата.
Почему другие ребята не остановили травлю?
Ответы детей.
Социальный педагог: Все они могли остановить издевательства над девочкой.
Рассмотрим слайд № 3
Буллинг имеет определенный круг участников:
Агрессор – это организатор травли, он руководит другими участниками травли. Последователи – принимают активное участие в травле жертвы. Равнодушные свидетели – часто снимают на камеру телефона сцены травли. Защитники – пытаются защитить жертву от травли.
Социальный педагог: Как Вы считаете кто в данном фильме является агрессором, а кто жертвой?
Ответы детей.
Социальный педагог: Теперь я предлагаю Вашему вниманию еще один видеоролик, снятый воспитанниками нашего учреждения, ребята назвали его «Нет насилию!»
Просмотр видеоролика.https://disk.yandex.ru/i/rb6YRCfgS_hz6Q
Беседа.
Социальный педагог: Скажите какие чувства Вы испытали по отношению к новенькому мальчику, а какие по отношению к ребятам, которые подбежали к нему.
Ответы детей.
Социальный педагог: Я испытываю гордость по отношению к ребятам, которые так хорошо отнеслись к новенькому мальчику, думаю и Вы тоже. Ведь никогда не знаешь, как может измениться жизнь, и в любой момент ты можешь оказаться где-то «новеньким» и это не только в школе, но и во взрослой жизни, на новом месте работы, например. Важно понимать, что последствия буллинга негативны не только для жертвы, но и для агрессора. Жертва буллинга получает глубокие эмоциональные шрамы и, как следствие, сложности во взаимоотношениях. У агрессора же опыт насилия разрушает механизмы формирования близости с другими людьми, и ему будет сложно создавать доверительные отношения даже с самыми близкими людьми. Кроме того, за травлю предусмотрена юридическая ответственность – административная и уголовная. До 14 лет всю ответственность за действия детей несут родители, либо законные представители. По достижению 14 – летнего возраста наступает личная ответственность по некоторым пунктам Уголовного Кодекса, таким как ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровья»; ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести»; ст. 163 УК РФ «Вымогательство», ст. 167 ч.2 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах». С 16 лет ответственность наступает в полной мере по таким статьям как ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства»; ст. 116 УК РФ «Побои»; ст. 117 УК РФ «Истязание»; ст. 128.1 «Клевета» и т.д.
III Часть. Рефлексия
Беседа.
Социальный педагог: Давайте поговорим о том, что вы усвоили на сегодня на занятия. Ответьте на мои вопросы:
Что такое буллинг?
Приведите примеры буллинга.
Перечислите виды буллинга
Какое поведение мы называем девиантным?
Приведите примеры девиантного поведения.
Я предлагаю Вам посовещаться с товарищем по парте и придумать обязательные к исполнению правила, например, такие как: Помогать другим, быть дружелюбным и т.д. и внести их в Кодекс доброты, который мы с Вами разместим на стенде при входе в школу, чтобы каждый ученик, приходя в школу, знал и помнил их.
Самостоятельная работа.
Дети совещаются и вписывают правила в Кодекс доброты.
Социальный педагог: Давайте прочитаем, что вы написали и обсудим ваши предложения, внесем корректировки, если это будет необходимо.
Обсуждение
Итог занятия.
У нас получился замечательный Кодекс доброты, давайте будем пользоваться этими правилами всегда. И помнить, что самое главное в любой ситуации оставаться хорошим человеком, не высмеивать чужие недостатки, а наоборот искать достоинства, быть толерантным, проявлять чуткость и заботу по отношению к другим людям. Все люди разные, но все имеют одинаковые права. Каждый человек имеет право на безопасность и достоинство. Надеюсь, у вас получится быть добрыми и толерантными.
До свидания, ребята.
Использованная литература.
1. Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В. Руководство для родителей про буллинг: Что делать, если ваш ребенок вовлечен? Под редакцией академика РАО А.А. Реана, Москва 2019
2. Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В. Руководство по противодействию и профилактике буллинга для школьной администрации, учителей и психологов. Под редакцией академика РАО А.А. Реана, Москва 2019
3. Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В. Руководство для подростков про буллинг: Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других. Под редакцией академика РАО А.А. Реана, Москва 2019
Видеоматериалы:
1. Отрывок из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело», https://www.youtube.com/watch?v=4hgkh2Mb-Yc
2. Видеоролик «Нет насилию», автор Пильник Н.Р., участники дети МКОУ «Детский дом-школа»