*Обмен информацией
Выступления членов групп.
Можно идеи записать на доске или показать подготовленные слайды.
Ведущий корректирует идеи родителей. Дальнейшее обсуждение вопроса ведёт по задуманному сценарию. Опираясь на идеи, предложенные родителями. В дальнейшем все выдвинутые идеи постепенно ( можно все сразу) открываются на слайде или фиксируются на доске.
«Я бы осудила Таню»
«Я бы Таню похвалила»
*Идёт обсуждение
Можно увидеть, что выявляются две позиции: «осудить» и «одобрить». Однако, спор может зайти в тупик. Сейчас главная задача КР состоит в том, чтобы смягчить противоречия, а ещё лучше на время перевести разговор на другие обстоятельства. Необходимо направить обсуждение ситуации в таком направлении, чтобы участники поняли, что главным действующим героем в данной ситуации является Таня и как бы они поступили: осудили её или одобрили. Необходимо подвести их к главной мысли : а правильно ли она поступила; чтобы каждый из них сказал ей; что бы они ей посоветовали; чтобы они увидели, что Таня не права так же, как и Оля.
«Таня и её семья»
КР. Послушайте, мы же не знаем ни Тани, ни Оли, ни их родителей. Как же можно решать за них? Что хорошо для одной семьи, не годиться для другой.
*Выступления родителей.
КР. Не будем спешить с оценками. Если с вами согласиться, то и опытный, и неопытный человек могут выглядеть перед ситуацией одинаково беспомощно. Кому-то в этих задачах не хватает чувства реальности, необходимости действовать, принимать решения. Но зато есть возможность подумать. Распознать, что кроется за словами и поступками. Например, так ли мало мы знаем о Тане и её родителях? Сам поступок Тани, её последующее поведение в классе и дома – разве не встаёт за всем этим её живой характер? И об отношениях Тани с родителями можно судить по её откровенности с ними.
*Обмен мнениями
КР обращается с вопросами: А какой у нё характер? А как она потом поступила при учителе? А дома с родителями? Постепенно подходим к обсуждению обстановки в классе в целом, как о коллективе. Можно ли сделать какие-то выводы о взаимоотношениях в классе, что очень важно… Мысль подхвачена…
Вместе с участниками формируется четвёртая идея.
«В классе сложились две группировки. Оля и Таня - лидеры»
Вопрос: А может ссора между девочками лишь вспышка давней вражды? И если это так, то трудно рассчитывать, что всё утихнет само собой.
-Может поговорить с Таней?
-Может поговорить с Олей?
-А о чём сними говорить?
-Обсудить в классе при всех.. или…
-Может быть поговорить с родителями девочек?
-А что это даст?
Так, шаг за шагом, всё глубже участники вникают в ситуацию. Родители более внимательно и терпимо прислушиваются друг к другу. Приходят к выводу: девочек надо помирить. Значит надо обратиться к классному руководителю с просьбой помочь им разобраться. С чего начать? Что ему посоветовать, а что он посоветует родителям? А может сначала с ребятами встретиться, обсудить девочек при всех или только с ними поговорить?...
На данном этапе КР несёт огромнейшую ответственность перед подростками и их родителями за правильный выход из сложившейся ситуации. Он должен всё очень хорошо обдумать и быть готовым к этой встрече с родителями. Может быть ему воспользоваться помощью коллектива класса и обсудить происшествие на классно часе? Пусть ребята обсудят обеих девочек и те извинятся перед классом и друг перед другом. Нет. Верх должна одержать другая точка зрения. Присутствие ребят при обсуждении конфликта не поможет, а помешает. Нельзя забывать о том. Что класс расколот и осуждение «чужих» не подействует, а «свои» против своего лидера выступать не станут. Другое дело – разговор с глазу на глаз с каждой девочкой по очереди, а потом с обеими вместе. Начать лучше с Тани – с ней легче. Если удастся погасить вражду между ними. В классе об этом станет известно, обстановка разрядится. Можно восстановить мир в классе… Провести серьёзный разговор с ребятами о невозможности сквернословия… (но это уже другая проблема и решать её надо потом). Нужно хорошо обдумать, о чём говорить сними… Для начала Таня должна найти в себе мужество простить Оле её вину и признать перед ней свою. Олю же надо убедить, что вела она себя с самого начала недостойно, и кто-то должен был её остановить. Это сделала Таня, хотя не лучшим образом, за что и должна извиниться перед Олей. Вот о чём КР должен хорошо подумать. Но как поступить в данный момент? Что посоветовать родителям и детям?
Как вы думаете, что в этот момент всего важнее не только для девочек, но и для родителей, для нас, взрослых?
*Участники высказывают своё мнение.
Давайте поступим так. Вы видите выписанные в столбец глаголы. Можно ли ими воспользоваться и каким образом?
Ругать
Поддержать
Осудить
Посочувствовать
Успокоить
Подбодрить
Быть опорой
Переживать
Одобрить
Хвалить
Идёт обсуждение о применении каждого глагола пол отношению к девочкам, и делаются выводы
Ругать - не надо
Поддержать - обязательно
Осудить - не девочек, а средство – оплеуху, избрав которое она, Таня, опустилась к тому, с чем боролась, нецензурную реплику Оли
Посочувствовать а как? Может не надо?
Успокоить - в первую очередь
Подбодрить - в первую очередь
Быть опорой - обязательно будем
Переживать - переживаем
Одобрить - можно, мотивы (причины) поведения Танин – да, Олин - нет
Хвалить - Таню можно похвалить за то, что не отступила перед хамством, не скрыла поступок от учительницы, не испугалась рассказать родителям
Итак, мы сегодня проиграли ситуацию, взятую из жизни, и вы это поняли. А вдруг Танина мама среди нас, и она задаст нам с вами вопрос: «Так что же Таня должна была сделать? Не обращать внимания на брань?»
*Идёт обмен мнениями.
И ответ нужен точный, верный, не допускающий фальши. Предположим, мы посоветуем Тане не обращать внимания на брань, пропустить мимо ушей. Это хуже, чем ей вообще не ответить, Это не для неё. После такого ответа она перестанет доверять людям.
Давайте скажем по-другому. Самое сильное в этот момент- ответить Оле с презрением: «Эх ты, а ещё девочка» Но при этом нужно проявить выдержку и настойчивость и если Таню поддержат и другие девочки, объявив войну сквернословию, то это может стать уроком не только для Оли, но и ещё для кого-то.
…А для начала Тане найти в себе мужество простить Олю её вину
*Идёт обсуждение
Приходим к выводам
Надо задуматься, а как бы я повёл себя в этой ситуации.
Каждому человеку необходимо научиться сохранять мир в сложных ситуациях.
Скажем «нет» сквернословию.
Надо быть честным.
Надо уважать не только себя . но и других.
Кто сам собой не управит . тот других не наставит.
Спешите делать добрые дела!
Кл.рук. зачитывает стихотворение:
В мире по-разному можно жить,
В горе жить, или в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости .
А можно и так: утром рано вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям!
|