Классный час в 7 классе на тему «Культура взаимоотношений»
Цели мероприятия:
обучающие: актуализировать знания о Библии, способствовать формированию навыков анализа текста и систематизации
учебного материала;
развивающие: создать условия для развития навыков межличностного общения, познавательной активности учащихся, способствовать формированию у детей социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций; содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы;
воспитательные: способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, обеспечить возможность для развития культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.
Инвентарь: ручки, небольшие листы бумаги для каждого ученика с напечатанным словом ДРУГ, текст басни Эзопа (распечатанный на бумаге (один на парту), либо спроецированный на экран), Библия, карточки с распечатанными библейскими стихами, карточки с описанием конфликтных ситуаций, веревка (длиной не менее 4 метров), бечевка, ножницы, памятки (по количеству детей).
Ход классного часа.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть одиночества. Нуждаясь в общении, он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество.
Мы с вами в лучшем положении. Но, оказывается, установить правильные взаимоотношения в обществе, в котором мы живем, не всегда просто. Это общество составляют совершенно разные люди: разные по характерам, взглядам, воспитанию, по своим ценностям, темпераменту и т.д. Одни люди нам нравятся больше, другие – меньше. С одними нам приятно общаться, других нам даже видеть не хочется. Но взаимодействовать с разными членами человеческого сообщества нам необходимо. Как правильно относиться к людям, выстроить взаимоотношения с ними – об этом наш классный час.
2. Ассоциативный ряд.
А) Ученикам раздаются листочки, сверху которых написано слово ДРУГ.
Задание: составьте цепочку из 10-12 слов–ассоциаций к слову ДРУГ (записать все слова, которые пришли в голову в связи с этим понятием).
Б) Обсуждение (после выборочного чтения отдельных ответов).
- Вы прекрасно выявили основные принципы дружбы и качества друзей - об этом говорят ваши слова-ассоциации. Акцентируем внимание на том, что лежит в основе взаимоотношений (уважение, доброта, взаимопомощь, общение, умение уступать, совместная деятельность и т.д.).
- Прилагали ли вы усилия для того, чтобы у вас были друзья, или это получилось само собой?
- Что конкретно вам приходится делать, чтобы поддерживать дружеские отношения?
-
Вывод: хорошие взаимоотношения между людьми – это труд.
На доске записывается главное слово ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. По ходу классного часа будем составлять кластер, записывать элементы, которые помогают раскрыть изучаемое понятие. В каждом разделе классного часа в конце сформулирован вывод. Ключевое слово вывода и будет записываться как составляющая формируемого понятия.
Для справки. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
- В кластер добавляем слово труд.
3. Работа по басне Эзопа «Солнце и Ветер».
Раздать листы с напечатанным текстом басни (или показать текст на экране).
Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.
– Я докажу, что я сильнее, – воскликнул ветер. – Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился. Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.
Чтение басни и ее анализ по вопросам:
-
- В чем смысл спора солнца и ветра? (доказать силу).
- Какими методами действует ветер, какими – солнце?
- Чьи методы и почему дали результат?
- В чем же сила?
- Вывод: доброжелательный и дружеский подход и понимание людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.
- В кластер добавляем слово доброта.
4. Работа над смыслом слова доброта.
Доброта. Такое привычное слово. Что оно означает на практике? Добрый человек – какой он в жизни? На кого направлена доброта – на себя или на другого? Если только на себя, то такой человек называется эгоист.
Задание: составить синквейн на тему ДОБРОТА.
Пример. Доброта.
Бескорыстная, искренняя.
Уважает, прощает, помогает.
Умеет понимать чувства других.
Любовь.
После чтения некоторых вариантов синквейнов детей, обсуждения, формулируется понятие доброты.
Доброта – душевная чуткость, отзывчивость души, расположение к людям, участие, доброжелательность.
- Вывод: надо проявлять любовь и уважение к людям, ценить их, чтобы всем окружающим было хорошо и тепло рядом с вами.
- В кластер добавляем слова: любовь, уважение.
5. Мое формирование.
Что делать, скажете вы, если во мне не находится столько душевного тепла, чтобы проявлять добросердечность, любить людей? Где взять эту доброту? Вы, ребята, сейчас формируетесь, и очень важно делать правильные шаги в деле построения своего внутреннего мира, становления своих жизненных принципов.
А) Работа с Библией.
«Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в тайную глубину этой божественной книги... Основания Евангелия - откровение истины через посредство любви и благодати».
Это не мои слова. Это слова В.И. Белинского. Многие классики, ученые, обычные люди обращались к этой книге мудрых советов – Библии.
А.С. Пушкин: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нём находим всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой древности!... Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней всё есть».
Если А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский черпали мудрость в Библии, значит и нас она может многому научить. Мы с вами проанализируем только два стиха из этой книги (желательно иметь Библию на уроке, найти в ней и прочитать эти стихи).
Разделить класс на 2 группы, раздать карточки с библейскими стихами и вопросами.
Задание: каждая группа обсуждает, затем готовит представителей для ответов на вопросы. Время подготовки – 5 минут.
1 группа
Прочитайте библейский стих |
Ответьте на вопросы |
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12 - Золотое правило Библии). |
1. Как вы понимаете данный совет Библии?
|
2. Как применить этот принцип в практической жизни? Приведите примеры. |
2 группа
Прочитайте библейский стих |
Ответьте на вопросы |
“Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя” (Рим.13:9). |
1. Как вы понимаете данный совет Библии?
|
2. Как применить этот принцип в практической жизни? Приведите примеры. |
- Вывод: читая Библию, мы узнаем Божьи принципы взаимоотношений людей. Это любовь, желание добра ближнему. Бог может поместить в наше сердце любовь и доброту к людям.
- В кластер добавляем: золотое правило Библии.
Б) Мы себя сами во многом формируем. Наши окна в мир – органы чувств. Чем мы наполняем себя через них? Мы есть то, на что мы смотрим, что мы слушаем, даже, что мы едим. Давно доказано, что влияние книг, телевидения, интернета, фильмов, музыки на человека довольно сильно. Эти виды искусства, как и многие другие, затрагивают эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, стоят у истоков развития личности. Поэтому важно быть избирательным в этом вопросе. Смотрите и слушайте то, что возвышает, духовно и нравственно формирует. Все это скажется на ваших отношениях с людьми.
Я знаю аксиому
Главнейшую в судьбе:
Не делай зла другому -
Не будет зла тебе.
Холодной думай головой!
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернется непременно!
- В кластер добавляем фразу: зависят от моих жизненных принципов.
6. Упражнение «Ящик недоразумений»
Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
Формируются малые группы. Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация - это зарождение своеобразного конфликта.
Задание: найти правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт. Отвечает представитель группы.
1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... (продолжите). Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
- Какая может быть реакция учителя на слова Сергея?
- Что бы вы сделали в этой ситуации на месте Сергея, учителя?
3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
- Какова может быть реакция девушки?
- Что бы вы сделали на месте мамы?
Ответы представителей групп. Обсуждение.
Среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других. Деструктивный способ - решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Это работа в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствования.
- Вывод: если вы хотите иметь мир в сердце и во взаимоотношениях с окружающими, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.
- В кластер записываем: контроль мыслей и поступков.
7. Игровое задание «Логово змеи».
Вызываются желающие (человек 7-8), выстраиваются в шеренгу плечом к плечу лицом к классу. Необходимо связать ноги участникам: левая нога первого привязана к правой ноге второго, левая нога второго привязана к правой ноге третьего и т.д. Между стульями перед шеренгой натянуть веревку на высоте 20-30 см.
Задание. Представьте, что вы в джунглях. Ваши ноги опутали лианы, перед вами лежит змея. Нужно перешагнуть ее, не задев, вот в таком связанном состоянии.
Для учителя. После первого замешательства дети должны начать общаться между собой и, предлагая разные варианты решения проблемы, прийти к следующему: первый и второй одновременно поднимают свои связанные ноги и перешагивают, затем второй (оставшуюся левую ногу) одновременно с третьим (правую ногу) и т.д.
Обсуждение.
-
- Что необходимо было, чтобы решить проблему? (начать общаться)
- Каждый сам мог выполнить задание? (необходимо сотрудничество, взаимопомощь)
- Вывод: здоровые взаимоотношения формируются, если человек развивает в себе умение общаться, договариваться. Войны, конфликты – от неумения людей вести диалог.
- В кластер добавляем: умение общаться, взаимопомощь.
8. Заключение.
Наша последняя игра – аллегория. Как физически вы были связаны друг с другом бечевкой, так в обществе присутствуют невидимые нити взаимодействия, которыми мы «связаны». И отношения между людьми регулируются определенными законами, некоторые из которых мы сегодня рассмотрели. Попробуйте применить свои новые знания на практике сегодня же, выстраивая хорошие отношения с одноклассниками, со своими родителями, братьями и сестрами, соседями, чужими людьми в транспорте, общественных местах. Отнеситесь к ним так, как хотели бы, чтобы отнеслись к вам. И увидите, как много добрых и прекрасных людей, оказывается, живет рядом с вами.
Все ученики получают памятки «Правила межличностных отношений».
Правила межличностных отношений |
• проявляй внимание к людям, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их; • никогда не смейся над физическими недостатками людей; • всегда и во всём помогай младшим и слабым; • не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу; • не придумывай никому обидных прозвищ; • учись правилам общения; • если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь напоминания; • всегда выполняй данные тобой обещания; • никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь; • контролируй свои мысли и поступки; • всегда будь точным: неточность — это, прежде всего, невежливость; • никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма; • никогда не проявляй к людям неуважения, дерзости, грубости или хамства. • Помни золотое правило Библии: «ВО ВСЁМ КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК И ВЫ ПОСТУПАЙТЕ С НИМИ».
|