Как поможет авторитет классного руководителя
Многие программы по предотвращению буллинга в школе направлены исключительно на проблему как таковую. В основном меры сведены к тому, чтобы сформировать определенные установки у каждого ученика, а также ввести нормы и правила поведения в классе. Внешне все логично, но слишком упрощено. Проблемы возникают, когда учитель или взрослые, которые занимаются антибуллинговой программой, не пользуются доверием со стороны учащихся. Это веское основание для того, чтобы рекомендовать профилактическую программу, которая направлена на усиление роли учителя. На первом этапе нужно организовать эффективное классное руководство, которое предотвратит буллинг. Взрослые, которые проводят профилактические мероприятия, должны иметь авторитет среди учащихся. На втором осуществляют мероприятия против буллинга (но только после того, как реализован первый этап!). Они включают индивидуальную и групповую терапию, профилактические занятия. Для эффективного классного руководства и решения вопросов по профилактике и предотвращению психологической и физической травли в школе педагогам необходимы знания в области права и психологии (конфликтологии).
ДЛЯ СПРАВКИ Что такое авторитетное классное руководство
Эрлинг Руланн, норвежский исследователь и специалист в области профилактики и разрешения конфликтов, связанных со школьным буллингом, особое значение придает авторитетному классному руководству. Он разъясняет: «Авторитетное классное руководство эффективно во всех отношениях – как в плане обучения так и в социальном плане. Грамотный классный руководитель ставит четкие цели и задачи, умеет ясно их выражать. Одна из его задач – подготовить учащихся к самостоятельности и научить их быть самостоятельными, поскольку они не обладают этими качествами априори. Подчеркнем еще раз: авторитетный – не значит авторитарный. Авторитарный руководитель использует для достижения целей принуждение и запугивание. Авторитетный руководитель действует целенаправленно, но опирается на рациональную аргументацию, проявляет внимание и заботу о своих подопечных. Это порождает доверие, в котором, собственно, и заложена сила авторитетного руководителя».
Права классного руководителя
Каковы возможности классного руководителя для разрешения конфликтных ситуаций, в т. ч. связанных с буллингом? Проанализируем информацию о его должностных правах и обязанностях. Законодательство России не дает отдельных разъяснений правого статуса классного руководителя. Он следует из правового статуса педагогического работника с учетом требований должностной инструкции.
ВАЖНО Буллинг – часто следствие мстительного поведения подростков. Желание отомстить возникает из-за того, что ребенок не умеет решать конфликтные ситуации. Должностную инструкцию классного руководителя разрабатывают в соответствии с Трудовым кодексом РФ, разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761Н. Статья 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) определяет, что «под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ».
Педагогические работники имеют следующие академические права и свободы:
- свобода преподавания;
- свободное выражение своего мнения;
- свобода от вмешательства в трудовую деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, и методов обучения и воспитания;
- право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;
- право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Осуществлять данные права можно только при соблюдении прав и свобод других участников образовательного процесса (п. 4 ст. 47 Закона № 273-ФЗ).
Обязанности классного руководителя
Опорная точка, которая позволяет сориентироваться в правовом поле и определить уровень ответственности классных руководителей за психологическую травлю (насилие) во вверенном ему детском коллективе – безопасность и (или) угроза безопасности конкретного обучающегося. Охрана здоровья учащегося включает себя как обеспечение безопасности, так и профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе (п. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ). Учителя при реализации образовательных программ должны создать условия для охраны здоровья детей. Классный руководитель (с момента подписания должностной инструкции или с момента, когда он фактически приступил к выполнению своих обязанностей) разделяет ответственность родителей в воспитании и личностном развитии (становлении) учащихся во вверенном ему детском коллективе. Он несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ. Вина педагогического работника в соответствии с процессуальными правовыми нормами РФ должна быть доказана. Он может защищать свои права не запрещенным законом способом. Соблюдение прав одних участников образовательной деятельности не должно нарушить права других. Конфликтная комиссия к расследованию обстоятельств происшествия должна подходить объективно и ответственно. Ведь психологическая безопасность в детском коллективе – гарантия повышения качества образования, залог здорового взросления и развития личности учащегося, подтверждение профессиональной компетентности классного руководителя.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Отвержение учеников в классе как вид образовательных конфликтов
А. Б. Орлов определяет психологическое насилие как «исходную форму любого вида насилия в отношениях между взрослым и ребенком». Характеризует его как «преднамеренное манипулирование взрослым и ребенком как объектом, игнорирование его субъективных характеристик (свободы, достоинства, права т. п.), либо разрушающие отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психологического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития». Таким образом, школьный буллинг можно рассматривать как отвержение (невостребование) участников образовательной деятельности в школьной среде, и как один из видов образовательных конфликтов.
Ответственность классного руководителя
Последнее время мы все чаще и чаще слышим о возбуждении уголовных дел против учителей, которые применяют насилие к своим ученикам. Преодоление конфликтов между педагогами и учениками во многом зависит от правовой компетентности участников образовательной деятельности и от уровня развития норм права в данной области.
СПРАВКА 80 тысяч рублей – штраф для учителя, который оставил ребенка в опасности
В зависимости от роли участия в конфликте, связанном с психологической травлей в детском коллективе, классный руководитель несет разного рода ответственность: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную. Классный руководитель может выступать в роли агрессора (провокатора психологической травли), свидетеля или участника и жертвы. В случаях, когда в психологической травле ученика учителем есть признаки дискриминации, оскорбления, нарушения права на образование и свобод учащихся (например, при систематическом удалении с урока) можно говорить об административной ответственности (ст. 5.62; ст. 5.61; ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ). Дисциплинарная ответственность учителя (классного руководителя) наступает за нарушение трудовой дисциплины по его вине.
Виды дисциплинарного взыскания:
- замечание,
- выговор,
- увольнение по соответствующим основаниям.
Закон дает право работодателю прекратить трудовой договор с учителем в случае применения, в т. ч. и однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью облучающегося, воспитанника (п. 2ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ). Проявление физического насилия по отношению к ребенку влечет самую серьезную ответственность педагога, при этом не имеет значения, причиняется ли ребенку боль или вред здоровью. Наиболее тяжелая форма ответственности – уголовная. В педагогической практике отмечены случаи, когда педагоги совершают преступления в отношении ребенка по ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – УК РФ) «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью». Как правило, данным проблемам предшествует систематическое, длительное психологическое насилие, а причинение вреда здоровью – лишь кульминация затянувшейся психологической травли. Если учитель был очевидцем травли ребенка его сверстниками или другим педагогом и не пришел на помощь, его можно привлечь к ответственности по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности».
Гражданско-правовая ответственность для классного руководителя при конфликтах связанных с психологической травлей (насилием) наступает в следующих ситуациях:
- если причинен имущественный вред учащемуся. За действия работника несет ответственность образовательная организация. Она имеет право на основании ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ) взыскать расходы с учителя;
- учащемуся доставлены моральные и (или) физические страдания со стороны классного руководителя (ст. 1064; ст. 1068, ст. 1082; ст. 1099; ст. 1100 ГК РФ);
- имущественный вред, а также физические и моральные страдания учащемуся нанесены одноклассниками (классный руководитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за невыполнение функциональных обязанностей).
Проблема ответственности классного руководителя за психологическое насилие во вверенном ему детском коллективе требует внимания как со стороны юристов, так и со стороны специалистов в области конфликтологии, педагогики, возрастной психологии и права. В России нет общей единой программы для разрешения вопросов буллинга. Однако в последнее время эта тема не остается без внимания и все больше и больше специалистов разных сфер деятельности предлагают и реализуют (порой очень успешно) свои авторские антибуллинговые программы.
Источник: http://www.menobr.ru/article/65205-qqe-17-m2-bulling-v-shkole-za-chto-i-kak-pridetsya-otvetit-klassnomu-rukovoditelyu