Программа внеурочной деятельности «Бумажная пластика» в 3 классе
МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №1 им. И.С.Гаврильева»
Программа Внеурочной деятельности «Бумажная пластика»3классе.
Составила: учитель изо,технологии
Иванова И.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности "Бумажная пластика" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы
Воспитание и обучение в внеурочной деятельности осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Цель - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Ожидаемые результаты
В результате внеурочного обучения в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);
* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность комплектуется в основном из учащихся 3 класса. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 12-15 человек. Режим работы кружка для первого года обучения –1 занятия в неделю. Всего: 34 часа.
Календарно-тематическое планирование, объединение «Бумажная пластика», 1 год обучения
№ | Тема занятия | Час | Дата 3 а | Дата 3 б | Форма обуч | |
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с планом работы | 1 | 7.09 | 7.09 | до | |
2 | Знакомство с историей возникновения аппликации. Виды аппликации. | 1 | 14.09 | 14.09 | | |
3 | Аппликация «Весёлый автомобиль» (Аппликация из старых ярких журналов) | 1 | 21.09 | 21.09 | | |
4 | Аппликация «Осенний калейдоскоп» (с использованием природного материала) | 1 | 28.09 | 28.09 | | |
5-6 | Аппликация «Совушка», «Гусь на лугу» ( с использованием птичьих перьев) | 2 | 5.10 12.10 | 5.10 12.10 | | |
7 | Аппликация «Семья пингвинов» (чёрно-белая работа) | 1 | 19.10 | 19.10 | | |
8 | Аппликация «На морском дне» ( с использованием природного материала) | 1 | 26.10 | 26.10 | | |
9-10 | Аппликация «Мир насекомых» | 2 | 10.11 17.11 | 9.11 16.11 | | |
11 | Индивидуальная самостоятельная мастерская. Выставка аппликаций из бумаги | 1 | 24.11 | 23.11 | | |
12-14 | Художественное вырезание «Золотая рыбка»,»Бабочка на цветке», «Ажурные сердечки», «Рождественский ангел» ( обведение шаблонов, вырезание) | 3 | 1.12 8.12 | 30.11 7.12 | | |
15 | Мозаика из бумаги. Знакомство с историей мозаики. Обрывная мозаика | 1 | 15.12 | 14.12 | | |
16-17 | Мозаика из бумаги. Изготовление ёлочки-коробочки для сувениров. Украшение её. | 2 | 22.12 12.01 | 21.12 28.12 | | |
18-19 | Мозаика из бумаги. Изготовление символа 2019 Украшение её. | 2 | 19.01 26.01 | 11.01 18.01 | | |
20-21 | Мозаика из бумаги. Изготовление новогодней гирлянды | 2 | 2.02 9.02 | 25.01 1.02 | | |
22 | Мозаика из бумаги. Изготовление новогодней открытки «Снеговик», «Часы» | 1 | 16.02 | 8.02 | | |
23 | Мозаика из бумаги. Индивидуальная самостоятельная мастерская | 1 | 23.02 | 15.02 | | |
24 | Оригами. Знакомство с историей возникновения оригами | 1 | 2.03 | 22.02 | | |
25-27 | Оригами. Жираф. Собачка. Посуда. Головные уборы. Чтение схем, выполнение работы, оформление | 3 | 9.03 16.03 | 1.03 15.03 | | |
28 | Ори гамии. Бабочки над цветами. Коллективная работа | 1 | 6.04 | 5.04 | | |
29 | Изонить. Что такое изонить | 1 | 13.04 | 12.04 | | |
30 | Открытки в технике изонить | 1 | 20.04 | 19.04 | | |
31 | Открытки в технике изонить | 1 | 27.04 | 26.04 | | |
32 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Медвежонок в технике сминание. | 1 | 4.05 | 3.05 | | |
33 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Верблюд в технике сминания. | 1 | 11.05 | 10.05 | | |
34 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Корова на лугу. | 1 | 18.05 | 17.05 | | |
| Заключительное занятие. (выставка поделок) | | 25.05 | 24.05 | |
ЛИТЕРАТУРА
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.
3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.
4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
5. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1995г., N4
7. В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5