Части речи
Добрый день, ребята! Тихонечко садимся!
Организационный момент
Этап мотивации к учебной деятельности
Проверим готовность к уроку русского языка (на парте учебник, тетрадь, дневник, пенал с цветными карандашами). Напомним друг другу о том, как нужно правильно сидеть за партой.
Вчера вечером я получила вот такое сообщение на телефон от начальника по борьбе с нарушителями: Дорогие ребята 3 класса! Мы разыскиваем опасного преступника, который тщательно заметает за собой следы. Он уже добрался до самого важного – частей речи, были украдены древние и важные схемы характеристик частей речи. Я верю, что только вы можете помочь отыскать их! Вам предстоит пройти множество трудных заданий, выполнив которые вы сможете собрать схемы характеристик частей речи. Помните, что только сплочённый коллектив сможет хорошо выполнить все задания. Удачи, мои юные друзья!»
Звучит музыка
Ребята, кому могут принадлежать эти предметы?
Правильно! Сыщик, детектив
Ребята, наш урок сегодня необычный. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство.
– Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы).
Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование.
А кто такой детектив? Давайте, посмотрим, что значит это слово в толковом словаре. (выводится слайд)
1) Специалист по расследованию уголовных преступлений.
2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений.
Какими качествами должны обладать детективы?
Быть очень внимательным
Должен уметь все слышать и видеть и наблюдать.
- Вы готовы к работе? Тогда начнём!
Актуализация знаний
- На сегодняшнем уроке наши тетради называются «Журналами расследований»
- Итак, откройте тетради запишите дату и место расследования.
Чистописание. Каждый детектив должен быть очень внимательным.
Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. Для этого вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
На табличку ты внимательно
Быстро посмотри.
Какая буква часто повторяется
Ты скорей найди!
З А В Т Р А К М КМ П М М В М О Б Е Д М Х У Ж И Н В М М К К О М О Л О К О М Т М К Ш М
Правильно ли мы справились с первым заданием? (Проверка по щелчку).
Буква М. Эту букву будем прописывать.
Какой звук слышится? Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым).
Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне).
Запишите М м всю строчку. Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего.
Словарная работа
А мы снова обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их. (Завтрак, обед, ужин, молоко)
Что вы можете сказать об этих словах? (они словарные)
Эти слова ещё говорят нам о том, что если хочешь быть здоровым, то всегда нужно помнить о правильном питании и обязательно нужно пить молоко и кушать молочные каши и супы.
Спишите слова, поставьте ударение.
Молодцы!
Вы получаете Оценочный лист детектива (приложение 1), на котором вы оцените свою работу после каждого этапа. (Комментирую работу с ОЛ.) Оцените себя!
-Вы готовы к работе? Тогда начнём!
– Итак, мы с вами сегодня детективы. И наше детективное агентство называется ПОИСК.
Чтобы войти в состав следственного отдела надо пройти ЭКСПРЕСС-ОПРОС
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕКТИВОВ» (фронтальная работа)
ЦЕЛЬ: проверить свои знания по русскому языку.
Кто из вас желает проверить свои знания. (Дети в режиме соревнования отвечают на поставленные вопросы).
Вопросы:
Какие слова всегда пишутся с большой буквы? (Имена собственные.)
Главное правило переноса слов? (По слогам.)
Как называются главные члены предложения (сказуемое и подлежащее)
Что такое синонимы?
Как называется предложение в котором есть только главные члены? (простое, нераспространённое)
Из чего состоит словосочетание? (главного и зависимого слова)
Рефлексия:
Кому из вас удалось быстро и верно отвечать на вопросы?
Рефлексия: Оцените свою работу в оценочном листе
Постановка учебной цели (проблема).
Итак, в наше детективное агентство поступил материал для расследования. Мы получили огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок!
А как? (Надо их как-то сгруппировать).
Но можно ли на одну «полку» положить слова мороз и лесной, на другую парта и идти.
Будет ли порядок?
Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам).
Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.
На какие же группы мы можем разделить эти слова? (На имя сущ., имя прилаг., глагол).
Как можно назвать все эти группы? (Части речи)
Из всего, что мы сейчас сказали сформулируйте тему нашего урока. (Части речи)
Какова же цель нашего расследования? (Научиться определять части речи)
Усвоение новых знаний (групповая работа)
Молодцы, вы будущие детективы и для нашего агентства просто необходимы. Приступим к расследованию. И перовое что нужно сделать, составить ФОТОРОБОТ.
У нас работать будут три группы детективов.
ЦЕЛИ:
во-первых, определить о какой части речи вы будите вести расследование. (Капитанам подойти и выбрать) (1 группа - Имя существительное; 2 группа – Имя прилагательное; 3 группа – глагол).
- во-вторых, прежде, чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему известно по этому делу. Перед вами вещественные доказательства. Выберите те, что нужны вам и составьте фоторобот кластер, который в будущем будет нашим помощником в дальнейшей работе.
Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:
Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.
Каждой группе дан алгоритм по которому вы работаете.
Алгоритм
Отвечает на вопросы…
Обозначает…
Бывает...
В предложении является….
Приведите 2-3 примера данной части речи:
(Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное)
- Определите, кто будет рассказывать от каждой группы. (Дети крепят свои кластеры к доске).
Исходя из наших исследований сделаем вывод, что называется частью речи?
(Группа слов, которая имеет общие грамматические значения).
Оцените свою работу в оценочном листе
Первичное закрепление.
А теперь наступило время использовать наши знания. Следующее задание: «Внимание! Розыск!» (Работа в паре на персональном компьютере). (тренажёр)
Оцените свою работу в оценочном листе
Следственный эксперимент «Исправь»
А мы возвращаемся к нашему делу и постараемся навести порядок. Пользуясь нашими доказательствами, распредели слова, которые рассыпались из мешка по группам.
1 ряд выбирает – имена существительные,
2 ряд - имена прилагательные,
3 ряд – глаголы.
Молодцы, мы навели порядок.
Оцените свою работу в оценочных листах
- Мы много трудились, пора и отдохнуть.
Физкультминутка.
Частное расследование. Самостоятельная работа
Итак, уважаемые детективы, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно, каждый из вас проведёт частное расследование.. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Помните, карточка с красным кружочком – высокий уровень,
Карточка с зелёным кружочком – средний уровень,
Карточка с жёлтым кружочком – низкий уровень.
Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.
Низкий уровень. Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
Средний уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
Высокий уровень. Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
Веселье – … , … .
Шум – … , … .
Игра - … , … .
- Как вы подбирали однокоренные слова?
Проверка со слайда.
Сравните результаты с заданным эталоном.
Кто выполнил задание без ошибок?
Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?
В чем испытывали трудности?
Закрепление. «Внимание детектив – твой багаж знаний»
Спиши предложение. Определи какой частью речи являются слова в предложении.
На травинке греют спинки золотые паучки.
РЕФЛЕКСИЯ.
А сейчас отдохнём и поиграем. Игра «Да. Нет»
Имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что? (Да)
Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)
Имя прилагательное всегда главный член предложения(Нет).
Глагол отвечает на вопрос Что делать? (Да)
Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)
В предложении глагол всегда главный член предложения? (Да)
Имя прилагательное отвечает на вопрос Какой? Какие? (Да)
Глагол обозначает предмет? (Нет)
Имя существительное связано с глаголом? (Да)
- Что повторили мы за урок? (Что называется сущ., прил., гл.)
- Что нового узнали на уроке? (Самостоятельные части речи, служебные)
- Чему научились? (Определять части речи)
- Что вызвало особый интерес?
-Посчитайте количество плюсов в ваших листах самооценки. (Слайд 11)
Если вы набрали 12 – 10 плюсов – поставьте себе «5»; - 9 – 8 – «4»; 7 - 5 – «3».
Вы все сегодня большие молодцы! Мы сегодня помогли распутать очень сложное дело. Поэтому вы все награждаетесь звездочкой «Юного детектива»
Оценочный лист детектива
Фамилия, имя __________________________________
№ | Задание | Самооценка + или ++ | Оценка учителя |
1 | «Красивый почерк» | | |
2 | «Экспресс-опрос» | | |
3 | «Фоторобот» | | |
4 | «Внимание, розыск» | | |
5 | Следственный эксперимент «Исправь» | | |
6 | Частное расследование | | |