12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Администрация сайта «УРОК.РФ»2197 Подписывайтесь, задавайте вопросы, следите за новостями! Материал размещён в группе «Актуальное и полезное от партнёров» |
Буллинг (от англ.bullying – приставать, издеваться, запугивать) в школьной среде является, к сожалению, распространённой проблемой как в России, так и в других странах. В разных формах травля встречается уже в детском саду и начальных классах, и неважно, о какой образовательной организации идёт речь: бесплатной государственной или престижной частной, большой городской или маленькой сельской. По оценкам специалистов, по всему миру примерно 15% детей регулярно подвергаются травле и примерно 7% травят других. Если в коллективе возникает
Жертвой буллинга может стать любой ребёнок, особенно если он чем-то не похож на других, новенький в классе/группе или слишком ранимый, чувствительный, неуверенный в себе. Словесные оскорбления и провокации, бойкот, физическая расправа, порча имущества – с такими проявлениями знакомы представители разных поколений, попадавшие когда-либо в ситуацию травли.
«Опыт жертвы буллинга, как шрам, остаётся на всю жизнь, и часто человек рискует снова оказаться в подобной ситуации уже во взрослой жизни. Не полезен этот опыт и агрессорам-буллерам, ведь это опыт безнаказанного зла– а оно в конце концов приводит человека к неприятностям с законом и часто ломает судьбы»,– уверена кандидат педагогических наук, доцент, автор
Сложность состоит в том, что проблему часто не замечают или не воспринимают всерьёз. Дети не всегда рассказывают родителям о происходящем, а родители, в свою очередь, нередко дают своему ребёнку совет игнорировать обидчика, что только усиливает буллинг. Педагоги могут путать проявления буллинга с обычными конфликтами, без которых, как известно, не обходится в любом коллективе.
«Нужно различать агрессию, которой всегда много в школе, где дети только учатся разрешать конфликты и отстаивать свои границы, часто делая это неумело, и буллинг. Первый тип ситуаций ведёт к укреплению "Я" ребёнка, получению социального опыта, росту самоуважения, углублению личности через умеренный по объёму опыт страдания. Ничего этого не достигается при буллинге: ни жертвы, ни агрессоры не растут в личностном плане на фоне буллинга»,– продолжает
Психологи считают, что гарантированно предупредить буллинг невозможно, но он победим, если не закрывать глаза на происходящее, а реагировать. При этом действовать нужносовместно, привлекая всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, учеников.
Феномен буллинга в настоящее время достаточно изучен отечественными и зарубежными специалистами. Описаны признаки буллинга и его отличия от конфликта, составлены психологические портреты агрессора и жертвы, разработаны способы профилактики и эффективные методы борьбы с этим сложными опасным явлением. Такая информация представлена, например, в книгах Светланы Кривцовой, выпущенных
Предупреждён – значит вооружён! Очевидно, что современным взрослым необходимо знать о таком явлении, как буллинг, быть максимально внимательными по отношению к детям и уметь правильно действовать в случае опасности. «Буллинг как весенние одуванчики – вовремя скошенные, они не засеют всё поле и не навредят посевам», – уверена Светлана Кривцова. Остаётся только пожелать родителям и педагогам успехов в противостоянии буллингу!
Приобрести пособия Светланы Кривцовой