Час общения с родителями на тему «Конфликтные взаимоотношения со сверстниками» (по рассказу «Оплеуха»)

1
0
Материал опубликован 18 November 2017 в группе

Час общения с родителями

Тема: «Конфликтные взаимоотношения со сверстниками»

Цель: Дать возможность родителям через рассказ «Оплеуха» разобраться в конфликтной ситуации между детьми и помочь им найти лучший выход

Задачи:1. Акцентировать внимание родителей на событии рассказа.

2. Дать родителям возможность высказать свою точку зрения на предмет обсуждения и прислушаться к другим точкам зрения.

3. Предоставить родителям возможность с помощью рассказа «Оплеуха» дополнить представление о себе как о родителе

Ах, как нам добрые слова нужны,

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может, не слова, дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

Во глубине души хранимы,

Чтоб их достать в тот самый час

Когда они другим необходимы.


 

п/п

Этап

Деятельность классного руководителя и родителей

1.

Организация

*Приветствие участников.

Здравствуйте, уважаемые родители. Этот час мы проведём не совсем обычно, а устроим час общения, час разговора по проблеме, которую нам надо сейчас определить.

2.

Мотивация

*Создание первоначального интереса

Для начала попробуем определить какие именно проблемы ставят перед нами наши дети ( родители называют проблемы, сложности, с которыми они сталкиваются)

Выделились проблемы:

1.Проблемы успеваемости.

2. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками

3. Конфликтные взаимоотношения с родителями.

4.Отрицательные личные качества ребёнка.

5. Отрицательные личные качества родителей.

6.Поведение.

7.Невыполнение домашних заданий.

Сегодня мы обратим внимание на проблему конфликтных взаимоотношений со сверстниками.

*Сообщение темы занятия и цели.

Мы хотим видеть своего сына или дочь умным, порядочным человеком, способным отвечать за себя и последствия своих поступков. Он может научиться этому, сталкиваясь с последствиями, делая выводы. Родители должны помочь ребёнку в различных ситуациях, трудностях, которые у него возникают. Родителям не надо забывать, что самой природой им предназначено быть опорой своему ребёнку. Нет плохих детей, как и нет плохих взрослых. Есть отрицательные поступки, за которые необходимо рано или поздно отвечать, не сегодня, так в будущем, так как происходит формирование характера человека и его привычек . Жизнь сама расставляет всё по полочкам..Но чтобы в жизни человека было как можно больше хорошего, а плохого совсем мало, или вообще не было, детям надо помогать. Детей надо учить находить положительный выход из любой ситуации. Наши дети взрослеют, становятся умнее. И нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними и их окружением становилось всё меньше. Но так не всегда происходит. Почему? Нас волнует поведение подросших детей и трудности ,связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся найти причины появления проблем в поведении детей и рассмотреть пути их решения.

*Идёт совместное обсуждение и осознание существования проблемы конфликтов среди детей. Обсуждение ситуаций «Что делать, если ….». Совместно приходят к решению: как трудно найти выход; нужно находить пути решения и т.п.

Хорошо. Попробуем сегодня хоть немного разобраться в этом сложном вопросе.

Давайте будем общаться: выступать. Спорить. Предлагать, проявлять инициативу, высказывать своё мнение, слушать друг друга, понимать, думать. Чтобы нам было легче, я предлагаю вам послушать рассказ «Оплеуха» и от него мы будем отталкиваться.

*Чтение рассказа «Оплеуха»

«…..8 класс.

На перемене Оля даёт объявление. Одна из девочек что-то переспрашивает. Оля отпускает в её адрес нецензурную реплику

«Что, что ты сказала?» - спросила Таня. В ответ Оля громко и отчётливо повторяет грязное выражение, но уже в адрес Тани.

«За такие слова бьют по морде», - ответила Таня с вызовом. «А ты ударь!» - в тон ей ответила Оля. И Таня бьёт Олю по лицу.

В классе шум. Мнения ребят разделились. Страсти не унимаются к началу урока. Учительница, она же классный руководитель, спрашивает: «Что случилось?» Все молчат. Пауза затягивается, и тогда Таня встаёт и заявляет: «Я дала ей по морде». «Как?...Что за слова?...Как же ты могла?...» «Она заслужила» - ответила Таня.

Классный руководитель в полной растерянности.

Всё это происходит накануне родительского собрания.

Дома Таня предупреждает родителей: «Наверное, меня будут ругать в школе» И она рассказала родителям о том, что произошло в классе. «Но я себя не чувствую виноватой. Я поступила правильно!»

Вопросы, которые предлагает КР на обсуждение:

1.Приходилось ли вам встречаться с такой ситуацией?

2. Скажите, а может ли ваш ребёнок попасть в такую ситуацию?

3.Как бы вы поступили в такой ситуации, что бы вы предприняли?

4.Вы согласны с тем, что такие ситуации непредсказуемы?

3.

Ориентация

*создание карты идей

Участникам предлагается разбиться на группы. Количество групп и число членов группы зависит от общего количества участников. Каждой группе выдаётся карта идей, которую они должны заполнить и советы, как её заполнять.

Карта идей

 

Оплеуха

 

4

1-я идея

2-я идея

3-я идея

4 идея

5 этап

Основной

Обмен идеями

Итог .

Выводы

*Обмен информацией

Выступления членов групп.

Можно идеи записать на доске или показать подготовленные слайды.

Ведущий корректирует идеи родителей. Дальнейшее обсуждение вопроса ведёт по задуманному сценарию. Опираясь на идеи, предложенные родителями. В дальнейшем все выдвинутые идеи постепенно ( можно все сразу) открываются на слайде или фиксируются на доске.

«Я бы осудила Таню»

«Я бы Таню похвалила»

*Идёт обсуждение

Можно увидеть, что выявляются две позиции: «осудить» и «одобрить». Однако, спор может зайти в тупик. Сейчас главная задача КР состоит в том, чтобы смягчить противоречия, а ещё лучше на время перевести разговор на другие обстоятельства. Необходимо направить обсуждение ситуации в таком направлении, чтобы участники поняли, что главным действующим героем в данной ситуации является Таня и как бы они поступили: осудили её или одобрили. Необходимо подвести их к главной мысли : а правильно ли она поступила; чтобы каждый из них сказал ей; что бы они ей посоветовали; чтобы они увидели, что Таня не права так же, как и Оля.

«Таня и её семья»

КР. Послушайте, мы же не знаем ни Тани, ни Оли, ни их родителей. Как же можно решать за них? Что хорошо для одной семьи, не годиться для другой.

*Выступления родителей.

КР. Не будем спешить с оценками. Если с вами согласиться, то и опытный, и неопытный человек могут выглядеть перед ситуацией одинаково беспомощно. Кому-то в этих задачах не хватает чувства реальности, необходимости действовать, принимать решения. Но зато есть возможность подумать. Распознать, что кроется за словами и поступками. Например, так ли мало мы знаем о Тане и её родителях? Сам поступок Тани, её последующее поведение в классе и дома – разве не встаёт за всем этим её живой характер? И об отношениях Тани с родителями можно судить по её откровенности с ними.

*Обмен мнениями

КР обращается с вопросами: А какой у нё характер? А как она потом поступила при учителе? А дома с родителями? Постепенно подходим к обсуждению обстановки в классе в целом, как о коллективе. Можно ли сделать какие-то выводы о взаимоотношениях в классе, что очень важно… Мысль подхвачена…

Вместе с участниками формируется четвёртая идея.

«В классе сложились две группировки. Оля и Таня - лидеры»

Вопрос: А может ссора между девочками лишь вспышка давней вражды? И если это так, то трудно рассчитывать, что всё утихнет само собой.

-Может поговорить с Таней?

-Может поговорить с Олей?

-А о чём сними говорить?

-Обсудить в классе при всех.. или…

-Может быть поговорить с родителями девочек?

-А что это даст?

Так, шаг за шагом, всё глубже участники вникают в ситуацию. Родители более внимательно и терпимо прислушиваются друг к другу. Приходят к выводу: девочек надо помирить. Значит надо обратиться к классному руководителю с просьбой помочь им разобраться. С чего начать? Что ему посоветовать, а что он посоветует родителям? А может сначала с ребятами встретиться, обсудить девочек при всех или только с ними поговорить?...

На данном этапе КР несёт огромнейшую ответственность перед подростками и их родителями за правильный выход из сложившейся ситуации. Он должен всё очень хорошо обдумать и быть готовым к этой встрече с родителями. Может быть ему воспользоваться помощью коллектива класса и обсудить происшествие на классно часе? Пусть ребята обсудят обеих девочек и те извинятся перед классом и друг перед другом. Нет. Верх должна одержать другая точка зрения. Присутствие ребят при обсуждении конфликта не поможет, а помешает. Нельзя забывать о том. Что класс расколот и осуждение «чужих» не подействует, а «свои» против своего лидера выступать не станут. Другое дело – разговор с глазу на глаз с каждой девочкой по очереди, а потом с обеими вместе. Начать лучше с Тани – с ней легче. Если удастся погасить вражду между ними. В классе об этом станет известно, обстановка разрядится. Можно восстановить мир в классе… Провести серьёзный разговор с ребятами о невозможности сквернословия… (но это уже другая проблема и решать её надо потом). Нужно хорошо обдумать, о чём говорить сними… Для начала Таня должна найти в себе мужество простить Оле её вину и признать перед ней свою. Олю же надо убедить, что вела она себя с самого начала недостойно, и кто-то должен был её остановить. Это сделала Таня, хотя не лучшим образом, за что и должна извиниться перед Олей. Вот о чём КР должен хорошо подумать. Но как поступить в данный момент? Что посоветовать родителям и детям?

Как вы думаете, что в этот момент всего важнее не только для девочек, но и для родителей, для нас, взрослых?

*Участники высказывают своё мнение.

Давайте поступим так. Вы видите выписанные в столбец глаголы. Можно ли ими воспользоваться и каким образом?

Ругать

Поддержать

Осудить

Посочувствовать

Успокоить

Подбодрить

Быть опорой

Переживать

Одобрить

Хвалить

Идёт обсуждение о применении каждого глагола пол отношению к девочкам, и делаются выводы

Ругать - не надо

Поддержать - обязательно

Осудить - не девочек, а средство – оплеуху, избрав которое она, Таня, опустилась к тому, с чем боролась, нецензурную реплику Оли

Посочувствовать а как? Может не надо?

Успокоить - в первую очередь

Подбодрить - в первую очередь

Быть опорой - обязательно будем

Переживать - переживаем

Одобрить - можно, мотивы (причины) поведения Танин – да, Олин - нет

Хвалить - Таню можно похвалить за то, что не отступила перед хамством, не скрыла поступок от учительницы, не испугалась рассказать родителям

Итак, мы сегодня проиграли ситуацию, взятую из жизни, и вы это поняли. А вдруг Танина мама среди нас, и она задаст нам с вами вопрос: «Так что же Таня должна была сделать? Не обращать внимания на брань?»

*Идёт обмен мнениями.

И ответ нужен точный, верный, не допускающий фальши. Предположим, мы посоветуем Тане не обращать внимания на брань, пропустить мимо ушей. Это хуже, чем ей вообще не ответить, Это не для неё. После такого ответа она перестанет доверять людям.

Давайте скажем по-другому. Самое сильное в этот момент- ответить Оле с презрением: «Эх ты, а ещё девочка» Но при этом нужно проявить выдержку и настойчивость и если Таню поддержат и другие девочки, объявив войну сквернословию, то это может стать уроком не только для Оли, но и ещё для кого-то.

А для начала Тане найти в себе мужество простить Олю её вину

*Идёт обсуждение

Приходим к выводам

Надо задуматься, а как бы я повёл себя в этой ситуации.

Каждому человеку необходимо научиться сохранять мир в сложных ситуациях.

Скажем «нет» сквернословию.

Надо быть честным.

Надо уважать не только себя . но и других.

Кто сам собой не управит . тот других не наставит.

Спешите делать добрые дела!

Кл.рук. зачитывает стихотворение:

В мире по-разному можно жить,

В горе жить, или в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости .

А можно и так: утром рано вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям!


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература

Статья журнала «Семья и школа» (80-е годы)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации