Статья на тему «Формы девиантного поведения и их проявления в подростковом возрасте»
ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В данной методической разработке рассматриваются проблемы девиантного поведения в подростковый период. Данный возраст сам по себе характеризуется изменением мировоззрения ребенка и его отношений с окружающими людьми. Осознание ребенком своего собственного «я» может протекать достаточно интенсивно, в связи с этим рассмотрение форм девиантного поведения помогает разграничивать норму и отклонение от нее.
Подростковый возраст всегда считался непростым как для самого ребёнка, так и для окружающих его взрослых. Ещё более сложным он становится в современное время, когда отсутствуют чёткие границы норм и правил.
Во многом актуальности данной теме добавляет отсутствие единого мнения в психолого-педагогической среде по возможным причинам возникновения подобного поведения. В тоже время, говоря об актуальности, необходимо отметить, что между здоровьем подростка и его образом жизни существует прямая зависимость.
Целью настоящей статьи будет являться рассмотрение основных форм девиантного поведения на современном этапе, а также в определении степени актуальности некоторых из представленных форм.
Как известно, неприятности легче предугадать, чем бороться с их последствиями, поэтому рассмотрение существующих форм девиантного поведения на настоящий момент является актуальным вопросом. Вовремя выявленные подростки в дальнейшем могут получить квалифицированную помощь и поддержку от окружающих людей, тем самым, изменится их судьба.
Девиантное поведение признаётся как отклонение от социально принятых норм поведения. В свою очередь социальная норма выступает в качестве обязательного элемента любого общества. С помощью неё происходит процесс социального регулирования и контроля общественных, а также межличностных отношений.
Очень часто, при характеристике подростков со сложным поведением используют термины, такие как трудный подросток, дети, нуждающиеся в специальной заботе, дезадаптированные дети, дети группы риска, безнравственное и аморальное поведение и другое.
В России для обозначения отклонения от нормы в поведении был введён термин «девиантное поведение» Я.И. Гилинским. Жизненные ориентиры, которые заложены в основе подобного поведения могут смениться в связи с возникшим разнообразием во всех сферах жизнедеятельности, таких как социокультурная, психологическая, физиологическая, духовно-нравственная [2. С.133]. Поведение в данном случае выступает в качестве условия или возможности изменить окружающую действительность. Различают следующие формы девиантного поведения в зависимости от того, какие виды социальных норм нарушаются подростком:
Асоциальное или деструктивное, аморальное.
2) Делинквентное или криминальное.
3) Поведение, нарушающее религиозные и культурные нормы, обычаи и традиции.
Поведение, нарушающее нормы общественных объединений, политические нормы [4. С.215].
Необходимо отметить, что наиболее опасной является делинквентное поведение, которое проявляется в убийстве, хулиганстве, разбое. Согласно материалам сайта www.tv21.ru из 20 млн. детей в России в 2014 году к уголовной ответственности привлечено около 59 тысяч при этом увеличено количество преступлений в возрасте от 14 до 15 лет, а также среди девочек; по данным сайта www.mvd.ru можно вывести среднюю статистику процентного соотношения преступлений совершенных подростками от общего числа преступлений, которая варьируется от 5% до 7%) [8].
Кроме того половозрастной портрет преступности можно наблюдать на официальном сайте органов Прокуратуры РФ (Рисунок 1) [5].
Рисунок 1 Половозрастной состав преступника
Особо следует обратить внимание на преступления, совершаемые в старшем подростковом возрасте (16-17 лет).
Если рассматривать поведение подростка с позиции направленности негативных последствий девиантного поведения, то можно определить саморазрушительное поведение ребёнка (самоубийство, бродяжничество); поведение, наносящее ущерб не только нарушителю, но юридическим лицам (разбой, грабёж) и поведение, наносящее моральный ущерб другим людям (учителям, родителям) [7. С.124].
Следует отметить, что критерии оценки девиантного поведения не имеют четкого выражения. Например, латентные правонарушения, проявляющиеся в нарушении правил дорожного движения, незначительных кражах, безбилетный проезд и скупка краденного могут быть оставлены без пристального внимания. Тем не менее, смена поведения несовершеннолетнего, в случае несоответствия предложенного потребностям личности, снижение ценностного отношения к себе будут заметны.
Кроме того, необходимо отметить роль средств массовой коммуникации, которые отрицательно влияют на подростков. Многочисленная пропаганда девиантного поведения, сексуальной распущенности, насилия делает население менее чувствительным к отклонениям [9. С.153].
Достаточно значимыми в психологической науке являются акцентуации характера, с помощью которых обозначаются поступки личности неболезненной природы. В многочисленных исследованиях отмечено, что склонность к девиантному поведению имеется у лиц с отклонениями в характере [4. С.217]. Данные отклонения возникают на фоне неправильного воспитания, в случае, когда родители создают ситуации, в которых появляются и закрепляются отрицательные черты характера.
Особое сочетание данных черт способствует формированию определённого типа характера. Это может быть шизоидный, истерический, эпилептоидный, психастенический, паранойяльный или астенический тип. Именно эти типы определяют отклонения в поведении.
Особенности характера подростка как личности влияет на проявление девиантного поведения. Типы акцентуаций характера нередко совпадают с типами психопатии. Наиболее популярным стал термин К. Леонгарда «акцентуированная личность». Акцентуация характера рассматривается как крайний вариант нормы, в котором усиливаются отдельные черты характера личности [6. С.175].
В.С. Овчинским обращалось внимание на то, что несовершеннолетние правонарушители характеризовались искаженной, преждевременно и сильно развитой потребностью в самостоятельности и свободе [1. С.133]. Исходя из вышесказанного, можно отнести стремление ко всему новому, лидерству, к желанию бороться и достигать являются характерными чертами подрастающего поколения.
Следует отметить, что стремление подростка к нестандартным ситуациям, завоеванию признания, тягой к приключениям и испытанию границ дозволенного которые рассматриваются взрослыми как девиантное поведение, с точки зрения самого наблюдаемого подростка могут считаться вполне адекватными для соответствующих ситуаций [3. С.82].
Рассматривая вопрос девиаций необходимо отметить первостепенную роль семьи в возможностях формирования форм поведения. Это связано с тем, что в семье формируется не только важные качества личности, но и оценочные критерии [10. С.21]. Естественно, что влияние семьи на ребёнка намного сильнее школы и общества. Если в семье действует принцип «зуб за зуб, глаз за глаз», то и его асоциальное поведение будет казаться самому себе вполне приемлемым.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение, как правило, не бывает случайностью, а зависит от множества факторов. На мой взгляд, важным этапом предупреждения проявления девиантных форм поведения является диагностика предрасположенности подростка к данному поведению. Кроме того, необходимо совершенствование государственной политики с целью укрепления института семьи, от которой зависит духовное и физическое здоровье ребенка.
Альбекова О.П. Влияние акцентуаций характера на агрессивность в подростковом возрасте //Достижения вузовской науки. - 2014. - № 8. - С. 130-134.
Зайдуллина Г.Г.Причины девиантного поведения детей подросткового возраста // Общественные науки. - 2012. - № 1. - С. 131-140.
Ковтун Л.О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - № 1 (49). - С. 81-89.
Кондрашкова Е.Н., Кувичкина М.В. Формирование склонности к аддиктивному поведению у старших подростков с разными типами акцентуации характера // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2013. -№ 1 (47). - С. 212-219.
Министерство внутренних дел Российской Федерации // Режим доступа: htpps://www.mvd.ru
Петрова Л.И. Ребёнок группы риска. – М.: Изд-во Феникс. – 2013. – 350 с.
Позднякова У.С. Понятие, признаки и формы девиантного и делинквентного поведения детей // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2014. - № 2 (51). - С. 119-126.
Телекомпания ТВ-21 // Режим доступа: htpps://www.tv21.ru
Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России // Вестник Института социологии. - 2013. - № 7. - С. 153-181.
Хуснутдинова З.А. Семья и образ жизни подростка // Вестник НЦБЖД. - 2011. - № 3-9. - С. 20-23.