Урок технологии в 3 классе «Бумажная пластика. Дед мороз»
Тема: Бумажная пластика. Дед Мороз.
Цели:
Образовательные:
научить выполнять объемную елочную поделку из бумаги и картона;
повторить знания о развертке цилиндра;
закрепить умение работать с шаблонами, пользоваться ножницами;
учить читать информацию, представленную в разной форме (схемы, тексты);
Развивающие:
развивать воображение, дизайнерское мышление, речь, умение вырезать детали, экономно расходуя картон;
способствовать развитию творческих способностей;
Воспитательные:
повышать интерес к предмету, народным традициям.
воспитывать внимательность, аккуратность при выполнении объемной поделки, желание поздравить своих родных и близких
Планируемые образовательные результаты
Личностные: мотивация к учебной и творческой деятельности; понимание личной ответственности за будущий результат.
Предметные: умение работать по инструкционным картам, выбор приемов и материалов для изготовления и оформления изделия.
Межпредметные:
• регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу;
• познавательные - научатся извлекать необходимую информацию;
• коммуникативные - научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.
Демонстрационное оборудование: образцы изделий, картинки с изображением Деда Мороза и Снегурочки, инструкционная карта, клей, кисточка, ножницы, картон, бумага белая и цветная, линейка, цветные карандаши или фломастеры, рабочая тетрадь.
Словарь: бумажная пластика (бумагопластка) — это искусство художественного моделирования из бумаги.
Ход урока
1. Организационный момент
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и тихо садитесь.
2. Актуализация знаний
- Какое сегодня число? Это последний день осени. Осень закончилась. Какое время года сменяет осень?
- Поднимите руки, кто любит зиму. А за что вы ее любите? (За новогодние праздники, за подарки, за катание на санках, на коньках, на лыжах, за игры в снежки)
- Все ждут этот праздник – Новый год, украшают витрины магазинов, в городе устанавливают ёлки.
Мы любимых праздников
С нетерпеньем ждем.
Нам приносят праздники
Радость в каждый дом.
- О какой радости идет речь? Что приятнее: получать подарки или дарить подарки?
- Где взять подарок? Купить или сделать своими руками?
3. Сообщение темы, целей урока
- Догадались о чём пойдёт речь на уроке?
- Какова же цель нашей работы на уроке?
(Научиться выполнять объемную елочную поделку из бумаги и картона)
4. Основная часть. Работа над темой урока
- Сегодня в торжественной обстановке мы с вами открываем "Мастерскую Деда Мороза". Но доска заколдована. Пока вы не выполните задание, не сможем перерезать ленточку.
- Когда я пришла в класс, у меня на столе лежало письмо от Деда Мороза и Снегурочки. Они прислали вам интересную игру.
Дидактическая игра «Доскажи Словечко» (каждая команда говорит по-очереди)
Тихо, тихо, как во сне,Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)
- Я приглашаю вас в Мастерскую Деда Мороза! (разрезаем ленточку)
- Работать вы сегодня будете в группах. Каждая группа получит задание – выполнить объёмную поделку по инструкционным картам. Постарайтесь в группах распределить правильно обязанности, работать дружно, выслушивать, помогать. В конце урока каждая группа должна будет представить свою поделку и определить её предназначение. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой.
Правила работы в группе
1. Выбрать в группе ответственного.
2. Распределить задания.
3. Работать должен каждый на общий результат.
4. Слушать друг друга.
5. Уметь уступать.
6. Уметь договариваться.
7. Быть доброжелательным и терпимым.
8. Помогать друг другу.
- А сейчас отгадайте, какую игрушку вы будете делать?
Кто приходит к нам зимой
В гости к каждому домой,
С бородой и посошком,
И подарочным мешком?
Над усами красный нос.
Кто же это?…(Дед Мороз)
- Конечно, какой же Новый год без Деда Мороза! (Показ картинки или образца изделия) Это один из главных атрибутов праздника. Поэтому мы и начинаем подготовку к Новому году именно с него.
а) Конструкция изделия (Рабочая тетрадь)
- Из какого материала выполнена поделка? (бумага, картон)
- Нет более лучшего материала для творчества, чем обыкновенная бумага. Этот материал покладистый и откликается на самые различные идеи.
Бумажная пластика (бумагопластка) — это искусство художественного моделирования из бумаги.
Вы только начинаете постигать искусство бумагопластики, поэтому ваши работы не так сложны. Но от этого они не становятся менее интересными.
- Какая геометрическая фигура лежит в основе конструкции Деда Мороза?
(Цилиндр, он изображает туловище, голову и ноги)
- Какую форму имеет заготовка для цилиндра?
( Прямоугольник, размер его может быть разным, зависит от размера поделки. Можно использовать весь лист картона)
- Какими дополнительными деталями украшена фигурка Деда Мороза?
(Они служат для создания образа. «Голова» - лицо с волосами и бородой, меховая опушка шапочки, усы. Деталь «головы» длиннее основы, т.к. борода при завивке укорачивается. Усы – другой формы). Деталь головы уже размечена.
- Какие инструменты и материалы могут понадобиться нам для изготовления поделки? (Белая и цветная бумага, картон, цветные карандаши или фломастеры, линейка, ножницы, клей)
- Какое настроение должна вызывать эта поделка? (Радостное, праздничное)
- Как добиться того, чтобы игрушка была праздничной, вызывала у нас радость, веселье? (Украсить поделку)
б) Инструктаж по охране труда
- Какие инструменты, с которыми вы сегодня будете работать, опасны? (Ножницы, клей)
- Напомним правила безопасной работы с ножницами (У каждой группы на столе лежат инструкционные карты)
Не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы в открытом виде.
Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
При работе следи за пальцами левой руки.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
У каждой группы на столе инструкция по выполнению работы
Инструкция (Дед Мороз) 1. Построить основу (цилиндр) и дополнительные детали (лицо с волосами и бородой, меховая опушка шапочки, усы). 2. Вырезать все детали и обработать их (волосы и бороду сделать кудрявыми, полоску для меховой опушки шапочки надрезать с одной стороны) 3. Собрать изделие (склеить основу - цилиндр, все детали поочерёдно наклеить на основу) 4. Нарисовать глаза, нос 5. Приклеить усы 6. Украсить костюм |
в) Практическая работа
Каждая группа представляет свою поделку и определяет её предназначение
(Поставить под ёлку, спрятав в них подарки, сюрприз, эти фигурки могут украсить праздничный стол, могут украсить ёлку в качестве игрушки)
5. Итог урока
-Вот и подошёл к концу наш урок.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? (Научиться выполнять объемную елочную поделку из бумаги и картона)
- Как вы думаете, удалось ли нам её достичь? Почему? (Красивые поделки)
Учить делать поделки из бумаги по шаблону.
Формировать интерес к творческой деятельности. Совершенствовать технику работы с бумагой.
Развивать внимание и связную речь на основе упражнений «доскажи словечко».
Воспитывать старательность и аккуратность, эстетическое отношение к результату своего труда.
Заключительное слово учителя.
- Посмотрите, какие разные игрушки у вас получились! У одного Дед Мороз с длинной бородой, у другого - с короткой. Кто-то одел его в белую шубу, кто-то - в ярко-красную. А какие разные шапки. Все мы видим мир по - разному, и ваше творческое воображение рисует вам образы, отличающиеся от других. Поэтому и нет двух одинаковых фигурок. Вот и готовы главные персонажи новогодних праздников.
6. Рефлексия
- Какой момент урока вам показался самым интересным? Почему?
- А теперь сюрприз. Скоро Новый год и я хочу подарить вот такую елочку, которая будем вам напоминать о предстоящем празднике.
- Ребята, вы действительно оказались самые внимательные, находчивые и умные дети, настоящие дизайнеры.
Зима - время чудес. А чудеса приходят невидимо. Закроем глазки. Представим себе снегопад.
- На столах у вас лежат снежинки. Если вы довольны своей работой, то нарисуйте ей глазки и улыбку. Если вы не очень довольны своей работой, то можете нарисовать грустную снежинку. Мы устроим снегопад, прикрепим свои снежинки на ёлку.
- Урок окончен. Спасибо!
Антропова Мария Александровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Кияйкина Наталья Федоровна