Занятие с элементами тренинга для родителей «Буллинг в школе»

7
0
Материал опубликован 26 March 2020

Занятие с элементами тренинга для родителей «Буллинг в школе»

 

Пояснительная записка

 

Одной из актуальных проблем последних десятилетий является рост числа актов насилия, совершаемых несовершеннолетними. В современном образовании, как отмечают эксперты (И. В. Волкова, Н. М. Моисеева, М. В. Сафронова, Д. Н. Соловьев и др.), всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний. Согласно статистическим данным, в современных российских школах более 50% детей подвергались различным видам агрессии и буллинга и только 2% детей, подверженных травле рассказывали о случившимся своим родителям.

В современной научной литературе (В. Н. Бутенко, И. В. Волкова, С. В. Кривцова) буллинг рассматривается как форма насилия, проявляющаяся в систематических целенаправленных актах агрессии по отношению к лицам, более слабым по статусу, физически или психологически.

В настоящее время школьный буллинг рассматривается учеными как серьезная проблема, влекущая не только психологические и социальные последствия (апатия, тревожность, раздражительность, одиночество, агрессивное и суицидальное поведение, употребление психоактивных веществ, риски вовлечения в криминальные группировки, школьная дезадаптация и т. д.), но и соматические (головокружения, головные боли, нарушения сна, энурез, физические травмы).

Сложившиеся ситуация в образовательной системе подчеркивает необходимость разработки и реализации в школах программ профилактики буллинга, ориентированных как на учащихся, их родителей и педагогический коллектив школы.

В нашей школе разработан комплексный план мероприятий образовательной организации по профилактике и предотвращению буллинга и кибербуллинга на учебный год. Одной из задач профилактики буллинга является психолого-педагогическое просвещение родителей.
Проведение профилактических мероприятий позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство. 

Разработанное занятие с элементами тренинга для родителей было проведено на ежегодной школьной родительской конференции «Ответственное родительство», секция «Буллинг в школе».

 

Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе.

Задачи:

Познакомить родителей с понятием «Буллинг».

Формировать активную педагогическую позицию родителей.

Научить родителей распознавать ситуации травли.

Познакомить родителей со способами защиты своего ребенка от буллинга в школе.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме «Буллинг в школе», бейджи, рефлексивные листы, фломастеры, мячик.

Место реализации: МБОУ СОШ № 1.

Целевая группа: родители обучающихся МБОУ СОШ № 1.

Количество участников: 15.

Продолжительность занятия: 60 минут.

 

1.Вводная часть. Знакомство с группой, групповыми правилами.

 

Психолог: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на родительской конференции, в нашей секции «Буллинг в школе». Меня зовут Людмила Леонидовна. Я педагог-психолог нашей школы. В нашей секции мы познакомимся с понятием буллинг, основными его характеристиками, постараемся найти ответы на вопросы: что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу? В ситуациях когда ребенок агрессор и, что сделать, чтобы таких ситуаций не возникало.

Прежде чем приступить к обсуждению, давайте познакомимся.

Разминка.

Упражнение «Знакомство» - участники по кругу говорят свое имя и отвечают на вопрос: на что похоже мое настроение?

Обсуждение правил работы в группе.

При общении важно соблюдать правила. Всегда есть тот, кто слушает, и тот, кто говорит. Есть правила, которые наиболее важны.

1. Общение по принципу “Здесь и теперь”.

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, думают, т.к. боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в команду, в которой каждый смог бы увидеть себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждается то, что происходит в группе.

3. “Искренность в общении”.

Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Правило означает откровенное выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и самому себе. Естественно, никто не обижается на высказывания других членов группы.

4. “Конфиденциальность”.

Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы.

5. “Активное участие в происходящем”.

Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное.

6. “Уважение к говорящему”.

Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет.

7. “Правило поднятой руки”.

Если кто-то хочет высказаться – поднимает руку. Остальные должны обратить на него внимание и выслушать.

8. “Не давать оценок”.

Не оценивать других людей, их мнение, внешность, а принимать их такими, какие они есть.

Упражнение «Ассоциации».

Психолог: Какие у вас возникают ассоциации со словом «буллинг»? Родители высказываются по желанию.

 

2. Основная часть

Мини лекция с использованием мультимедийной презентации «Буллинг в школе».

 

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.

Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Прежде чем перейти к разработке эффективных ме­тодов разрешения проблемы буллинга, следует изучить виды, при­чины и возможные проявления данного явления во всем их многообразии.

Выделяют следующие виды буллинга:

А.Психологическое (моральное) насилие:

1.вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, клички.

2. социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;

3.кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

Б.Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство.

По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга:

словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.). 

бойкот,

физическая расправа.

распространение слухов и сплетен,

воровство.

Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга  выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.

Основные характеристики Буллинга

Умышленность

Регулярность

Неравенство сил

Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)

Не заканчивается сам по себе

Негативное психологическое воздействие на всех участников.

 

По статистике, больший процент детей за помощью при буллинге не обращаются:

62% детей не рассказывали о буллинге

24% делились с друзьями

2% рассказали родителям

Почему дети не обращаются за помощью?

Хочет справиться с этим самостоятельно

Дети могут бояться реакции от обидчика

Опасается, что накажут за слабость

Чувствуют, что никто о них не заботится

Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут.

 

Распределение ролей в буллинге


Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.
 

Инициаторами выступают один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса.

-дети, страдающие  от насилия в своей семье и  компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.

-школьники, стремящиеся к лидерству, власти, самоутвердению за счет других.

-легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

-часто нарушают дисциплину.

-склонны обвинять других в своих проблемах.

-агрессивные дети.

-физические сильные дети.


 

Жертвой или объектом буллинга:

часто становятся робкие,

тихие дети,

нередко физически слабые,

дети с нестандартной внешностью,

особым прилежанием в учебе,

чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность,  отстоять ее.

талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами,

дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.

 

Жертвой буллинга может стать любой ученик.

Возможные роли непопулярных школьников: «Шут»,«Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды»

 

ПОКОРНЫЕ

АГРЕССИВНЫЕ

им свойственна отрицательная «Я-концепция», часто представляют себя неудачниками, глупыми, стыдливыми и непривлекательными людьми;

могут находиться в одиночестве, не проявлять агрессии и отдаляться от группы школьников.

страдают от низкого чувства собственного достоинства;

интроверты, с плохо развитыми коммуникативными навыками;

 

сверхагрессивные и эмоционально нестабильные;

легко раздражаются и впадают в состояние гнева, поддаются провокациям;

не способны правильно интерпретировать намерения или высказывания;

не используют агрессию в качестве инструмента для достижения цели;

используют агрессию в качестве мести;

 

Возможные последствия для жертвы:

социальная изоляция, ассоциальное поведение, тревожные расстройства, психосоматика, ПТСР, риск суицида.

 

 

Свидетели

Активные помощники

Пассивные сторонники

подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием);

могут подначивать, провоцировать;

 

в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых

 

Эффект свидетеля проблемной ситуации в том, что они не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше очевидцев, тем меньше шансов, что начнут помогать пострадавшему.

 

Защитники

Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в классе может изменить ситуацию к лучшему.

Если защитников несколько и с их мнением в классе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Основные характеристики защитников:

Устойчивая система ценностей.

Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности

Способны самостоятельно регулировать свое поведение;

Оптимистический эмоциональный фон.

 

Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?

Если ваш ребёнок:

неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;

возвращается из школы подавленным;

часто плачет без очевидных причин;

никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;

очень мало говорит о своей школьной жизни;

одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, , и он никого не хочет позвать к себе.

В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.

 

 

Работа в группах.

Уважаемые участники: «давайте с вами разделимся на 2 группы». Участники рассчитаются на лимон- апельсин.

Сейчас мы с вами постараемся найти ответы на следующие вопросы:

 

Группа «лимонов» в ходе групповой дискуссии постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок жертва?»

Группа «апельсинов» постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок буллер?»

После обсуждения, представитель от каждой группы высказывается по данному вопросу.

Психолог подводит обсуждение родителей к конкретным рекомендациям, проговаривает их.

 

Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?
Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.). Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга; Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу. Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации; Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу; Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк. Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение. Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу. Выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе. Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один. Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.
Если ваш ребенок — обидчик

Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:

остановить ребенка-обидчика,

создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.

Вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.

Как этого добиться?

Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.

Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.

Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.

Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга.

Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.

Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.

Развивайте эмпатию.

 

Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге

t1585234348aa.png

 

 

И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?

Наладить контакты с учителями и одноклассниками;

Приглашать одноклассников в гости, особенно тех кому он симпатизирует;

Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;

Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье, вовлечение ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в семье (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рождения, чаще обнимайте и целуйте и т.д. );

Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка;

 

Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.

Родители вместе с детьми

 

Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением:


 

Обсуждение художественной литературы, раскрывающей проблему буллинга:

«Чучело» (1983 г.).
• «Класс» (2007 г.).
• «Розыгрыш» (2008 г.).

«Класс коррекции» (2014г.)

 

В.К. Железняков «Чучело».
• Хосе Тассиес «Украденные имена».
• В.Н. Ватан «Заморыш».
• Е.В. Мурашов «Класс коррекции».
• Стивен Кинг «Кэрри».
• Алексей Сережкин «Ученик».
• Андрей Богословский «Верочка».
• Джоди Пиколт «Девятнадцать минут».

 

Прикасайтесь к подростку как можно чаще- берите за руку, обнимайте, гладьте по голове.

Говорите что вы любите. Ребенок будет чувствовать себя любимым.

 

Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллин­га, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя не­навидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном те­рапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства мо­жет включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, воз­можны контакты с социальной службой, судебными органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия». (Раздать визитки телефона доверия).

 

3.Заключительная часть. Рефлексия.

Итак, уважаемые родители, мы с вами рассмотрели вопросы, связанные с буллингом в школе и способами помощи своим детям, оказавшимся в такой ситуации.

Рефлексия

Участники дают обратную связь, высказываются по кругу: что было полезным, мое настроение в конце занятия…

Заполняем рефлексивные листы. (Приложение 1)

 

Надеемся, что посещение данной секции было для Вас интересным и полезным!

 

Всего Вам доброго!

 

Список использованных электронных ресурсов:

Буллинг: диагностика, профилактика, коррекция. http://www.b17.ru/article/85575/

Буллинг. Ребенка травят в школе. https://www.stranamam.ru/article/9294763/

Буллинг от А до Я: Все, что должны знать родители. http://womo.ua/bulling-ot-a-do-ya-vse-chto-dolzhnyi-znat-roditeli/.

Профилактика буллинга (http://klepik.depon72.ru/?p=1348).

«Инновационные формы коррекции деструктивного поведения детей и подростков в условиях ФГОС» Селенина Е.В. Материалы с курсов повышения квалификации в рамках реализации проекта «Стоп буллинг».

«Диагностика, профилактика и коррекция жестокого обращения в образовательной организации» Муслумов Р.Р. Материалы с курсов повышения квалификации в рамках реализации проекта «Стоп буллинг».

Приложение 1

Рефлексивный лист

Мое настроение

t1585234348ab.gif

1 2 3 4 5

Информация интересная

t1585234348ac.png

1 2 3 4 5

Информация полезная

t1585234348ac.png

1 2 3 4 5

Что, на Ваш взгляд, было наиболее удачным и в чем?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие вопросы Вы бы хотели рассмотреть на последующих конференциях?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.