Доклад на тему «Типы девиантного поведения»
Отклоняющиеся поведение, или социальная дезадаптация – это социально-неодобряемые формы поведения детей и подростков, различные по степени социальной опасности и зависят от возрастных и индивидуальных способностей детей. Наиболее характерными проявлениями этих особенностей являются:
· Непослушание, выражающиеся в шалостях и проступках;
· Детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах и недисциплинированности, а так же в девиантно-делинквентных формах поведения.
Однако, у исследователей нет единого мнения в определении отклоняющегося поведения. Наряду с термином «девиантное поведение» исследователями употребляются, как синонимы, «делинквентнное поведение», «аддиктивное поведение», «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «акцентуированное поведение», «агрессивное поведение», «конфликтное поведение» и др., что является методологически неверным.
Говоря о девиантном поведении, одни учёные считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушение правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (убийства, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвёртые - социальное творчество.
Исходя из анализа основных подходов к определению сущности понятия «отклоняющегося поведения», можно выделить его основные черты:
1. отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
2. девиантное поведение личности вызывает негативную оценку со стороны других людей, которая имеет форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания;
3. отгоняющееся поведение наносит ущерб самой личности или окружающим людям (суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление наркотиков), вызывает страдание;
4. отклоняющееся поведение является стойко повторяющимся, сопровождающимся различными проявлениями социальной дезадаптации;
5. отклоняющееся поведение является выражением индивидуального и возрастно-полового своеобразия.
Считается, что отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
1) социально педагогической запущенностью, когда подросток ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия позитивных знаний, умений, навыков или в силу неправильного воспитания, сформированностью негативных стереотипов поведения;
2) глубоким психологическим дискомфортом, вызванным
неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным
психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными
неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в
коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким)
отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. п.;
3)отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
4)отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
5)безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негатив.
Периодом повышенного риска в развитии девиантного поведения считают подростковый возраст. Это обусловлено, во-первых, трудностями переходного возраста, во-вторых, неопределённостью социального положение подростка, в-третьих, перестройкой механизмов социального контроля (детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились или не окрепли), в-четвёртых, наличием акцентуированных черт характера. В подростковом возрасте серьёзно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия со сверстниками, к изменению общественного статуса, позиции, положения в коллективе.
Для характеристики детей с отклонениями в развитии используют термины: «трудные дети» (Лебединская К.С, Райская М.М., Раттер М.), «трудный подросток» (Зюбин Л,М„ Степанов В.Г., Фельдштейн). К такой категории относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении. Л.Пожар использует термин «аномальные дети». Автор имеет в виду отклонения в поведении, связанные с типичным или нормальным отклонением, не включающим патологическое состояние. Кроме этого, в литературе можно встретить понятие «дезадаптированные дети» (Неличева С.А.), «дети, нуждающиеся в социальной заботе»; «дети группы риска» (Невский И.А.). Эти термины чаще несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую, юридическую. Несмотря па многочисленность предлагаемых терминов данного понятия, Иванов Е.С., Шипицина Л.М. считают, что правомерным является употребление: отклоняющееся, асоциальное, ненормативное, противоправное, преступное поведение. Как правило, особенности такого поведения наблюдаются в подростковом возрасте. К возрастным психофизиологическим предпосылкам девиантного поведения подростков можно отнести следующие кризисные явления: ускорение и неравномерное развитие организма подростка в период полового созревания; изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, родителям., учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка; изменения в характере взаимоотношений со сверстниками.
Ю. А. Слейберг считает, что для подростков характерны следующие особенности: импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; кратковременность реакций с критическим, выходом; низкий уровень стимуляции; высокий уровень готовности к девиантным- действиям. Для девиантных подростков характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-мотивационной сфер личности, как тревожность и нарушенность ценностной системы (отсутствие или размытость цели и смысла жизни). Внутренняя личностная позиция подростка, связанная с характерными особенностями его взаимодействия с окружающим миром, зависит от ситуативных отношений, которые появились у ребенка в детстве. Именно это положение лежит в основе эмпирического изучения процесса становления акцентуаций у детей.
Своевременное определение акцентуации характера на ранних этапах его формирования представляется необходимым для улучшения ситуации развития личности подростка. В противном случае наблюдаться усиление акцентуаций, может сформироваться личность «трудного», проблемного подростка. Подростковые акцентуации, как дисгармоничность развития характера, затрудняют адаптацию и социализацию.
В подростковом возрасте расширяется круг общения, ребенок включается во взаимодействие с новыми группами и типами людей. Поведение подростка определяется, прежде всего, маргинальностью, то есть промежуточностью его положения. Специфичность его социальной ситуации развития проявляется во внутренней противоречивости, неопределённости уровня претензий, в повышенной застенчивости, иногда в агрессивности, склонности занимать крайние позиции и точки зрения. Вероятность появления негативных акцентуаций тем выше, чем больше напряжённость и конфликтность окружения ребенка.
Акцентуация характера имеет следующие особенности:
· она отмечается в поведении человека и окрашивает все его личностные проявления;
· выполняя адаптивную функцию во внутреннем мире человека, акцентуированные черты характера часто становятся причиной дезадаптации к окружающим людям и условиям жизнедеятельности;
· она обусловлена внутренними особенностями индивида, что затрудняет педагогическое воздействие в плане их коррекции. Неблагоприятные внешние факторы могут провоцировать появление и закрепление негативных акцентуаций в поведении человека.
Подростки с акцентуированными чертами характера, как правило, составляют группу повышенного риска, они податливы к определенным пагубным влияниям среды. В этом случае любая психическая травма или сложная ситуация может отразиться на поведении, акцентуировав черты характера. А. Е. Личко разработал классификацию типов акцентуации характера подростков: гипертимный; циклотимный; лабильный; астено-невротический; сенситивный; психастенический; шизоидный; эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; конформный. Проведенные им исследования, подтвердили связь отдельных форм девиантного поведения с акцентуированными чертами характера. Так, среди подростков, употребляющих внутривенно наркотические вещества, чаще всего встречаются эпилептоиды (30%), истероиды (26%), лица с шизоидным и лабильным типом акцентуации характера (13%) и т.д.
Большинство акцентуаций характера в подростковом возрасте может сгладиться или вовсе исчезнуть с наступлением зрелости, с изменением внутренних биофизиологических процессов и состояний психики. Поэтому, особенно в современных социально-экономических условиях, необходимо создавать и реализовывать такие модели воспитания, которые бы учитывали возможность возникновения девиантного поведения, помогали бы подростку преодолевать возможные появления негативных акцентуаций характера.
Вопрос о классификации девиантного поведения, его структуре, выделении типов и форм является дискуссионным. Выделяются несколько классификаций девиантного поведения.
Согласно первой, девиантное поведение является проявлением социальной дезадаптации.
Дезадаптация - процесс или состояние обратной адаптации, при которой отсутствует, исчезает или уничтожается адаптация, адаптированность. Социальная дезадаптация выражается в нарушении норм морали и права, в деформации системы внутренней регуляции поведения (это дети с задержками психического развития, лёгкая дебильность, социальная и педагогическая запущенность, инфантильность).
Дети и подростки характеризуются наличием хронической неуспеваемости, сопротивлением педагогическим воздействиям, негативным отношением к учебе, конфликтами с одноклассниками и педагогами, пропусками занятий.
Стадия социальной дезадаптации. На этой стадии социально запушенные дети, характеризующиеся полной утратой интереса к учебе и к пребыванию в школьном коллективе, оторваны от семьи, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные умения и кавыки. На данной стадии часто наблюдается связь подростков с криминальной средой, увлечение спиртными напитками, токсичными и наркотическими веществами, бродяжничество и т.д.
Следует отметить, что социальная дезадаптация — процесс обратимый. Воспитательной задачей является не только предупреждение отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, но и организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних. Под ресоциализацией принято понимать организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных, или несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.
А.И. Ковалев предложил социально-психологическую типологию девиантного поведения в зависимости от факторов «тяжести и природы».
В зависимости от первого девиантное поведение проявляется в различных правонарушениях и проступках. Автор рассматривает его как:
- антидисциплинарное (пропуски занятий, нарушение дисциплины на уроке и др.);
асоциальное, представленное всеми видами «социальных патологий» или форм девиантного поведения: алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция, бродяжничество и попрошайничество, суицидальное поведение и др.;
делинквентнное (антисоциальное) поведение (вандализм, хулиганство, кражи и др.).
Девиантное поведение в зависимости от природного фактора может быть патологического и непатологического типов (рис.1). Среди непатологических типов девиантного поведения автор выделяет:
1) микросоциальную педагогическую запущенность. В этом случае основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка;
Здесь будет изображение: /data/edu/files/l1450625970.jpg (652x599)
2) ситуативную, связанную с характерологическими реакциями. Проходящие нарушения поведения относительно кратковременные, ситуативно-обусловленные, психологически понятные проявляются лишь к определенным лицам и в определенной обстановке, не выходят за рамки среды и не сопровождаются расстройством психофизиологических функций. Среди ситуативно-обусловленных реакций выделяют:
- реакции пассивного протеста (отказ от пищи, общения, уход из дома и др.);
- реакции активного протеста (грубость, агрессивность);
- реакции компенсации, гиперкомпенсации (усиление тex или иных личностных проявлений, которые в поведении либо маскируют черты характера, либо являются средством психологической защиты. Например, неудачи в школе компенсируются гиперобщением);
- реакции имитации (поведенческие проявления, связанные с повторенном способов поведения сверстников и взрослых, обладающих авторитетом. Например, заимствование некоторых особенностей поведения референтного взрослого).
3) сочетающееся поведение (сочетание в поведении ситуативных характерологических реакций с микросоциальной педагогической запущенностью).
Патологические типы девиантного поведения – нарушения поведения, вызванные патологией психического развития и нервнопсихическими заболеваниями органического характера. Среди патологических типов девиантного поведения принято выделять две большие группы: психогенно обусловленные (вызваны психотравмой) и непсихогенные. Среди психогенных принято выделять острые аффективные реакции, патохарактерологические реакции, патохарактерологическое развитие.
Острые аффективные реакции - состояния крайнего эмоционального напряжения, вызванного острыми критическими травмами. При развитии острой аффективной реакции человек в какой-то момент утрачивает способность оценивать возможные последствия своего поведения. Продолжительность такой реакции - от нескольких минут до нескольких часов, в редких случаях до 2-3 суток. Границей, определяющей продолжительность острой аффективной реакции является состояние сна.
А.Е.Личко выделяет четыре разновидности острых аффенстивных реакций:
1)агрессивные аффективные реакции, которые проявляются в нападении, нанесении ударов обидчику, случайным людям, в разрушении предметов,
2)аутоагрессивные аффективные реакции, характеризующиеся нанесением телесных повреждений самому себе, покушением на собственную жизнь. Находясь в состоянии аффекта, подросток часто не чувствует болевых ощущений, т.к. они в этом случае снижены;
3)демонстративные аффективные реакции — это состояния крайнего психического напряжения, вызванные, например, обидой или стремлением получить утраченную заботу, любовь. На фоне демонстративных аффективных реакций совершаются действия, подсознательно направленные на привлечение внимания (например, демонстративная форма суицида или побега);
4) импунитивные аффективные реакции, проявляющиеся как разрядка аффекта в виде бегства из психотравмирующей ситуации (семьи, детского дома и т.д.). Такие действия заранее не планируются, совершаются в одиночку из страха наказания, часто они связаны с обидой, вызванной жестоким обращением близких или сверстников и др. Для ребенка такая ситуация становится непереносимой и бегство представляется единственным выходом из психотравмирующей ситуации.
Патохарактерологические реакции являются обратимой формой пограничных состояний, проявляющихся в различных формах отклоняющегося поведения подростков, препятствующие их социально-психологической адаптации. Патохарактерологические реакции сопровождаются соматическими расстройствами, выраженным невротическим комплексом (раздражительность, перепады настроения) и развиваются на основе характерологических реакций, которые повторяются и закрепляются в условиях сохраняющейся психотравмирующей ситуации. Данные реакции отличаются от характерологических реакций большей агрессивностью, интенсивностью, продолжительностью. При этом в поведенческих, реакциях часто утрачиваемся связь между психической травмой и ситуацией.
По мнению А.Е. Личко, в основе одной патохарактерологической реакции могут быть разные мотивы (например, эмансипационный побег или демонстративный побег). При благоприятных условиях данные дисгармонии могут с возрастом сглаживаться. При неблагоприятных условиях данные реакции переходят в патохарактерологическое развитие, которое формируется длительно и постепенно путем закрепления личностных реакций (ХР, ПХР), возникающих в ответ на психотравмирующие обстоятельства. В этом случае патологическое развитие личности связано с хронической травмирующей ситуацией.
Среди непсихогенных типов девиантного поведения принято выделять психопатоподобные расстройства, проявляющиеся в форме нарушения ряда психических функций. Вследствие этого у личности наблюдается расстройство влечений (например, гипердинамический синдром), преобладают примитивные эмоции; и психопатии «патологические характеры», сформировавшиеся под влиянием различных неблагоприятных (врожденных или приобретенных) факторов на основе аномалий высшей нервной деятельности.
Некоторые исследователи (М.А. Галагузова) считают формой девиантного поведения алкоголизм, наркоманию, проституцию. Е.В. Змановская среди основных видов отклоняющегося поведения личности выделяет агрессивное, делинквентное, зависимое и суицидальное поведение.
Таким образом, выделение типов, форм и видов девиантного поведения свидетельствует о сложности и многогранности данною явления и является основой для организации целенаправленной коррекционной работы в соответствии с установленным типом отклоняющегося поведения.
Карта учета подростка с девиантным поведением
1. Ф.И.О..........................................................................
2. Год рождения ...................... 3. класс.. ,....................
4. Домашний адрес.........................................................
5. Социально - бытовые условия жизни:
а) реальный состав семьи:
- отец - бабушка
-мать - братья
- дедушка - сестры
- другие родственники....................................................
б) жилищные условия семьи:
- отдельная квартира
- комната в общей квартире
- общежитие
- собственный дом
- другое...........................................................................
6.Состояние здоровья (медицинский диагноз).............
7. Учебная деятельность:
- интерес к учебным предметам (есть, предмет: _______________________,нет)
- владею основными навыками учебной деятельности (да; нет)
- наличие трудностей в учении (да; нет)
- пропуски занятий, уклонение от учебы (да; нет)
- нарушение правил поведения в школе (какие............ )
8. Положение в классе:
- пользуюсь авторитетом
- вызываю антипатию
- внимание со стороны девочек
- внимание со стороны мальчиков
- эмоционально - нейтральные отношения
9. Отклонение в поведении:
- бродяжничество
- употребление алкоголя
- употребление наркотиков
-токсикомания
- попытки суицида
- отклонение в сексуальном поведении
- кражи
- хищения
- оскорбления
- агрессивность
- побои
- другие отклонения......................................................
10.Позитивные проявления в поведении (дополнить информацию на основе своих наблюдений за ребенком)............................................
11.Принимаемые меры:................................................
12.Ф.И.О., должность заполнявшего..........................
Дата.................................... Подпись............................
Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности; враждебность - общая негативная, не доверчивая позиция по отношению к конкретным лицам.
Опросник выделят следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия - агрессия окольными путями направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а так же агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в критике, топаний ногами, битьё кулаками по столу и т.д.).
Раздражение - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм - оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил и законов).
Обида зависть и ненависть к окружающим, обусловленное чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнительные страдания.
Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Угрызение совести, чувство вины - выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.
Таким образом, виды отклоняющегося поведения:
1. Девиантное:
· корыстной направленности личности (со стремлением выгоды), (вымогательство, воровство);
· агрессивной направленности (нарушение и поступки против других);
· социально-пассивной направленности (все нарушения и поступки с целью уйти от активной жизнедеятельности), (умственноотсталые).
2. Аддиктивное (чрезмерно зависимые от каких-то веществ):
·Алкоголизм;
·Наркомания;
·Привязанность к объекту.
3. Делинквентное (повторяющиеся асоциальные поступки, которые складываются в устойчивый стереотип действия, нарушающие правовые нормы, связаны с УК).
4. Криминальное – это противоправный проступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по статьям УК.